Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2011года г. Новокуйбышевск
Новокуйбышевский федеральный суд Самарской области в составе:
председательствующего федерального судьи Думан С.И.
при секретаре Рыжковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер обезличен> по иску Артюшовой Нины Ивановны к Администрации г.о.Новокуйбышевск, Министерству экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Артюшова Н.И. обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Новокуйбышевск, Министерству экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, мотивируя тем, что она, Артюшова Н.И.,<дата обезличена> года рождения, бывший несовершеннолетний узник концлагеря в годы Великой Отечественной войны, инвалид, согласно ст.14 ФЗ №5 она имеет ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, она зарегистрирована и проживает одна в однокомнатной квартире площадью 31 кв.м. в доме, где не было ремонта более 35 лет. Ни материальной, ни физически по состоянию здоровья сделать в квартире ремонт она не может. 01.07.2008г. из средств массовой информации ей стало известно о Федеральной программе помощи участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в проведении капитального ремонта их жилья в пределах 60 тысяч рублей, и 02.07.2008г. она обратилась с заявлением в УЗСН г.Новокуйбышевска о проведении капитального ремонта её жилья за счет этой Программы. Устно ей был дан ответ о том, что участники и инвалиды Великой Отечественной войны не входят в эту Программу, однако почему, ей так и не был дан ответ. Впоследствии она обращалась за разъяснениями по указанной Программе: дважды к Губернатору Самарской области; в Общественную приемную партии «Единая Россия» в г.Новокуйбышевске и в Самаре; к Председателю РФ Путину В.В. в Москве; к Президенту РФ Медведеву Д.А.; к Председателю областной Думы Сазонову В.Ф.; к прокурору г.Новокуйбышевска Петрову М.Б.; к представителю по правам человека в г.Самаре Скуповой И.А.; в приемную Президента в г.Самаре, однако указанные чиновники ей так и не ответили о Программе, а лишь ответили о законах ЖКХ, о полномочиям Министерства экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области и Администрации г.Новокуйбышевска, правах и обязанностях собственников жилья, о её льготах, об отсутствии денег в местном бюджете. Только после её обращения к Путину В.В. заместитель министра экономического развития областного Самарского Правительства Майоров О.В. и заместитель главы Администрации г.Новокуйбышевска Пахомова Е.М. ей письменно ответили, что указанная Программа Правительства РФ не действует на территории Самарской области, в г.Новокуйбышевске, такое же мнение ей высказал и прокурор г.Новокуйбышевска.
Указывая, что своими действиями ответчики нанесли ей материальный ущерб, лишив её единовременной федеральной помощи на капитальный ремонт её жилья, в программной сумме 60 000 рублей, с учетом индексации в 2009г.- 77 000 рублей, поскольку за время её переписки с чиновниками объем работ по капитальному ремонту её квартиры составлялся трижды-последний начальником городского коммунального отдела Администрации г.о.Новокуйбышевск ФИО1 с фотографиями дефектных мест, однако из средств регионального и местного бюджета на 16 500 рублей ей был частично произведен капитальный ремонт в её квартире к Юбилею дню Победы, а именно в её квартире произвели замену ванны, унитаза и сантехнические труб; действиями ответчиков ей причинен моральный вред, поскольку её состояние здоровья с момента её обращения к указанным чиновникам ухудшилось, на основании изложенного истец Артюшова Н.И. просит
Суд: взыскать с ответчиков в её пользу материальный ущерб в размере 77 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании истец Артюшова Н.И. свои исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика- Администрации г.о.Новокуйбышевска Самарской области Дуданова М.Ю., действующая на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>, исковые требования Артюшовой Н.И. не признала, поддержала доводы изложенные в возражении на исковое заявление Артюшовой Н.И., из которого следует, что истец проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащей на праве собственности и пользуется всеми льготами, установленными для инвалидов Великой Отечественной войны, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон). Ссылка Артюшовой Н.И. на Федеральную Программу помощи участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в проведении капитального ремонта жилых помещений в многоквартирных дома, касающуюся ведения капитального ремонта жилых помещений в многоквартирных домах инвалидов ВОВ, ошибочна, так как данная программа не существует.
Представитель ответчика-Министерства экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, однако представитель Мавлютова Р.И. по доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> представила письменное возражение на исковое заявление, просила суд в удовлетворении требований Артюшовой Н.И. отказать в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Согласно возражения, исковые требования Артюшовой Н.И. не признают и просят суд в их удовлетворении отказать в полном объеме, поскольку, истец проживая в однокомнатной квартире по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащей ей на праве собственности, пользуется всеми льготами, установленными для инвалидов Великой Отечественной войны, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон). Ссылка Артюшовой Н.И. на Федеральную Программу помощи участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в проведении капитального ремонта жилых помещений в многоквартирных дома, касающуюся ведения капитального ремонта жилых помещений в многоквартирных домах инвалидов ВОВ, ошибочна, так как данная программа не существует.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика- Министерства экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области, извещенного своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред и возмещается либо в натуре (предоставляется вещь того же рода и качества, исправляются повреждения вещи и т.п.), либо в виде компенсации убытков, состоящих как из реального ущерба, так и упущенной выгоды. Согласно ст. 15 п.2 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как установлено в судебном заседании, Артюшова Н.И., <дата обезличена> года рождения, в несовершеннолетнем возрасте была узником концлагеря в годы Великой Отечественной войны, является инвалидом <данные обезличены>. Истец проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащей ей на праве собственности и пользуется всеми льготами, установленными для инвалидов Великой Отечественной войны, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон). В своих требованиях истец просит взыскать с ответчиков 77 тыс. рублей, на капитальный ремонт своей квартиры, с учетом индексации, на основании «Федеральной Программы помощи участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в проведении капитального ремонта жилых помещений в многоквартирных домах». По запросу суда была создана комиссия для проведения технического обследования и выявления необходимости проведения ремонтных работ в квартире Артюшовой Н.И. по адресу: г.о. Новокуйбышевск, <адрес обезличен>, в ходе проведения обследования составлен акт от 10 июня 2011 года, в котором установлено, что сантехнические приборы и материалы при проведении ремонта в вышеуказанной квартире в 2010 году применялись новые, входная дверь находится в исправном состоянии и не требует замены, ДСП под линолемум не деформировано и не требует замены, штукатурка стен не требуется.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.11.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест индивидуального содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», Вам предоставляются льготы по материльно-бытовому обеспечению, "установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает исчерпывающий перечень правовых гарантий социальной защиты инвалидов ВОВ в Российской Федерации, и не предусматривает меры социальной поддержки инвалидам ВОВ на проведение капитального ремонта жилых помещений.
В соответствии с частью 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении мнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу которых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных онов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах •апизации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной сти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного («управления в Российской Федерации» предусмотрено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других - принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй овой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их пи исправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются «месячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для стникоо Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии со статьей 14 Закона инвалидам войны предоставляются следующие социальной поддержки:
-льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
-обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона,
-внеочередная установка квартирного телефона;
-преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, от огородиические и дачные некоммерческие объединения граждан;
-оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в муниципальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов нты, совместно с ними проживающими.
-оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение. коз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах рмативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством -сийской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними оживающими; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального шлепия, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи делению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом валидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;
-сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к торым указанные лица были прикреплены о период работы до выхода на пенсию, а также очередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий азаиия гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в том числе сгодиое диспансерное обследование) в федеральных учреждениях здравоохранения (в том еле в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской здерашш - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской дерации;
-обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими целями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
-прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и днего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, тплата специальных стипендий, устанавливаемых I Правительством Российской Федерации, дейтам из числа инвалидов войны, обучающимся указанных образовательных еждениях;
-обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя;
-использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году.
-внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно- просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;
-внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых, и инвалидов, центры I социальною обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Таким образом, Закон устанавливает исчерпывающий перечень правовых гарантий социальной защиты инвалидов ВОВ в Российской Федерации, и не предусматривает меры социальной поддержки инвалидам ВО И на проведение капитального ремонта жилых помещений.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Вопросы, связанные с проведением ремонта отдельных жилых помещений, в том числе и квартир, не являются предметом ведения администрации и не входит в перечень его полномочий.
Согласно материалам дела, во исполнение постановления Правительства Самарской области от 17.03.2010 № 108 «О предоставлении местным бюджетам субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по осуществлению мероприятий, направленных на ремонт жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» истец был включен в реестр обращений ветеранов ВОВ по ремонту квартир. Согласно акту о приемке выполненных работ № АКТ-208 от 31.08.2010 истцу выполнен текущий ремонт жилого помещения на общую сумму 16 344,00 рублей.
В ходе судебного заседания свидетели ФИО2, ФИО3, которые являются специалистами Управления социальной защиты населения г.о.Новокуйбышевск, ФИО1 который является начальником коммунального отдела Управления городского хозяйства Администрации г.о.Новокуйбышевск, пояснили, что с их участие была создана комиссия для обследования квартиры Артюшовой Н.И., в ходе которого в указанной квартире, были произведены следующие работы: установка стальной ванны и унитаза со сливным бачком, смена квартирной разводки трубопроводов ХГВС, смена квартирной разводки канализации. Указанные работы были выполнены в полном объеме, согласно сметного расчета, все замечания Артюшовой Н.И. были приняты во внимание. В ходе проведения обследования составлен акт от 10 июня 2011 года, в котором установлено, что сантехнические приборы и материалы при проведении ремонта в вышеуказанной квартире в 2010 году применялись новые, входная дверь находится в исправном состоянии и не требует замены, ДСП под линолемум не деформировано и не требует замены, штукатурка стен не требуется.
В ходе судебного заседания свидетель ФИО4, который является председателем ветеранов Великой Отечественной войны пояснил о том, что Артюшова Н.И. не является членом данного общества. Он свидетель принимал участие при обследовании квартиры Артюшовой Н.И., в ходе которого в указанной квартире, были произведены следующие работы: установка стальной ванны и унитаза со сливным бачком, смена квартирной разводки трубопроводов ХГВС, смена квартирной разводки канализации. В период подготовки к празднованию 65-летию Победы общество ветеранов Великой Отечественной войны обратилось с заявлением в Администрацию г.о.Новокуйбышевск для выделения денежных средств, для проведения ремонтных работ в жилым помещениях ветеранов Великой Отечественной войны, желающих было 3000 человек, из них 800 человек отремонтировали жилье. Ему известно, что на каждую квартиру было выделено по 18 000 рублей, Артюшовой Н.И. произвели необходимый ремонт и условия проживания в её квартире лучше, чем у ветеранов Великой Отечественной войны, хотя она таковым и не является.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Тот есть, нормами статей 151, 1099, 1101 ГК РФ предусматриваются в качестве обязательного условия компенсации морального вреда наличие вины причинителя вреда. Как показано выше, администрация г.о.Новокуйбышевск Самарской области и министерство экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области действует в рамках действующего законодательства и не обладает полномочиями по осуществлению капитального ремонта жилых помещений в многоквартирных домах граждан. Следовательно в рассматриваемом случае вину указанных ответчиков не имеется.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования Артюшовой Н.И. о взыскании материального ущерба в размере 77 000 рублей и компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Артюшовой Нины Ивановны к Администрации г.о.Новокуйбышевск, Министерству экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд г.Новокуйбышевск в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Федеральный судья С.И. Думан
В окончательной форме решение изготовлено "04" июля 2011г.
Судья С.И. Думан
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.