Решение от 05.09.2012 г. № 2-1630/12 опризнании права на досрочное назначение трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 сентября 2012 года г. Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Елисеевой М.В.,

при секретаре Амбарцумян А.В.,

с участием

истца Фатьяновой Т.Ф.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области по доверенности Дудкина Р.Г.,

представителя третьего лица ГОУ ТО «Новомосковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» по доверенности Воскресенской Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1630 по иску Фатьяновой Т.Ф. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Фатьянова Т.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области (далее – УПФ РФ (ГУ) в г. Новомосковск и Новомосковском районе) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, ссылаясь на то, что работает <данные изъяты> в <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий трудовой стаж составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» истец обратилась в УПФ РФ (ГУ) в <данные изъяты> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием документа, подтверждающего смену фамилии с «<данные изъяты>» на «<данные изъяты>». При подсчете продолжительности специального стажа ответчиком не были приняты к зачету следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты>, так как отсутствуют сведения о смене фамилии с «<данные изъяты>» на «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без содержания; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без оплаты; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу на загрязненной территории за ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», обязать ответчика досрочно назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Фатьянова Т.Ф. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика – УПФ РФ (ГУ) в г. Новомосковск и Новомосковском районе, по доверенности Дудкин Р.Г., в судебном заседании исковые требования Фатьяновой Т.Ф. не признал и пояснил, что согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При подсчете продолжительности специального стажа истца не были приняты к зачету периоды работы:

ДД.ММ.ГГГГ (в том числе курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты>, так как отсутствуют сведения о смене фамилии истца с «<данные изъяты>» на «<данные изъяты>», кроме тог, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 516 в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, включаются только периоды ежегодных оплачиваемых отпусков;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без содержания;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ рождения, поскольку согласно п.21 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29, в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до 6 октября 1992 г.;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без оплаты поскольку согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, включаются только периоды ежегодных оплачиваемых отпусков.;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧСАЭС, поскольку предоставление данного отпуска не связано с выполнением трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя. Кроме того, страховые взносы на данную выплату начисляться не могут.

На ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с представлением истцом документов, подтверждающих смену фамилии, подлежит включению в стаж педагогической деятельности период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты>, за исключением <данные изъяты> дней, складывающихся из периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Представитель третьего лица – ГОУ ТО «Новомосковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», по доверенности Воскресенская Т.М., в судебном заседании полагала иск подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных п.п. 19-21 п. 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из повторного свидетельства о рождении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 родилась ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и ФИО8 заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия <данные изъяты>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ .

Из свидетельства о расторжении брака <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО8 и ФИО7 расторгнут.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 и ФИО10 заключили брак, что подтверждается повторным свидетельством о заключении брака <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия Фатьянова.

Из свидетельства о рождении ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что ее матерью является Фатьянова Т.Ф.

Согласно записям в трудовой книжке истец Фатьянова Т.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Фатьянова Т.Ф. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, при этом в специальный стаж Фатьяновой Т.Ф. ответчик не включил периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без содержания; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без оплаты; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу на загрязненной территории за ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая доводы истца о необходимости включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Фатьянова Т.Ф. находилась в служебных командировках: на курсах повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), всего <данные изъяты> дней.

Указанные периоды не были зачтены истцу в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Однако суд не может согласиться с данным решением ответчика.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона № 173-ФЗ РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно статье 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назна­чение трудовой пенсии по старости, не содержат каких-либо ограничений касающихся включения в стаж для назначения пенсии периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации.

Следовательно, данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фатьянова Т.Ф. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п.15 постановления № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того из пункта 7 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» следует, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

В период нахождения в отпуске по беременности и родам истец была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствовало о сохранении с нею в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, а значит и сохранении всех гарантий, в том числе, включение периодов нахождения в указанных отпусках в стаж для досрочного назначения пенсии как периодов работы, то есть в льготном исчислении.

Согласно п. 21 разъяснения № 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку отпуск по уходу за ребенком Фатьяновой Т.Ф. начался ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия указанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Фатьяновой Т.Ф. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Исходя из изложенного, включению в специальный стаж Фатьяновой Т.Ф., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью, подлежат периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Специальный стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней (<данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня +<данные изъяты> год <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней + <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней).

Таким образом, специальный стаж истца Фатьяновой Т.Ф., дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил более 25 лет, в связи с чем, требования истца признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Фатьяновой Т.Ф. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить.

Признать за Фатьяновой Т.Ф. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <данные изъяты> назначить Фатьяновой Т.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий