Решение от 08.10.2012 г. № 2-1807/12 о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 октября 2012 года г. Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Елисеевой М.В.,

при секретаре Амбарцумян А.В.,

с участием истца Фаменковой М.А.,

представителя ответчика по доверенности Жинкина С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1807 по иску Фаменковой М.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

       

У С Т А Н О В И Л :

Фаменкова М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области (далее УПФ РФ) об обязании назначения и выплаты досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи со снижением пенсионного возраста согласно ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии по причине недостижения возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости. С данным решением истец не согласна по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось <данные изъяты> лет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней) она проживала в <адрес> – в зоне с правом на отселение, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней) проживает в <адрес> – в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Считает, что при суммировании величин снижения пенсионного возраста по состоянию на дату обращения к ответчику, имеет право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> лет. Кроме того, она имеет право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости на <данные изъяты> лет в соответствии с подпунктом 3 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что ответчиком не оспаривается. Просит обязать УПФ РФ (ГУ) в <данные изъяты> назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию с момента первоначального обращения – ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Фаменкова М.А. уточнила исковые требования и просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со статьями 33, 34 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <данные изъяты> назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области, по доверенности Жинкин С.Н., возражал против исковых требований по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом норм ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 льготы по уменьшению пенсионного возраста по различным основаниям, установленным ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1, не суммируются, а предоставляются гражданам только по одному из оснований по их выбору. Из представленных истцом справок с места жительства следует, что Фаменкова М.А. была зарегистрирована и работала в <адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 года № 237-р <адрес> относился к зоне проживания с правом на отселение до ДД.ММ.ГГГГ. Периоды проживания и работы истца в данной зоне составляют <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что дает право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> года (<данные изъяты> года – первоначальная величина снижения пенсионного возраста плюс <данные изъяты> года – дополнительная величина снижения пенсионного возраста). Период проживания и работы истца в <адрес> – в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней, что дает право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> года. На ДД.ММ.ГГГГ периоды проживания и работы Фаменковой М.А. на территории зоны проживания с правом на отселение составляют <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом более <данные изъяты> лет, что дает право на снижение возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 на <данные изъяты> года и в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на <данные изъяты> лет. То есть истец имеет право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости на <данные изъяты> лет, то есть в <данные изъяты> лет и на ДД.ММ.ГГГГ не достигла возраста выхода на пенсию в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с учетом норм Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1.

Выслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV«Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно статьи 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем <адрес> отнесен к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и они стали относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Территория <адрес> в соответствии с вышеназванным перечнем населенных пунктов, относилась к зоне с льготным социально - экономическим статусом.

Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес> в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес>, то есть в зоне с правом на отселение, что подтверждается справками с места жительства.

Из трудовой книжки истца следует, что Фаменкова М.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <адрес>.

Таким образом, истица проживала на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, на территории зоны с льготно-экономическим статусом – более <данные изъяты> лет.

Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на <данные изъяты> года - первоначальную величину снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в период от момента катастрофы на ЧАЭС по ДД.ММ.ГГГГ и дополнительную величину на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года проживания в зоне проживания с правом на отселение, всего на <данные изъяты> года.

В силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на <данные изъяты> год - первоначальную величину снижения пенсионного возраста и дополнительно на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, всего на <данные изъяты> года.

ДД.ММ.ГГГГ Фаменкова М.А. обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с положениями ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостижением возраста, требуемого для назначения пенсии.

Суд считает данный отказ незаконным, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации №403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила <данные изъяты> лет.

Согласно положений ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Фаменкова М.А. имеет право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> лет.

На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации « № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец имеет право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости на <данные изъяты> лет в соответствии с подпунктом 3 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что ответчиком не оспаривается.

Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ Фаменковой М.А. исполнилось <данные изъяты> лет и, принимая во внимание, что с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста она обратилась своевременно, поэтому право выхода на пенсию истец приобретает с ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истца, не состоятельны по следующим основаниям.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (часть 2 статья 39).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Таким образом, исковые требования Фаменковой М.А. являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Фаменковой М.А. удовлетворить.

Признать за Фаменковой М.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со статьями 33,34 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <данные изъяты> назначить и выплачивать Фаменковой М.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий