решение № 2-1141 от 18.06.2012г. о признании права на получение мер социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2012 года г. Новомосковск Тульской области

Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Кончаковой С.А.,

при секретаре Неудахиной Е.А.,

с участием истицы Коробовой В.Н.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Бинчук Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1141 по иску Коробовой В.Н. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки,

у с т а н о в и л :

Коробова В.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки. Просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить ей с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для <данные изъяты>. Свои требования Коробова В.Н., являясь <данные изъяты>, обосновала положениями ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки, предусмотренной ст. Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, однако получила отказ, который считает незаконным. Считает, что реализация права на меры социальной поддержки <данные изъяты> в виде ежемесячной денежной выплаты не связана с возрастными ограничениями. Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата выделена в отдельный пункт, является самостоятельной мерой социальной поддержки.

В судебном заседании истица Коробова В.Н. заявленные требования поддержала.

Представитель государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Бинчук Н.В. в судебном заседании исковые требования Коробовой В.Н. не признала, пояснила, что истица не достигла возраста, дающего ей право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем правовых оснований для предоставления ей указанной меры социальной поддержки не имеется. Просит в иске Коробовой В.Н. отказать.

Представители третьих лиц – Министерства финансов <адрес> и Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Представлены письменные возражения Министра финансов <адрес> на иск, согласно которым требования истицы не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием правовых оснований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив мнения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда <данные изъяты> областной Думой был принят Закон <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области», статьей которого установлены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены <данные изъяты>, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» право на ежемесячную денежную выплату имеют:

<данные изъяты>, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

По делу установлено, что Коробова В.Н. является <данные изъяты>, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» (л.д. 8), копией трудовой книжки (л.д.13-14).

Как ветеран труда Коробова В.Н. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области».

Коробова В.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

В удовлетворении заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты истице было отказано, что подтверждается ответом ГУ ТО «УСЗН г. Новомосковска» (л.д. 10-11).

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Как следует из буквального толкования содержания ст. Закона, возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. Закона, законодатель <данные изъяты> области связывает лишь с приобретением лицом статуса <данные изъяты> и не ставит в зависимость от каких - либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого - либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <данные изъяты> области, утвержденным Постановлением администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» право на ежемесячную денежную выплату имеют <данные изъяты>, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Истица обратилась с письменным заявлением к ответчику о назначении данной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанная выплата должна быть ей назначена с этой даты.

Поскольку Закон <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе дающего право на назначение <данные изъяты> пенсии по <данные изъяты> (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть <данные изъяты> лет для мужчин и <данные изъяты> лет для женщин, а также обязательным получением того или иного вида пенсии, суд приходит к выводу о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для <данные изъяты>, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами <данные изъяты> области и иными нормативными правовыми актами <данные изъяты> области, принятыми в пределах их компетенции.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд считает, что истец имеет право на предоставление ей меры социальной поддержки, предусмотренной ст Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах исковые требования Коробовой В.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Коробовой В.Н. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.

Признать за Коробовой В.Н. право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить Коробовой В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кончакова