Решение по гражданскому делу о восстановлении срока на подачу заявления о включении в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики), признании права на включение в реестр участников долевого строительства



Решение

Именем Российской Федерации

       16 июня 2011 года Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи: Бушуевой Е.В.,

при секретаре: Думиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер обезличен> по иску Андрюхина Михаила Владимировича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области, ЖСК «Наш дом» о восстановлении срока на подачу заявления о включении в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики), признании решения об отказе включении в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики), признании права на включение в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики),

                    У С Т А Н О В И Л:

    Истец обратился в суд к ответчикам с иском о восстановлении срока на подачу заявления о включении в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики), признании решения об отказе включении в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики), признании права на включение в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики.

            В обосновании своего иска указал, что <дата обезличена> между ЖСК «Наш дом» и истцом был заключен договор о долевом участии в строительстве <номер обезличен>, по условиям которого он принимает участие в строительстве трехкомнатной квартиры <номер обезличен> в жилом доме <адрес обезличен>, оплатив взнос в размере – ... рублей, что подтверждается квитанцией от <дата обезличена>, а ЖСК «Наш дом» обязуется закончить строительство жилого дома во втором квартале 2004 года. С его стороны все условия, согласно указанного договора были выполнены, им был выплачен полностью взнос за квартиры, что подтверждается квитанциями, имеющимися в деле.

         Характеристика приобретенных ею по договору о долевом участии в строительстве квартир является следующая – трехкомнатная квартиры общей площадью – 83.65 кв.м.

          Председатель ЖСК «Наш дом» с 2003 года по настоящее время строительство жилого дома не ведет, уклоняется от встреч с дольщиками, в связи с чем внести изменения в договор о долевом участии в строительстве невозможно.

           В связи с принятием на территории Самарской области Закона «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области», уполномоченным органом в сфере защиты прав обманутых дольщиков является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, он подал соответствующее заявление с приложением надлежащих документов о включении его в реестр обманутых дольщиков, прося включить его в реестр с получением права передачи ему в собственность трехкомнатной квартиры.

           Однако, со стороны Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области был предоставлен ответ, датированный 02.03.2010 года и 12.03.2010 года, на которых следует, что они не вправе принимать документы о включении истца в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики), поскольку им пропущен срок для обращения, который был установлен на основании Постановления Правительства Самарской области от 23.11.2007 года № 242, до 01.01.2008 года.

          Истец, не согласен с указанным отказом, считает, что он приобрел право быть включенным в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики), о наличии срока обращения ему не было известно, после того, как стало известно ему о формировании данного реестра, он сразу же обратился с заявлением о включении, приложив соответствующие документы.

          Истец Андрюхин М.В. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.

          Представитель истца Андрюхина М.В. – Токарева Т.А., действующая на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования, дала пояснения аналогичные описательной части решения суда, дополнив, что данным отказом нарушаются права истца, гарантированные в том числе и Конституции РФ.

          Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.

          Ранее представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области – Радаева А.А., действующая на основании доверенности, представила отзыв, на основании которого возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку считает, что истцом пропущен срок на подачу заявления о включении его в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики), но вместе с тем, не оспаривает у него на основании представленных документов, право на включение в указанный реестр.

            Ответчик – ЖСК «Наш дом, привлеченное на основании определения суда, в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.

          Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, дав им оценку в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 ч. 2 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии со ст. 8 ч. 1 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, …… из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

          Как видно из материалов дела, <дата обезличена> между ЖСК «Наш дом» и Андрюхиным М.В. был заключен договор о долевом участии в строительстве <номер обезличен>, по условиям которого он принимает участие в строительстве трехкомнатной квартиры <адрес обезличен>, оплатив взнос в размере – ... рублей, что подтверждается квитанцией от <дата обезличена>, а ЖСК «Наш дом» обязуется закончить строительство жилого дома во втором квартале 2004 года. С его стороны все условия, согласно указанного договора были выполнены, им был выплачен полностью взнос за квартиры, что подтверждается квитанциями, имеющимися в деле.

         Характеристика приобретенных ею по договору о долевом участии в строительстве квартир является следующая – трехкомнатная квартиры общей площадью – 83.65 кв.м.

          Председатель ЖСК «Наш дом» с 2003 года по настоящее время строительство жилого дома не ведет, уклоняется от встреч с дольщиками, в связи с чем внести изменения в договор о долевом участии в строительстве невозможно.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в том, что у истца возникло право требования на получение по договору о долевом участии в строительстве жилого дома – квартиры, не имеется, не оспаривается стороной ответчика и тот факт, что имеет право быть включенным в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики).

Согласно преамбуле Закона Самарской области «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области» от 16.03.2007 года, настоящий Закон направлен на защиту прав лиц - участников долевого строительства многоквартирных домов (далее - объекты долевого строительства), пострадавших от действий застройщиков, в результате чего строительство остановлено и (или) участники долевого строительства не могут оформить права на данные объекты, и внесенных уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков в соответствующий реестр (далее - обманутые дольщики). Положения настоящего Закона в части, регулирующей отношения по предоставлению субсидий (субвенций), обеспечению строительства многоквартирных домов за счет средств областного бюджета, распространяются исключительно на отношения с участием физических лиц в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирных домах.

На территории Самарской области реализуются меры государственной поддержки в отношении обманутых дольщиков, права которых на объекты долевого строительства не зарегистрированы в установленном порядке и (или) застройщиком фактически не начато освоение земельного участка, предоставленного под возведение объекта долевого строительства, либо освоение земельного участка приостановлено.

В соответствии со ст. 3 названного выше закона, в случае, предусмотренном ч. 1 настоящей статьи, министерство принимает меры в установленном действующим законодательством порядке к прекращению прав застройщиков на земельный участок и выступает заказчиком строительства многоквартирного дома. При этом министерство заключает с обманутыми дольщиками договоры, в рамках которых принимает обязательства по обеспечению строительства многоквартирного дома и безвозмездной передаче жилых помещений в нем в собственность обманутым дольщикам после завершения строительства. Соответствующие договоры заключаются министерством с обманутыми дольщиками, оплатившими полную стоимость жилого помещения, определенную договором участия в долевом строительстве, а также с обманутыми дольщиками, оплатившими неполную стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, в случаях, предусмотренных абзацем первым части 3 настоящей статьи. При заключении договоров о безвозмездной передаче жилых помещений основным принципом распределения жилых помещений является принцип равнозначности площадей по договорам участия в долевом строительстве и жилых помещений, подлежащих передаче обманутым дольщикам.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25.04.2007 года № 55 во исполнении Закона Самарской области "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области" Правительство Самарской области утверждены Правила ведения реестра участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области. Установлен срок подачи заявлений участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области о включении их в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.

В случае если лицо не имело возможности обратиться с заявлением в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, по причине отпуска, временного отсутствия на территории Самарской области в связи с выполнением служебных обязанностей, проживания за пределами территории Самарской области, болезни, ухода за больным членом семьи, утери документов, необходимых при подаче заявления о включении в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области, или их нахождения в судебных, правоохранительных органах, оно вправе обратиться с таким заявлением по истечении срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, но не позднее 01.01.2008 в порядке, определенном Правилами ведения реестра участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области, дополнительно представив документы, обосновывающие невозможность обращения в установленный срок.

Абзацем 6 пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Как следует из наименования и содержания оспариваемого нормативного правового акта, предмет его регулирования составляет целевую направленность, постановление принято в целях реализации Закона Самарской области от 16 марта 2007 г. N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области". В соответствии со статьей 1 указанного Закона он направлен на защиту прав лиц - участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий застройщиков, в результате чего строительство остановлено и (или) участники долевого строительства не могут оформить права на данные объекты, и внесенных уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков в соответствующий реестр.

Действительно, судом установлено, что срок для подачи заявления о включении в реестр истцом пропущен, однако, им представлены доказательства, подтверждающие уважительность пропуска данного срока, кроме того, суд исходит из того, что характер работы истца связан с постоянным выездом за пределы Самарской области, поэтому суд считает, что заявление о восстановлении срока подлежит удовлетворению, следовательно, у истца возникает право быть включенным в названный выше реестр.

Поскольку судом установлено, что истец является обманутым дольщиком, требований Андрюхина М.В. об обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области включить его в реестр обманутых дольщиков являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В части же требований истца о признании решения об отказе включении Андрюхина М.В. в реестр обманутых дольщиков незаконным, представитель истца в ходе судебного разбирательства отказался от данных требований, последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                         Р Е Ш И Л:

           Исковые требования Андрюхина Михаила Владимировича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области, ЖСК «Наш дом» о восстановлении срока на подачу заявления о включении в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики), признании решения об отказе включении в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики), признании права на включение в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутые дольщики) – удовлетворить.

          Признать срок предоставления документов в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области для включения Андрюхина Михаила Владимировича в реестр обманутых дольщиков пропущенным по уважительным причинам и восстановить его.

            Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области включить Андрюхина Михаила Владимировича в реестр обманутых дольщиков.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

           Решение в окончательной форме изготовлено – 22.06.2011 года.

Председательствующий: