решение № 2-974 от 14.06.2012г. о признании права на меры социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2012 года город Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Кончаковой С.А.,

при секретаре Неудахиной Е.А.,

с участием истца Глазунова С.Н., представителя ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Гукаленко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-974 по иску Глазунова С.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на меры социальной поддержки,

у с т а н о в и л:

Глазунов С.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» (далее – ГУ ТО «УСЗН г. Новомосковска») о признании права на получение мер социальной поддержки. В обоснование своих требований указал, что является пенсионером УФСИН России по <данные изъяты> области с ДД.ММ.ГГГГ, имеет пенсионное удостоверение и удостоверение «<данные изъяты>». В соответствии со ст.ст. Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» <данные изъяты>, а также граждане, приравненные к ним, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеют право на ежемесячные денежные выплаты. В целях реализации своего права на меры социальной поддержки он обратился в ГУ ТО «УСЗН г. Новомосковска» с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки, однако получил отказ, который считает незаконным.

Просит суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки на оплату в размере <данные изъяты> процентов общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере <данные изъяты> процентов коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; на выплату ежемесячной денежной компенсации. Обязать ГУ ТО «УСЗН г. Новомосковска» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату; производить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в размере <данные изъяты> процентов на оплату общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и на оплату в размере <данные изъяты> процентов коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

В судебном заседании истец Глазунов С.Н. заявленные требования поддержал, пояснив, что приобрел право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как <данные изъяты> и как <данные изъяты>. Считает, что имеет право выбора между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности. Полагает, что законодательство предоставляет ему право дополнить одни формы социальной поддержки другими формами, предусмотренными разными основаниями, в частности, получать как <данные изъяты> такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата по категории «<данные изъяты>» и ежемесячная денежная выплата на содержание жилого помещения, и одновременно как <данные изъяты> - ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные ст.ст. Законом <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ
«О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» (далее Закон <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области»).

Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Гукаленко А.Н., в судебном заседании исковые требования Глазунов С.Н. не признала.

В обоснование своих возражений пояснила, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» соответственно). Истцу назначена пенсия за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года
№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а не на основании Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Кроме того, Глазунов С.Н., как <данные изъяты>, является получателем ежемесячной денежной выплаты по федеральному законодательству, а в соответствии с действующим законодательством, получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям недопустимо.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явился. Министр финансов Тульской области Юдин В.Е. представил письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя, просил отказать Глазунову С.Н. в удовлетворении исковых требований, так как истец не достиг возраста, дающего право на назначении ему пенсии по старости, поэтому отсутствуют правовые основания для предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренных Законом <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон «О ветеранах»).

Согласно ст. 13 указанного Федерального закона, социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Положениями ст.ст. 16, 23.1 анализируемого Федерального закона предусмотрено, что ветеранам боевых действий в числе других мер социальной поддержки предоставляются такие меры, как оплата в размере <данные изъяты> занимаемой общей площади жилых помещений, включая членов семей ветеранов боевых действий, совместно с ним проживающих, и в виде ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и в силу
п. 2 ст. 10 того же Федерального закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

При этом, указанный Федеральный закон не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки <данные изъяты> должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «<данные изъяты>», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения <данные изъяты> <данные изъяты> областной Думой был принят Закон <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области». Статьей данного Закона установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены <данные изъяты>, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Действие данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

По делу установлено, что Глазунов С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером УФСИН России по <данные изъяты> области, получает пенсию за выслугу лет, также является <данные изъяты>, что подтверждается пенсионным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», копией трудовой книжки, копией выписки из приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ УФСИН по г. <данные изъяты>.

Из удостоверения выданного ОВК г. <данные изъяты> области
от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Глазунов С.Н. является <данные изъяты> и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

Истец Глазунов С.Н. проживает и имеет регистрацию по адресу: <адрес> (л.д. 11-12,28).

Глазунов С.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ТО «УСЗН
г. Новомосковска» с письменным заявлением о назначении ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст.ст. Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области». В удовлетворении данного требования истцу было отказано, что подтверждается ответом ГУ ТО «УСЗН г. Новомосковска» от ДД.ММ.ГГГГ .

Разрешая возникшие спорные правоотношения, суд приходит к следующему.

В силу ст. Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» в качестве меры социальной поддержки ветеранам <данные изъяты>, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, является ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за <данные изъяты> платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <данные изъяты> области; ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за <данные изъяты> платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. указанного Закона <данные изъяты>, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Глазунов С.Н., являясь <данные изъяты> и <данные изъяты>, полагает, что он приобрел право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как <данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и как <данные изъяты> по условиям и нормам Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области».

Между тем, согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) при наличии у <данные изъяты> права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору <данные изъяты>, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таким образом, в данной правовой норме закреплено право <данные изъяты> выбирать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как <данные изъяты> имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

Положениями ч. ст. Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» и п. ст. Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Указанные нормы законов <данные изъяты> области по своей сути имеют тот же правовой смысл, что и положения п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах», предусматривая право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки.

Суд, анализируя описанные положения законов, приходит к выводу о том, законодатель не предусмотрел возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона «О ветеранах», а также льгот, установленных другими федеральными законами или нормативными правовыми актами, предусматривались ранее п. 2 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах», однако с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ данный пункт утратил силу.

В настоящее время Федеральный закон «О ветеранах» не содержит механизма суммирования мер социальной поддержки по разным основаниям и не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Согласно сообщению УПФР в г. <данные изъяты> и <данные изъяты> районе от ДД.ММ.ГГГГ Глазунову С.Н. на основании подп. 1-4 п. 1 ст. 3 и подп. 3 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 и подп.5 ч. 3 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по двум категориям: «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>».

Из сообщения ГУ ТО «Управление социальной защиты населения
г. Новомосковска» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Глазунову С.Н. назначены и предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива как <данные изъяты> и в соответствии со п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, истец, как <данные изъяты>, реализовал свое право выбора на получение мер социальной поддержки в рамках Федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствует факт получения им ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах», а также ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты> % на расходы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии со ст. 16 указанного закона, что исключает его право на получение им мер социальной поддержки, как <данные изъяты>, по условиям и нормам вышеуказанного Закона <данные изъяты> области.

В этой связи, суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что Федеральный закон «О ветеранах» предоставляет гражданам право выбора между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников, как основанными на неправильном толковании п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах», в котором закреплено право <данные изъяты> выбрать именно основание для предоставления ему социальной поддержки в том случае, если он как <данные изъяты> имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

По тем же мотивам, суд не может признать обоснованным ссылку заявителя о том, что Федеральный закон «О ветеранах» предоставляет <данные изъяты> право дополнить одни формы социальной поддержки другими формами, предусмотренными разными основаниями, в частности, получать как <данные изъяты> по Федеральному закону «О ветеранах» такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата по категории «<данные изъяты>» и ежемесячная денежная выплата на содержание жилого помещения, и одновременно, как <данные изъяты> - ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные ст.ст. Законом <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области». Данный довод заявителя также по существу сводится к ошибочному утверждению о праве выбора гражданином отдельных мер социальной поддержки по разным основаниям, в то время как в п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» речь идет о выборе ветераном исключительно основания предоставления социальной поддержки. При этом под социальной поддержкой в силу п. 1 ст. 13 указанного Федерального закона понимается осуществление системы мер, установленных для определенной категории ветеранов.

Такое правовое регулирование, которым устанавливается право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.

Иные возражения ГУ ТО «Управление социальной защиты населения
г. Новомосковска» суд считает не основанными на законе и не имеющими правового значения при разрешении спора.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Глазунова С.Н.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Глазунова С.Н. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.ст. Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» от ДД.ММ.ГГГГ и обязать назначить меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ - «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кончакова