Решение по делу № 2-1222/2012 от 20.06.2012 года по иску Матвеева М.А. к ГУ ТО `УСЗНН` о признании права на получение мер социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2012 года г. Новомосковск Тульской области

Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Токаревой Л.В., при секретаре Коваль А.А., с участием истца Матвеева М.А., представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Розановой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1222 по иску Матвеева М.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки,

у с т а н о в и л :

Матвеев М.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки. Просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату и ежемесячную денежную выплату на оплату в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50 % коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что он является пенсионером <данные изъяты>, ему назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», согласно ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда». В силу ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством РФ. Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п. 2 ст. 1 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ в редакции Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области». В соответствии со ст. 3 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, меры социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Порядок назначения и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям жителей <данные изъяты> области утвержден Постановлением <данные изъяты> «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей <данные изъяты> области» от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии со ст.ст. 1, 3, 7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» в редакции Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области», предусмотрено право ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, ежемесячную денежную выплату и получение справки на льготный проездной билет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки согласно Закону <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ ), однако получил отказ.

Истец Матвеев М.А. в судебном заседании уточнил заявленные исковые требования, просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50 % коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, на исковых требованиях настаивает с учетом уточнения.

Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Розанова С.Е. в судебном заседании исковые требования Матвеева М.А. не признала и пояснила, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется. Просит в иске Матвееву М.А. отказать.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области и Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Письменных возражений по иску не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание третьих лиц.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда <данные изъяты> областной Думой был принят Закон <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

По делу установлено, что Матвеев М.А. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером <данные изъяты>, получает пенсию за выслугу лет, также является ветераном труда, что подтверждается пенсионным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ «Ветеран труда» (л.д. 12).

Как ветеран труда Матвеев М.А. имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области», ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги.

Матвеев М.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты и назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги (л.д. 27).

В удовлетворении заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты истцу было отказано, что подтверждается ответом ГУ ТО «УСЗН г. Новомосковска» (л.д. 9-10).

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлены статьями 3 и 7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области».

Как следует из указанных норм Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий;

ежемесячная денежная выплата в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, подлежащая ежегодной индексации по уровню инфляции.

Таким образом, право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии.

Истец Матвеев М.А. является пенсионером за выслугу лет <данные изъяты>.

Данное право истца предусмотрено ст.ст. 2, 4, 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд, разрешая спор в рамках заявленных истцом требований, считает, что истец имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 3 и 7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно подпункту 4 пункта 1 названного выше Положения предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями <данные изъяты> области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «УСЗН г. Новомосковска», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.

Доводы органа социальной защиты населения о том, что Матвеев М.А. не достиг возраста 60 лет, поэтому не имеет права на получение указанных льгот, суд считает не основанными на законе, поскольку Закон <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Не основанными на законе суд считает и доводы представителя ГУ ТО «УСЗН г. Новомосковска» о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Так, статьей 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены в том числе и военнослужащие.

В статье 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» дано понятие термину «военнослужащие» - это граждане, в том числе и <данные изъяты>.

Как следует из статьи 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.

Таким образом, достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей 1 и 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами <данные изъяты> области и иными нормативными правовыми актами <данные изъяты> области.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <данные изъяты> области, утвержденным Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области», право на ежемесячные денежные выплаты, установленные статьями 3 и 7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

При этом ежемесячная денежная выплата, установленная статьей 7, назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, а денежная выплата, установленная статьей 3, назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, установленных ст. 3 и ст. 7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ , истец Матвеев М.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Согласно п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан <данные изъяты> области, утвержденным Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ), ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

В соответствии с п. 21 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей <данные изъяты> области» днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день поступления в территориальный орган департамента социального развития <данные изъяты> области заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, ежемесячная денежная выплата, установленная статьей 7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ , подлежит выплате Матвееву М.А. с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей <данные изъяты> области, утвержденного постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты.

Следовательно, ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги – с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Матвеева М.А. удовлетворить.

Признать за Матвеевым М.А. право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 3 Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» от ДД.ММ.ГГГГ по оплате в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50% коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Признать за Матвеевым М.А. право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить Матвееву М.А. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату по оплате в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50% коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в соответствии со ст. 3 Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» от ДД.ММ.ГГГГ; назначить Матвееву М.А. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Токарева