Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 марта 2012 года г.Новомосковск Тульской области Новомосковский городской суд Тульской области в составе: судьи Золотухиной С.П., при секретаре Пронькиной О.П., с участием представителя истца адвоката Терешкина В.С., представителя ответчика Лажевского К.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-315 по иску Елисеева В.М. к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановки на учет и включении в список для получения мер социальной поддержки, У С Т А Н О В И Л: Елисеев В.М. обратился в суд с иском, в котором указал, что является участником ликвидации аварии на ЧАЭС, <данные изъяты> имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального образования город Новомосковск с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилье и включении в список для получения мер социальной поддержки. Решением ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в признании нуждающимся в жилье в виду намеренного ухудшения жилищных условий. Просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий; поставить на учет и включить составом семьи, состоящей из супруги, сына, снохи и двоих внуков, в список для получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В судебном заседании представитель истца Елисеева В.М. – адвокат Терешкин В.С. иск поддержал, показал, что Елисеев В.М. является участником ликвидации аварии на ЧАЭС, <данные изъяты> имеет право на улучшение жилищных условий, поскольку проживает в жилом помещении, площадь которого на каждого члена семьи менее учетной нормы. Собрав все необходимые документы, Елисеев В.М. обратился в администрацию муниципального образования город Новомосковск с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако в постановке на учет Елисееву В.М. было отказано со ссылкой на то, что он ухудшил свои жилищные условия, поэтому в течение <данные изъяты> лет не имеет право быть поставлен на учет. Считает такой отказ неправомерным, поскольку совместное проживание семьи сына в одном жилом помещении, не является намеренным ухудшением жилищных условий. Просил признать Елисеева В.М. нуждающимся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск поставить его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, включить его составом семьи, состоящим из супруги Елисеевой Л.А., сына Елисеева С.В., супруги сына Елисеевой С.В. и внуков ФИО8 и ФИО12 в список граждан – участников федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты> годы. Представитель ответчика – администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Лажевский К.П. иск не признал, считает, что в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилье, Елисееву В.М. отказано правомерно, поскольку, он намеренно ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировав в квартиру супругу своего сына и двоих внуков. Третьи лица Елисеева Л.А., Елисеев С.В. и Елисеева С.В. просили дело рассмотреть в их отсутствие. Представители третьих лиц ООО «ЖКО» и Территориального отдела по городу Новомосковску Комитета по семейной, демографической политике, опеке и попечительству просили дело рассмотреть в их отсутствие, возражений не высказали. Представитель третьего – Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Изучив мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ не истечение предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срока, является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Елисеев В.М. обратился с заявлением о постановке его составом семьи, в том числе супруги Елисеевой Л.А., сына Елисеева С.В., супруги сына Елисеевой С.В. и внуков ФИО8 и ФИО12 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с целью получения жилья по программе «Жилище». Решением ЖБК администрации муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке на учет Елисееву В.М. было отказано со ссылкой на то, что им намеренно ухудшены жилищные условия (л.д.62-63, 66, 67). Из материалов дела следует, что Елисеев В.М. зарегистрирован и проживает в жилом помещении площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве совместной собственности Елисееву В.М., его супруге Елисеевой Л.А. и сыну Елисееву С.В. (л.д.12, 21-25, 100- 101) ДД.ММ.ГГГГ в квартиру были зарегистрированы супруга сына Елисеева С.В. и несовершеннолетняя дочь ФИО8 а ДД.ММ.ГГГГ после рождения несовершеннолетняя дочь ФИО12 (л.д.18-20). До вселения в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, семьи сына Елисеева В.М. – Елисеева С.В. площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого его собственника составила <данные изъяты> кв.метров. После вселения в указанную квартиру семьи сына, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из проживающих в квартире граждан, составила <данные изъяты> кв.метров. Решением Собрания депутатов муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения, которая равна <данные изъяты> кв.м. Таким образом, поскольку площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого гражданина, проживающего в данной квартире, стала менее учетной нормы, установленной Решением Собрания депутатов муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, после вселения в нее семьи сына, нуждаемость в жилых помещениях у Елисеева В.М. возникла именно после их вселения. Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию. По смыслу статей 30 и 31 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения вправе вселять в него в качестве членов семьи своего супруга, детей и родителей. При этом на вселение несовершеннолетних детей согласия других собственников не требуется. Поэтому, Елисеев С.В., как собственник жилого помещения, вправе был вселить в него свою супругу и несовершеннолетних детей. По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что Елисеев В.М. действий по ухудшению своих жилищных условий не совершал, а поэтому отказ в постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилье, является неправомерным. Поскольку Елисеев В.М. и члены его семьи обеспеченны общей площадью жилого помещения на каждого менее учетной нормы, то он подлежит признанию нуждающимся в жилых помещения, предоставляемых договору социального найма, и постановке на учет с момента подачи заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС и нуждающиеся в улучшении жилищных условий имеют право один раз на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Елисеев В.М. является участником ликвидации аварии на ЧАЭС, <данные изъяты>, что подтверждается удостоверением и справкой <данные изъяты> (л.д.15, 16). Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья). В соответствии с пунктом 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В соответствии с пунктом 13 вышеназванных Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. В соответствии с пунктом 17 подпунктом «а» вышеназванных Правил членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи. Из правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 26 января 2009 года № ГКПИ08-2134, следует, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи гражданина – участника федеральной целевой программы «Жилище», необходимо руководствоваться частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ. По смыслу части 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ при решении вопроса о признании иных лиц членами семьи гражданина – участника федеральной целевой программы «Жилище» необходимо установить в качестве кого они были вселены, в течение какого времени проживают, вели ли общее хозяйство, имеют ли право на другое жилое помещение. В соответствии со статьей Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Из показаний Елисеевых следует, что они проживают одной семьей и ведут общее хозяйство (л.д.47). Из сообщениий Росреестра <данные изъяты> ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что ни Елисеева С.В., ни несовершеннолетние ФИО8 и ФИО12 также не имели и не имеют права пользования иным жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение (л.д.57, 72, 82, 89, 90). Поэтому Елисеев В.М. подлежит включению в список граждан – участников целевой программы «Жилище» на <данные изъяты> годы составом семьи, состоящим из супруги Елисеевой Л.А., сына Елисеева С.В., супруги сына Елисеевой С.В. и внуков ФИО8 и ФИО12 На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать Елисеева В.М. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск поставить Елисеева В.М. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ. Включить Елисеева В.М. составом семьи, состоящим из супруги Елисеевой Л.А., сына Елисеева С.В., супруги сына Елисеевой С.В. и внуков ФИО8 и ФИО12, в список граждан – участников программы «Жилище» на <данные изъяты> годы. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Новомосковский городской суд в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме. Судья С.П.Золотухина