Решение № 2-1268 от 17.07.2012 года по иску о признании права на досрочное назначение пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2012 года г. Новомосковск

        Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Черниковой Н.Е.,

при секретаре Панарад А.С.,

с участием

представителя ответчика по доверенности Жинкина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1268 по иску Нестеровой О.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

        Нестерова О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области (далее УПФ РФ) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, обосновав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ за назначением досрочной пенсии со снижением пенсионного возраста на <данные изъяты> года, в связи с работой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, то есть в зоне с правом на отселение. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии по причине не достижения возраста, необходимого для назначения пенсии. Просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Нестерова О.Н. в судебное заседание не явилась, в адресованном суду письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, свои исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Жинкин С.Н., возражая по заявленным требованиям, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Город <данные изъяты> отнесен к зоне проживания с льготно-экономическим статусом. Истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <данные изъяты>, следовательно, имеет право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> года. Согласно записям в трудовой книжке, истец с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ год работала в <данные изъяты>. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582 года <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ отнесен к зоне проживания с льготно-экономическим статусом. До указанной даты <данные изъяты> относился к зоне проживания с правом на отселение. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня, что дает право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> года. Право на первоначальную величину снижения пенсионного возраста отсутствует. На ДД.ММ.ГГГГ период проживания (работы) на территории проживания с льготно-экономическим статусом на день подачи заявления в УПФ РФ составляет более <данные изъяты> лет, что дает право выхода на пенсию на <данные изъяты> года. В соответствии с нормами ст.3 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», льготы по уменьшению пенсионного возраста по различным основаниям, установленные ст.ст.33-34 указанного Закона, не суммируются, а предоставляются гражданам только по одному основанию. Считает, что суммирование величин уменьшения пенсионного возраста, приобретенного в зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготно-экономическим статусом невозможно, то есть общее снижение возраста у истца составляет <данные изъяты> года. Для назначения пенсии по старости истцу необходимо достижение <данные изъяты> лет. На момент обращения истца за назначением пенсии ей исполнился <данные изъяты> год. На основании ФЗ - № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться лишь по нормам ст. 33 или ст. 34.Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

         Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

          На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.

         Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

         Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8).

         Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV«Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее <данные изъяты> лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на <данные изъяты> года и дополнительно на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на <данные изъяты> лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на <данные изъяты> год и дополнительно на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на <данные изъяты> года в общей сложности.

         Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем <данные изъяты> отнесен к зоне с правом на отселение, а в последующем с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и они стали относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Территория <данные изъяты> в соответствии с вышеназванным перечнем населенных пунктов, относилась к зоне льготным социально - экономическим статусом.

         Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <данные изъяты> в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается справкой с места жительства.

Из трудовой книжки истца следует, что Нестерова О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>.

        Таким образом, истец имеет стаж на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня, на территории зоны с льготно-экономическим статусом – <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней.

      Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на <данные изъяты> года и дополнительно на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года на дополнительную величину на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года работы в зоне проживания с правом на отселение, то есть на <данные изъяты> года.

        В силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть на <данные изъяты> года.

         Согласно представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ Нестерова О.Н. обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с положениями ст.ст.33,34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ начальника УПФ РФ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с не достижением возраста, требуемого для назначения пенсии.

         Однако, суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

         Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

         Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила <данные изъяты> года.

         Согласно положений ст.ст. 33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Нестерова О.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> лет.

         На основании п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

          Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ Нестеровой О.Н. исполнилось <данные изъяты> год, и, принимая во внимание, что с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, право выхода на пенсию истец приобретает сДД.ММ.ГГГГ.

        Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истца, не состоятельны по следующим основаниям.

        Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации. гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

        Таким образом, исковые требования Нестеровой О.Н. являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

        Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

       исковые требования Нестеровой О.Н. о признании права на досрочное назначение пенсию по старости удовлетворить.

      Признать за Нестеровой О.Н. право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области назначить Нестеровой О.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

       Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Новомосковский городской суд в течение месяца.

Председательствующий