Решение от 12.03.2012 г. по делу № 2-277/2012 о признании права на получение мер социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2012 года г. Новомосковск Тульской области

Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Черниковой Н.Е.,

при секретаре Белоусовой К.А.,

с участием

истца Лопатиной Т.И.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Розановой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-277 по иску Лопатиной Т.И. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Лопатина Т.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», в обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что она согласно ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда». В соответствии со ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», предусмотрено ее право, как ветерана труда, на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в государственное учреждение <данные изъяты> области «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года, однако получила отказ, который считает незаконным, нарушающим ее права, предусмотренные Законом. Считает, что право на меры социальной поддержки ветеранам труда в виде ежемесячной денежной выплаты предусмотрено Законом без каких-либо возрастных ограничений. Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата выделена в отдельный пункт, является самостоятельной мерой социальной поддержки, не связанной с иными мерами. Просит обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренную для ветеранов труда.

Определением Новомосковского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ исключен из числа третьих лиц Департамент социального развития Тульской области и привлечено к участию по делу в качестве третьего лица Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области.

Истец Лопатина Т.И. в судебном заседании уточнила свои исковые требования, просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года. Обязать государственное учреждение <данные изъяты> области «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» назначить ей ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года, с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Розанова С.Е. в судебном заседании исковые требования Лопатиной Т.И. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, и пояснила, что истец не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем, правовых оснований для предоставления ей указанной меры социальной поддержки не имеется. Просит в иске Лопатиной Т.И. отказать.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области и Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Письменных возражений по иску не представили.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии со ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют: ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

По делу установлено, что Лопатина Т.И. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ «Ветеран труда» (л.д. 14).

Как ветеран труда Лопатина Т.И. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Лопатина Т.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО (л.д. 21).

В удовлетворении заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты истцу было отказано, что подтверждается ответом государственного учреждения <данные изъяты> области «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» (л.д. 7).

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Исходя из буквального толкования содержания ст. 7 Закона, возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона, законодатель <адрес> связывает лишь с приобретением лицом статуса ветерана труда и не ставит в зависимость от каких - либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого - либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Истец обратилась с письменным заявлением к ответчику о назначении данной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанная выплата должна быть ей назначена с этой даты.

Поскольку Закон Тульской области № 493 - ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также обязательным получением того или иного вида пенсии, суд приходит к выводу о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области, принятыми в пределах их компетенции.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд считает, что истец имеет право на предоставление ей меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493 – ЗТО с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах исковые требования Лопатиной Т.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Лопатиной Т.И. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на меры социальной поддержки удовлетворить.

Признать за Лопатиной Т.И. право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года.

Обязать государственное учреждение <данные изъяты> области «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» назначить Лопатиной Т.И. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий