постановление от 26.01.2012 года дело № 5-11 ст. 6.16 КоАП РФ



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 января 2012 года Тульская область, г. Новомосковск,

ул. Трудовые резервы, д.40

Судья Новомосковского городского суда Тульской области Берсланов А.Б., при секретаре Кирьяновой Н.В.,

с участием представителя МРО Управления ФСКН России по Тульской области Блохина К.И.,

защитника юридического лица – ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» по доверенности Крутина Б.Г.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «Новомосковский мельничный комбинат» (юридический адрес: г. Санкт-Петербург, проспект 2-й Муринский, д. 38, лит. «А», адрес обособленного подразделения: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Новая, д. 1, ИНН 7116012600) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

23 ноября 2011 года Новомосковским МРО УФСКН России по Тульской области при проведении плановой выездной проверки закрытого акционерного общества «Новомосковский мельничный комбинат» (далее ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат») выявлены нарушения, установленные нормативными правовыми актами РФ в сфере оборота прекурсоров, а именно:

1) в мельнице и лаборатории ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» в нарушение п. 4 ст. 30 Федерального закона от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», ведутся журналы регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, не установленной законодательством РФ форме, с нарушением установленных правил;

2) в лаборатории ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» в нарушении п. 3 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419, регистрация операций не ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале;

3) в мельнице и лаборатории ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» в нарушении п. 4 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419, журналы не сброшюрованы, не пронумерованы, не заверены подписью руководителя юридического лица и не скреплены печатью юридического лица;

4) в котельной, гараже и мельнице ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат», в нарушении п. 5 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419, на момент проверки, приказом руководителя не были назначены лица, ответственные за хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, в связи, с чем в нарушении п. 4 ст. 30 Федерального закона от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ был предоставлен доступ посторонних лиц;

5) в лаборатории, котельной, гараже и мельнице ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат», в нарушении п. 10 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419, запись в журналах каждой проведенной операции не заверялась подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.

Таким образом, ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение правил учета наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Представитель Новомосковского МРО Управления ФСКН России по Тульской области Блохин К.И. в судебном заседании подтвердил вышеизложенные обстоятельства совершения административного правонарушения.

Защитник юридического лица – ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» по доверенности Крутин Б.Г. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения при указанных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах признал частично и пояснил, что в момент проверки, обстоятельства, перечисленные в п. п. 1, 3 и 5 протокола об административном правонарушении действительно имели место. Нарушение, указанное в п. 2 протокола об административном правонарушении, у ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» отсутствует, так как на мельнице использовался только один прекурсор – соляная кислота, и из-за этого велся один журнал по учету и расходу соляной кислоты. Также отсутствуют нарушения, указанные в п. 4 протокола об административном правонарушении, так как ответственным лицом по ведению и хранению соответствующих журналов в котельной, гараже и мельнице ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» в 2008 году назначена Пантеева Т.А., а в 2009-2010 годах назначена Антошина Л.В., о чем имеются приказы по предприятию и должностная инструкция. В настоящее время все нарушения устранены в полном объеме, до ответственного лица доведены требования по обороту прекурсоров и указано на недопущение в дальнейшем подобных нарушений. Просил признать деяние малозначительным и освободить ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» от административной ответственности.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих по делу, судья приходит к следующему.

Статья 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение, в том числе, правил учета наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» к мере контроля за оборотом прекурсоров, относится регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

В силу ст. 1 указанного закона, прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) являются вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», соляная и серная кислоты включены в таблицу III Списка IV прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.

Согласно п. 3 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419, регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.

В соответствии с п. 4 вышеуказанных Правил, журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 5 тех же Правил, руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов.

В силу п. 10 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419, запись в журналах каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.

Вина ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается следующими доказательствами.

Согласно Уставу и изменениям к нему, ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» является юридическим лицом, организует свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством РФ (л.д. 18-32).

ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1027101412678, что следует из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года серии 71 № МП 000316848 от 20.09.2002 года (л.д. 33).

Согласно свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 78 № 007829094 от 09.08.2011 года и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.09.2011 года № 39988В/2011, ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» присвоен ИНН 7116012600 (л.д. 34, 37-42).

На основании распоряжения начальника Управления ФСКН России по Тульской области Матвеева А.Н. от 28.10.2011 года № 4/11738 о проведении плановой выездной проверки юридического лица, сотрудниками Новомосковского МРО Управления ФСКН России по Тульской области была проведена проверка в ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат», с целью контроля соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами РФ в сфере оборота прекурсоров (л.д. 3).

Согласно определения от 29.11.2011 года Новомосковским МРО Управления ФСКН России по Тульской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» и проведено административное расследование (л.д. 15-17).

В соответствии с актом проверки от 29.11.2011 года, в ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» выявлены нарушения требований законодательства РФ при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (л.д. 11-12).

Согласно протоколу об административном правонарушении, юридическое лицо ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.114 -117).

Из объяснений Ольхова В.И., действовавшего в качестве защитника общества при составлении протокола об административном правонарушении от 23.12.2011 года и начальника производственной лаборатории Антошиной Л.В. следует, что в ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» действительно используются прекурсоры – соляная кислота, для технических целей, и серная кислота, для лабораторных исследований (л.д. 13-14, 118-123).

В судебном заседании исследованы журнал по учету расхода соляной кислоты в котельной ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» (л.д. 63-70), журнал по учету и расходу соляной кислоты на мельнице ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» (л.д. 71-75), журнал учета по расходу спирта, серной кислоты, соляной кислоты в лаборатории ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» (л.д. 76-84), журналы регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных средств в гараже, котельной, лаборатории ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» за 2008 – 2010 г. г. (л.д. 51-62).

В ходе исследования установлено, что форма ведения указанных журналов, не соответствует форме, установленной приложением к Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419. В лаборатории ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» регистрация операций не ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале. В мельнице и лаборатории ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» журналы не сброшюрованы, не пронумерованы, не заверены подписью руководителя юридического лица и не скреплены печатью юридического лица. В котельной, гараже и мельнице ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» приказом руководителя не были назначены лица, ответственные за хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. В журналах имеются подписи неустановленных лиц, что свидетельствует о том, что к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ был предоставлен доступ посторонних лиц. В лаборатории, котельной, гараже и мельнице ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» запись в журналах каждой проведенной операции не заверялась подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.

Исследованные в судебном заседании товарные накладные, накладные, требования накладные (л.д. 85-111) подтверждают факт поступления в ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» прекурсоров – соляной и серной кислот.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, судья полагает, что ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» имело возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных Федеральным законом от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению и приходит к выводу о виновности ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы защитника ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» Крутина Б.Г. о частичном отсутствии нарушений, указанных в п. п. 2 и 4 протокола об административном правонарушении, судья признает обоснованными.

Как установлено в судебном заседании, на мельнице ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» использовался только один прекурсор – соляная кислота, и из-за этого на мельнице велся один журнал по учету и расходу соляной кислоты.

В соответствии с приказами генерального директора ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» от 28.12.2007 года № 64, от 09.12.2008 года № 41.1 (л.д. 48-49), ответственными лицами за ведение соответствующих журналов в котельной, гараже и мельнице ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат», назначены в 2008 году Пантеева Т.А., а в 2009-2010 годах – Антошина Л.В. Однако, при этом судья учитывает, что в приказах не имеется сведений о лицах, ответственных за хранение указанных журналов.

Анализируя указанные обстоятельства, судья приходит к выводу о том, что ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» не подлежит административной ответственности за указанные действия, как излишне вмененные, что, однако не может повлиять на окончательную квалификацию деяния по ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Защитник ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» по доверенности Крутин Б.Г. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время все установленные в ходе проверки нарушения устранены.

Судья полагает, что данное обстоятельство не может являться основанием для освобождения от административной ответственности.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения.

Согласно ч. 4 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначение наказания не освобождает лицо, привлекаемое к административной ответственности от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Устранение нарушений после факта их выявления так же не является основанием для освобождения от ответственности, поскольку, согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Положения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предписывают обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение.

В связи с этим, судья обязан при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия.

Судья не может признать административное правонарушение, совершенное ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» малозначительным, поскольку данное правонарушение относится к категории нарушений посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность и создает существенную угрозу охраняемым законом правоотношениям. Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

Санкция ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.

При назначении административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, а именно, что нарушение законодательства РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» может привести к попаданию прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ из ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» в нелегальный оборот, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, обстоятельство, смягчающее административную ответственность – добровольное устранение ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» выявленных нарушений, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Руководствуясь ст. ст. 4.1, 23.1, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Новомосковский мельничный комбинат» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей без конфискации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Штраф следует перечислять: получатель УФК по Тульской области (Управление ФСКН России по Тульской области); ИНН налогового органа: 7106054400; КПП 710601001; расчетный счет № 40101810700000010107 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области; БИК 047003001; ОКАТО 70401000000; КБК 20411612000010000140; наименование платежа – прочие административные штрафы и иные санкции, статус плательщика – 08.

Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд через Новомосковский городской суд Тульской области в течение 10 суток со дня вручения (получения) постановления.

Судья