решение от 20.06.2012 года дело № 2-1061 о признании права на получение мер соцподдержки.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 года г. Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Берсланова А.Б.,

при секретаре Кирьяновой Н.В.,

с участием истца Фандеева В.Н.,

представителя ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Гукаленко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1061 по иску Фандеева В.Н. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Фандеев В.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» (далее – ГУ ТО «Управление социальной защиты населения
г. Новомосковска») о признании права на получение мер социальной поддержки. В обоснование своих требований указал, что является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, имеет удостоверение «<данные изъяты>». В соответствии со ст.ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним, по состоянию на 31.12.2004 года имеют право на ежемесячные денежные выплаты. В целях реализации своего права на меры социальной поддержки он обратился в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки, однако получил отказ, который считает незаконным.

Просит суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки на оплату в размере <данные изъяты> процентов общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере <данные изъяты> процентов коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; на выплату ежемесячной денежной компенсации. Обязать ГУ <данные изъяты> назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату; производить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату в размере <данные изъяты> процентов общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и на оплату в размере <данные изъяты> процентов коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов Тульской области, Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области.

В судебном заседании истец Фандеев В.Н. заявленные требования поддержал, пояснив, что приобрел право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как ветеран боевых действий и как ветеран труда. Считает, что имеет право выбора между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности. Полагает, что законодательство предоставляет ему право дополнить одни формы социальной поддержки другими формами, предусмотренными разными основаниями, в частности, получать как <данные изъяты> такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата по категории «<данные изъяты>» и ежемесячная денежная выплата на содержание жилого помещения, и одновременно как ветеран труда - ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные ст.ст. 3, 7 Законом Тульской области от 28.12.2004 года
№ 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»).

Представитель ответчика – <данные изъяты> по доверенности Гукаленко А.Н., в судебном заседании исковые требования Фандеева В.Н. не признала.

В обоснование своих возражений пояснила, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» соответственно). Истцу назначена пенсия <данные изъяты> на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года
№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а не на основании Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Кроме того, Фандеев В.Н., как <данные изъяты>, является получателем ежемесячной денежной выплаты по федеральному законодательству, а в соответствии с действующим законодательством, получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям недопустимо.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явился. Министр финансов Тульской области Юдин В.Е. представил письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя, просил отказать Фандееву В.Н. в удовлетворении исковых требований, так как истец не достиг возраста, дающего право на назначении ему пенсии по старости, поэтому отсутствуют правовые основания для предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом телеграммой.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон «О ветеранах»).

Согласно ст. 13 указанного Федерального закона, социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Положениями ст.ст. 16, 23.1 анализируемого Федерального закона предусмотрено, что ветеранам боевых действий в числе других мер социальной поддержки предоставляются такие меры, как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, включая членов семей ветеранов боевых действий, совместно с ним проживающих, и в виде ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и в силу
п. 2 ст. 10 того же Федерального закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

При этом, указанный Федеральный закон не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда, Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Статьей 1 данного Закона установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Действие данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года.

По делу установлено, что ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты>, получает <данные изъяты>, также является <данные изъяты>, что подтверждается пенсионным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ «Ветеран <данные изъяты>», копией трудовой книжки, сообщением с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
.

Из удостоверения выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ следует, что Фандеев В.Н. является <данные изъяты> и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

Истец Фандеев В.Н. проживает и имеет регистрацию по адресу: <адрес>.

Фандеев В.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в <данные изъяты> с письменным заявлением о назначении ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В удовлетворении данного требования истцу было отказано, что подтверждается ответом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ .

Разрешая возникшие спорные правоотношения, суд приходит к следующему.

В силу ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, является ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <данные изъяты>; ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 указанного Закона ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Фандеев В.Н., являясь <данные изъяты>, полагает, что он приобрел право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как <данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и как <данные изъяты> по условиям и нормам Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Между тем, согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таким образом, в данной правовой норме закреплено право ветерана выбирать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как <данные изъяты> имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

Положениями ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и п. 2 ст. 1 Закона Тульской области от 18.10.2011 года N 1658-ЗТО предусмотрено, что если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Указанные нормы законов <данные изъяты> по своей сути имеют тот же правовой смысл, что и положения п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах», предусматривая право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки.

Суд, анализируя описанные положения законов, приходит к выводу о том, законодатель не предусмотрел возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона «О ветеранах», а также льгот, установленных другими федеральными законами или нормативными правовыми актами, предусматривались ранее п. 2 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах», однако с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ данный пункт утратил силу.

В настоящее время Федеральный закон «О ветеранах» не содержит механизма суммирования мер социальной поддержки по разным основаниям и не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Согласно сообщению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Фандееву В.Н. на основании подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» и п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 установлена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по двум категориям: «Ветераны боевых действий» и «Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом».

Из сообщения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Фандееву В.Н., как <данные изъяты>, в соответствии со п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» назначена и предоставляется ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения.

Таким образом, истец, как <данные изъяты>, реализовал свое право выбора на получение мер социальной поддержки в рамках Федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствует факт получения им ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах», а также ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты> процентов на расходы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона, что исключает его право на получение им мер социальной поддержки, как <данные изъяты>, по условиям и нормам Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В этой связи, суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что Федеральный закон «О ветеранах» предоставляет гражданам право выбора между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников, как основанными на неправильном толковании п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах», в котором закреплено право <данные изъяты> выбрать именно основание для предоставления ему социальной поддержки в том случае, если он как <данные изъяты> имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

По тем же мотивам, суд не может признать обоснованным ссылку заявителя о том, что Федеральный закон «О ветеранах» предоставляет ветеранам право дополнить одни формы социальной поддержки другими формами, предусмотренными разными основаниями, в частности, получать как <данные изъяты> действий по Федеральному закону «О ветеранах» такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата по категории «Ветеран боевых действий» и ежемесячная денежная выплата на содержание жилого помещения, и одновременно, как <данные изъяты> - ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные ст.ст. 3, 7 Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Данный довод заявителя также по существу сводится к ошибочному утверждению о праве выбора гражданином отдельных мер социальной поддержки по разным основаниям, в то время как в п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» речь идет о выборе ветераном исключительно основания предоставления социальной поддержки. При этом под социальной поддержкой в силу п. 1 ст. 13 указанного Федерального закона понимается осуществление системы мер, установленных для определенной категории ветеранов.

Такое правовое регулирование, которым устанавливается право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.

Иные возражения <данные изъяты> суд считает не основанными на законе и не имеющими правового значения при разрешении спора.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Фандеева В.Н.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Фандеева В.Н. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 года № 493-ЗТО и обязании назначить меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий