Дело №2-513/2011 ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Шарониной А.А.,
при секретаре Булавиной Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Новокузнецкого района о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Новокузнецкого района о признании права собственности, просили признать за ними право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> а также летнюю кухню.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3 Наследниками первой очереди после смерти ФИО3 являются его жена ФИО1 и сын ФИО2 Наследственное имущество состоит из земельного участка с расположенными на нем жилым домом и летней кухней по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцам выданы свидетельства о праве на наследство в отношении земельного участка. Согласно заключения о соответствии самовольно возведенных построек градостроительным нормам и правилам признание права собственности на истцами возможно при письменном согласии ФИО6, которое получено. В выдаче разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию истцам отказано.
В судебном заседании истец ФИО1, исковые требования уточнила, просила признать за истцами право собственности на жилой дом, пояснив, что ФИО1 совместно с ФИО3, умершим ДД.ММ.ГГГГ были возведены жилой дом и летняя кухня, в настоящее время ФИО1 проживает в жилом доме, пользуется им, оплачивает коммунальные расходы, осознает, что имеет право на 3/4 жилого дома и летней кухни.
Истец ФИО2 уточненные исковые требования поддержал.
Ответчик администрация Новокузнецкого района в суд своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Свидетель ФИО7 показала, что жилой дом и летняя кухня по адресу: <адрес> были построены ФИО1 совместно с ФИО3, споров, притязаний третьих лиц в отношении данного имущества нет.
Свидетель ФИО8 показала, что ФИО1, ФИО2 пользуются жилым домом и летней кухней, расположенными по адресу: <адрес>, объекты недвижимости были возведены ФИО1, муж умер, споров, притязаний третьих лиц в отношении данного имущества нет.
Выслушав пояснения истцов, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом, согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Судом установлено, что ФИО1, ФИО3 был возведен жилой дом, общей площадью 40,2 кв.м., жилой площадью 21,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается техническим паспортом.
Распоряжением администрации Кузедеевского поселкового совета №11-р от 02.02.1993 года ФИО3 в собственность для ведения личного подсобного хозяйства был предоставлен земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством на право собственности, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____), кадастровым паспортом земельного участка, выпиской из распоряжения (л.д.____), справкой Кузедеевской сельской территории
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти
ДД.ММ.ГГГГ истцам ФИО1, ФИО2 выдано свидетельство о праве на наследство по закону в отношении наследства, открывшегося после смерти ФИО3 и состоящего из земельного участка, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.____).
Статьей 218 частью 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст.1110 ГК РФ в случае смерти гражданина его имущество в порядке универсального правопреемства переходит к наследникам.
Поскольку принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия (пункт 4 статьи 1152, пункт 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации), следовательно, право собственности ФИО1, ФИО2 на принадлежавший ФИО3 земельный участок возникло в силу открытия наследства ДД.ММ.ГГГГ.
Заключение о соответствии самовольно возведенных построек градостроительным нормам и правилам от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что жилой, расположенный по адресу: <адрес> был построен без отступления от строительных норм и правил, объект недвижимости не представляет угрозы жизни и здоровью людей, не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, однако признание права собственности на жилой дом возможно лишь при письменном согласии ФИО4, поскольку размещение объекта не соответствует противопожарным требованиям
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 не возражает против признания за истцами права собственности на жилой дом и летнюю кухню При этом, из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истцам отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также разрешения на строительство Таким образом, судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является самовольной постройкой, поскольку разрешение на его строительство получено не было, в установленном законом порядке объект недвижимости в эксплуатацию не введен. Однако, представленные истцами документы, свидетельствуют о том, что объект недвижимости не нарушает прав и законных интересов других лиц, возведен в соответствии с требованиями строительных и иных норм и правил, на находящемся в собственности истцов земельном участке, споров в отношении границ земельного участка в ходе судебного заседания также установлено не было.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать за ФИО1, ФИО2 право общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 40,2 кв.м., жилой площадью 21,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за ФИО1 право собственности на 1/2 долю в жилом доме, общей площадью 40,2 кв.м., жилой площадью 21,2 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО2 право собственности на 1/2 долю в жилом доме, общей площадью 40,2 кв.м., жилой площадью 21,2 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья А.А. Шаронина