Решение по делу № 2-1221/2012 от 26.06.2012 года по иску Лиллосон О.В. к администрации МО г. Новомосковск о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону и по завещанию



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2012 года г. Новомосковск Тульской области

Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Токаревой Л.В.,

при секретаре Коваль А.А.,

с участием истца Лиллосон О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–1221 по иску Лиллосон О.В. к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону и по завещанию,

у с т а н о в и л :

Лиллосон О.В. обратилась в Новомосковский городской суд Тульской области с иском к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону и по завещанию, обосновав свои требования тем, что <данные изъяты> ФИО3 и <данные изъяты> ФИО4 в порядке приватизации была передана в совместную собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Доли каждого собственника определены не были. ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ Завещательного распоряжения на случай своей смерти она не составила. Так как <данные изъяты>ФИО6, умер ДД.ММ.ГГГГ, иных наследников первой очереди не имелось, единственным наследником после смерти ФИО3 по праву представления являлась она. В установленный законом срок истец не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но фактически приняла его, вступив в управление наследственным имуществом. ДД.ММ.ГГГГ умерла <данные изъяты> ФИО4 Единственным наследником первой очереди к имуществу умершей является истец. На случай своей смерти ФИО4 составила завещание, в котором распорядилась всем своим имуществом, в том числе долей спорной квартиры, в пользу <данные изъяты> Лиллосон О.В. В установленный законом срок Лиллосон О.В. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО4, в том числе в виде доли квартиры. Однако, ввиду того, что доли собственников квартиры не были определены, нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию. В связи с тем, что соглашение об определении долей в праве собственности на спорную квартиру собственниками ФИО3 и ФИО4 не заключалось, следовательно, в силу Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» принадлежащие им доли признаются равными – по <данные изъяты> доли в праве. Просит признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, после смерти ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности в порядке наследования по завещанию на <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, после смерти ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Лиллосон О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования г. Новомосковск, по доверенности Лажевский К.П., в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав истца Лиллосон О.В., допросив свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.

В силу ст. 1146 ГПК РФ, доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.

Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.

На основании ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследственного имущества, в частности если наследник: вступил во владение либо в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Аналогичные положения содержались в Гражданском кодексе РСФСР, в частности ст. ст. 135, 527, 530, 532, 546 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства после смерти ФИО3

По делу установлено, что на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного в администрации города <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в реестре за , выдано регистрационное удостоверение на квартиру <адрес> о регистрации по праву совместной собственности за ФИО4 и ФИО3, в соответствии со свидетельством о регистрации права собственности (л.д. 14, 15).

ФИО3 являлась <данные изъяты> Лиллосон О.В. (до заключения брака <данные изъяты>), <данные изъяты> последней являлись <данные изъяты> ФИО6, <данные изъяты> ФИО4, что следует из свидетельства о рождении ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ , выданного <данные изъяты> районным бюро ЗАГС, свидетельства о рождении <данные изъяты> О.В. от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> , выданного Отделом ЗАГС <данные изъяты>, справки о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Управления ЗАГС города <данные изъяты> о наличии записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО12 и <данные изъяты> О.В., после заключения брака жене присвоена фамилия Лиллосон (л.д. 25, 11, 12).

<данные изъяты> ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о смерти серии <данные изъяты> , выданному ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отделом ЗАГС <данные изъяты> (л.д. 26).

ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со свидетельством о смерти серии <данные изъяты> , выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отделом ЗАГС <данные изъяты> (л.д. 27).

До момента смерти ФИО3 состояла на регистрационном учете и проживала совместно со <данные изъяты> ФИО4 по адресу: <адрес>, что следует из справки ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

Завещательного распоряжения на случай своей смерти ФИО3 не составила.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследников первой очереди после смерти ФИО3 не имелось. В силу ст. 1146 ГК РФ, единственным наследником после смерти ФИО3 по праву представления являлась Лиллосон О.В., которая в установленный законом срок не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства.

Наследственного дела к имуществу умершей ФИО3 в архиве нотариуса <данные изъяты> нотариального округа <данные изъяты> области ФИО13 не имеется, согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).

Однако, как следует из показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, <данные изъяты> Лиллосон О.В. фактически приняла наследство после смерти ФИО3, так как <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4, что следует из свидетельства о смерти серии <данные изъяты> , выданного ДД.ММ.ГГГГ комитетом ЗАГС администрации МО г.<данные изъяты> (л.д. 28).

До момента смерти ФИО4 состояла на регистрационном учете и проживала одна по адресу: <адрес>, что следует из справки ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29).

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследником первой очереди после смерти ФИО4 является <данные изъяты> Лиллосон О.В., иных наследников нет.

На случай своей смерти ФИО4 при жизни ДД.ММ.ГГГГ составила завещание, которым все свое имущество, какое ко дню смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы таковое не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, завещала Лиллосон О.В. (л.д. 9, 39).

Из копии наследственного дела к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 следует, что к нотариусу <данные изъяты> нотариального округа <данные изъяты> области ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ обратилась Лиллосон О.В. с заявлением о принятии наследства после смерти <данные изъяты>, в том числе в виде доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 36-42).

Как следует из технического и кадастрового паспортов помещения – квартира, расположенного по адресу: <адрес>, инвентарный номер , составленных <данные изъяты> ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», правообладателями указанного помещения являются ФИО3 и ФИО4, вид права – совместная собственность (л.д. 16-18, 19-24).

Как следует из ст. 3.1 Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 (ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

В силу указанного Закона доли ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, как участников совместной собственности на жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, приватизированной ДД.ММ.ГГГГ, признаются равными, то есть по <данные изъяты> доли в праве за каждой.

Поскольку Лиллосон О.В., являясь наследником по закону, фактически приняла наследство, оставшееся после смерти ФИО3, в том числе в виде <данные изъяты> доли спорной квартиры, то за ней следует признать право собственности по наследству по закону на <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Так как Лиллосон О.В., являясь наследником по завещанию, приняла наследство после смерти ФИО4, в том числе в виде <данные изъяты> доли спорной квартиры, то за ней следует признать право собственности по наследству по завещанию на <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лиллосон О.В. к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону и по завещанию удовлетворить.

Признать за Лиллосон О.В. право собственности на <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по наследству по закону после смерти ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Лиллосон О.В. право собственности на <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по наследству по завещанию после смерти ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.В. Токарева