Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 июня 2012 года г. Новомосковск Тульской области Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Токаревой Л.В., при секретаре Коваль А.А., с участием истца Поджарского С.А., представителя администрации МО город Новомосковск по доверенности Поручиковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1099 по иску Поджарского С.А. к администрации МО город Новомосковкск о признании незаконным отказа в согласовании проекта перевода квартиры в нежилое помещение, УСТАНОВИЛ: Истец Поджарский С.А. обратился в суд с иском к администрации МО город Новомосковск о признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта перевода квартиры в нежилое помещение, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, просив обязать ответчика согласовать перевод <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилой фонд. В обоснование требований указал на незаконность названного решения, считая, что для осуществления согласования перевода квартиры в нежилой фонд администрация МО город Новомосковск необоснованно потребовала представление решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома на проведение перепланировки. В судебном заседании истец Поджарский С.А. поддержал заявленные требования. Просит признать незаконным решение об отказе в согласовании проекта перевода квартиры в нежилое помещение, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика согласовать перевод <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилой фонд Представитель администрации МО город Новомосковск по доверенности Поручикова Т.А. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что несмотря на отсутствие в части 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений. В соответствии с ч.2 ст.40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Поджарский С.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 11). Квартира расположена на 1-м этаже жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ Поджарский С.А. обратился в администрацию МО город Новомосковск с заявлением о согласовании проекта перепланировки квартиры под <данные изъяты> по адресу: <адрес>, для перевода квартиры в нежилой фонд (л.д. 8). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО город Новомосковск отказала в согласовании, ссылаясь на то, что в представленных документах отсутствует решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома о согласовании проведения перепланировки помещения для дальнейшего использования ( л.д. 9). Несмотря на отсутствие в части 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Пунктами 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч.3 ст. 36 ЖК РФ). Таким образом, в рассматриваемом случае надлежит выяснить, связан ли перевод жилого помещения в нежилое с осуществлением работ по реконструкции, а если не связан, то происходит ли при проведении переустройства и (или) перепланировки помещения присоединение к нему имущества в многоквартирном доме. В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Из представленного проекта перепланировки квартир следует, что в результате проведения требуемых строительных работ параметры квартиры (высота, площадь, показатели производственной мощности, объем) и качество инженерно-технического обеспечения, не изменяются, в связи с чем основания для вывода о квалификации предполагаемых работ как работ по реконструкции квартиры, не имеется. Положениями статьи 25 ЖК РФ закреплено понятие переустройства и перепланировки. При этом перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"). При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Представленная в материалы дела копия проекта перепланировки квартиры с устройством отдельного входа <данные изъяты> предусматривает перепланировку помещения для использования под <данные изъяты> с устройством отдельного входа на месте и в рамках существующего окна путем разборки подоконной части стены, монтажа наружной лестницы-крыльца ( л.д. 15-41). Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае проектом перепланировки квартиры не предусмотрено присоединение к спорному жилому помещению части общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем для ее согласования не требуется получения общего собрания собственников жилого дома. Согласно уведомлению ФБУ «Кадастровая палата» по <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, представленному в материалы дела, земельный участок под жилым домом, в котором находится квартира, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен ( л.д.51). Следовательно, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не входит в общую долевую собственность собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме, поскольку земельный участок в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не сформирован и не прошел государственный кадастровый учет, в связи с чем у истца отсутствовала обязанность получения согласия собственников помещений в доме на распоряжение той частью земельного участка, на котором при осуществлении перепланировки спорного помещения планируется устройство отдельного входа. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в совместном Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ N 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в пункте 67 разъяснили, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При этом, в указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что устройство отдельного входа в спорную квартиру препятствует иным сособственникам общего имущества многоквартирного жилого дома владеть и пользоваться соответствующим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, в материалы дела представлено не было. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ в согласовании перевода <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилой фонд является незаконным, следовательно, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку истец надлежащим образом выполнил требования положений ст. 23 ЖК РФ. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Поджарского С.А. к администрации МО город Новомосковск о признании незаконным отказа в согласовании проекта перевода квартиры в нежилое помещение удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации МО город Новомосковск в согласовании Поджарскому С.А. перевода <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилой фонд. Обязать администрацию МО город Новомосковск согласовать перевод <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилой фонд. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Л.В. Токарева