Решение № 2-651 от 18 апреля 2012 года по по иску о признании права на трудовую пенсию по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2012 года г. Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Черниковой Н.Е.,

при секретаре Панарад А.С.,

с участием представителя ответчика по доверенности Юраковой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркина Б.К. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новомосковск и Новомосковском районе о признании права на трудовую пенсию по старости,

установил:

Маркин Б.К. обратился в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новомосковск и Новомосковском районе (далее УПФ РФ), обосновав свои требования тем, что он проработал на работах с вредными условиями труда <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев. В соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеет право на пенсию с уменьшением возраста на <данные изъяты> лет. Он относится к категории граждан, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, статус которых предусмотрен п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировано право на получение пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. При этом гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, п. 3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п. 1 п. 2 ст. 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и трудовая пенсия по старости. В силу ст.28 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1, гражданам, указанным в ст.13 названного закона, при назначении пенсии по старости производится уменьшение возраста выхода на трудовую пенсию по основаниям, предусмотренным Законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных Законом от 15.05.1991 года № 1244-1 путем суммирования величин. В связи с тем, что с 1986 года он постоянно проживает на территории с льготно-экономическим статусом, то согласно ст.34 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 им приобретено право на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года. Считает, что общая величина снижения возраста составляет <данные изъяты> лет от общеустановленного.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> лет от общеустановленного. Ответчиком было принято решение об отказе в назначении второй пенсии по старости в связи с тем, что им не достигнут 55-летний возраст выхода на пенсию, предусмотренный п.п.3 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

Считает, что ответчик неправомерно отказал ему в назначении трудовой пенсии по старости, поскольку в силу ст. 28.1 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1, гражданам, указанным в ст. 13 названного закона, при назначении пенсии по старости, производится уменьшение возраста выхода на трудовую пенсию по основанию, предусмотренному Законом от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных Законом от 15.05.1991 года № 1244-1, путем суммирования величин. При этом, если сумма снижения возраста выхода на пенсию по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к специальному стажу на соответствущих видах работ. При вынесении решения об отказе в назначении пенсии ответчиком не была применена норма материального права, подлежащая применению к данным правоотношениям, а именно: норма п.п.1 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173-ФЗ, которая гарантирует каждому (без каких-либо ограничений) право на снижение возраста выхода на пенсию за работу во вредных условиях труда.

Просит признать за ним право на пенсию по старости со ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление пенсионного фонда (гу) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области назначить ему трудовую пенсию по старости с указанной даты.

В судебное заседание истец Маркин Б. К. не явился, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Юракова О.О. иск не признала, пояснив, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», другими Федеральными законами, в том числе ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В настоящее время Маркин Б.К. является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом № 166-ФЗ. В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона от 15.12.2011 года № 166 –ФЗ определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, к которым относится истец, может устанавливаться трудовая пенсия по старости. Маркин Б.К. претендует на назначение трудовой пенсии по старости как второй пенсии в соответствии с п.п.1 п.3 ст.3 Федерального закона № 166-ФЗ. Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Законом от 17.12.20001 года № 173-ФЗ. В силу п. 1 ст. 4 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно п.п.3 п.1 ст.28 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ, инвалидам вследствие военной травмы мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет. Истец не достиг указанного возраста, так как на момент обращения истцу исполнилось <данные изъяты> год. Истец вправе претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ (за работу во вредных условиях труда) с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с нормами ст.34 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1. Но такая пенсия не может быть второй, поскольку это противоречит нормам п.п.1 п.3 ст.3 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации аварии на ЧАЭС и с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по инвалидности.

В настоящее время истец Маркин Б.К. приравнен к статусу граждан, получающих пенсию по инвалидности, наступившей вследствие военной травмы на ЧАЭС, и является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166-ФЗ).

Нормами п. 2 ч.1 ст. 29 Закона № 1244-1 военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировано право на назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, в том числе на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами статьи 15 Закона № 166-ФЗ.

Из материалов дела следует, что Маркин Б.К. является пенсионером по инвалидности вследствие военной травмы на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ. Размер пенсии составляет <данные изъяты> руб. + <данные изъяты><данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.

В соответствии с п.п.1 п.3 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Закон № 166-ФЗ), право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Согласно ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Таким образом, условия назначения трудовой пенсии по старости урегулированы Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ).

В силу п.2 ст.4 Закона № 173-ФЗ, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что назначение пенсии по старости данной категория граждан урегулирована ст.28 Закона № 173-ФЗ.

Согласно п.п.3 п.1 ст.28 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Маркин Б.К. приобретает право на назначении пенсии по старости по п.п.3 п.1 ст.28 Закона №173-ФЗ одновременно с получением государственной пенсии по инвалидности, наступившей вследствие военной травмы на ЧАЭС по ст.15 Закона № 166-ФЗ, только при достижении им 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 25 лет.

Наличие страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, ответчиком не оспаривается.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ни к моменту обращения с заявлением - ДД.ММ.ГГГГ, ни к моменту рассмотрения данного спора Маркин Б.К. не достиг возраста 55 лет, что подтверждается данными паспорта истца, из чего следует, что истец Маркин Б.К. не имеет право на трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.3 п.1 ст.28 Закона № 173-ФЗ.

Анализируя заявленные истцом требования, суд приходит к выводу, что по существу истцом Маркиным Б.К. поставлен вопрос о назначении и выплате ему двух пенсий, назначаемых по ст.27, ст.28 Закона № 173-ФЗ с учетом ст.29 Закона № 1244-1.

Данные доводы истца необоснованны поскольку, согласно ч.1 ст.4 Закона № 173-ФЗ, гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Таким образом, право на одновременное получение двух пенсий законодатель в ч.3 ст.3 Закона № 166-ФЗ наделил, в том числе, граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, которым могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости, указаны в п.3 ч.1 в ст.28 Закона № 173-ФЗ.

В ст.27 Закона № 173-ФЗ не указаны граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, которым могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в которых содержится исчерпывающий перечень оснований для суммирования периодов работ, где не предусмотрено суммирование специального стажа работы по Списку № 1 (п.п.1 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ) и статуса гражданина, ставшего инвалидом вследствие военной травмы (п.3 ч.1 в ст.28 Закона № 173-ФЗ).

Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что истец имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по заявленным им основаниям. Однако при назначении такой пенсии со ДД.ММ.ГГГГ истцу в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ будет прекращена выплата пенсии по инвалидности вследствие военной травмы в размере <данные изъяты> руб. + <данные изъяты><данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.

Из представленных ответчиков материалов следует, что размер трудовой пенсии по старости на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб., на момент рассмотрения дела – <данные изъяты> руб., из чего следует, что при отсутствии права на получение второй пенсии, назначение досрочной трудовой пенсии для истца нецелесообразно, так как размер такой пенсии значительно ниже пенсии, получаемой истцом в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ.

Таким образом, оснований для назначения Маркину Б.К. второй пенсии – досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ДД.ММ.ГГГГ не имеется, в связи с чем, исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Маркину Б.К. о признании права на трудовую пенсию по старости и обязании назначить трудовую пенсию по старости со ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной через Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий