Р Е Ш Е Н И Е 15 марта 2012 года г. Новомосковск Тульской области Новомосковский городской суд Тульской области в составе: судьи Золотухиной С.П., при секретаре Коваль А.А., с участием представителя ответчика Розановой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-514 по иску Арбузова Н.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки, У С Т А Н О В И Л: Арбузов Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Свои требования мотивирует тем, что имеет удостоверение «Ветеран труда». В соответствии со статьей 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», предусмотрено его право, как ветерана труда, на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» с заявлением о предоставлении ему меры социальной поддержки, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года, однако получил отказ, который считает незаконным, нарушающим его права, предусмотренные данным Законом. Считает, что право на меры социальной поддержки ветеранам труда в виде ежемесячной денежной выплаты предусмотрено Законом без каких-либо возрастных ограничений. Согласно статье 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата выделена в отдельный пункт, является самостоятельной мерой социальной поддержки, не связанной с иными мерами. Просил признать за ним право на указанную меру социальной поддержки, обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату. Истец Арбузов Н.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить. Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» по доверенности Розанова С.Е. в судебном заседании исковые требования Арбузова Н.В. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, и пояснила, что истец не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанной меры социальной поддержки не имеется. Просила в иске Арбузову Н.В.отказать. Представители Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области и Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Письменных возражений по иску не представили. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, просившего суд о рассмотрении дела в его отсутствие, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ. Изучив мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан. Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться. В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. В соответствии со статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют: ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. По делу установлено, что Арбузов Н.В. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ «Ветеран труда» (л.д.11). Как ветеран труда Арбузов Н.В. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Арбузов Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, однако в удовлетворении заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты истцу было отказано (л.д.43). Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего. Исходя из буквального толкования содержания статьи 7 Закона, возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона, законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением лицом статуса ветерана труда и не ставит в зависимость от каких - либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого - либо вида пенсии. В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами. Истец обратился с письменным заявлением к ответчику о назначении данной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанная выплата должна быть ему назначена с этой даты. Поскольку Закон Тульской области № 493 - ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также обязательным получением того или иного вида пенсии, суд приходит к выводу о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области, принятыми в пределах их компетенции. Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд считает, что истец имеет право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493 – ЗТО, с ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах исковые требования Арбузова Н.В. подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Арбузова Н.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить. Признать за Арбузовым Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, как ветераном труда, право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, установленной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» назначить Арбузову Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты>, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, установленную статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья С.П. Золотухина
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ