Решение по гражданскому делу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2011 года                                                                                             г.Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи                                       Коноваловой А.И.

при секретаре                                                                    Лаптевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер обезличен> по иску Чертыкиной Галины Валентиновны к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Четыркина Г.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевск Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В обоснование исковых требований истица указала, что она прибрела необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевск Самарской области <номер обезличен> от <дата обезличена> в назначении такой пенсии истице отказано. По мнению истицы, ей необоснованно не зачтены в специальный стаж периоды работы в должности медицинской сестры, групповой медицинской сестры ясли-сада <номер обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена>, в должности групповой медицинской сестры детских яслей <номер обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, о <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, в связи с чем просила обязать ответчика включить указанные периоды в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, и назначить ей такую пенсию с <дата обезличена>.

В судебном заседании Четыркина Г.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что после окончания медицинского училища по распределению <дата обезличена> она была зачислена медицинской сестрой (групповой медсестрой) в детские ясли <номер обезличен>, <дата обезличена> зачислена в порядке служебного перевода в детские ясли <номер обезличен> групповой медицинской сестрой, где проработала до <дата обезличена>. В данные периоды она работала на группе с детьми в возрасте от 10 месяцев до 3-х лет. В спорные периоды учреждения ясли-сад относились к ведению министерства здравоохранения. В спорные периоды, работая медицинской сестрой детских яслей, она фактически выполняла обязанности, возложенные на медицинскую сестру лечебно-профилактического учреждения. В ее обязанности входило – проведение профилактических, лечебных, диагностических мероприятий детям и сотрудникам детских яслей; оказание первой доврачебной медицинской помощи при травмах, отравлениях, острых состояниях детям и сотрудникам детских яслей; организация госпитализации больных и пострадавших по экстренным показаниям; обеспечение соблюдения санитарно-гигиенического режима в помещении детских яслей, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, мер предупреждения постинъекционных осложнений; обеспечение медицинского кабинета детских яслей необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой. В периоды обучения на курсах повышения квалификации она работала врачом в лечебных учреждениях, ее трудовые отношения с больницей не прерывались, за ней сохранялось место работы, средний заработок. В период обучения на курсах повышения квалификации она прошла полный объем программы по теоретической и практической подготовке. Для медицинских специалистов предусмотрено обязательно не реже одного раза в пять лет профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске по доверенности Швецова Е.Н. исковые требования Четыркиной Г.В. не признала, указывая на то, что в специальный стаж истицы не включены периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности медицинской сестры, групповой медсестры детских яслей <номер обезличен>, с <дата обезличена> гола по <дата обезличена> в должности групповой медицинской сестры детских яслей <номер обезличен>, поскольку наименование должности и учреждение не поименованы Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений лечебная и иная деятельность которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, а также Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377 и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395, применяемыми при назначении пенсии до 01 ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г., применяемым за период работы после 01 ноября 1999 года до 13 ноября 2002 года, Списком № 781 от 29.10.2002г., применяемым после 14 ноября 2002 года. В спорные периоды истица не осуществляла медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, о <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, исключены из специального стажа поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, а в указанные периоды отсутствовала полная занятость по основному месту работы.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исключая из специального стажа Четыркиной Г.В. периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности медицинской сестры, групповой медсестры детских яслей <номер обезличен>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности групповой медицинской сестры детских яслей <номер обезличен>, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ исходил из того, что истица не осуществляла в спорный период медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения. При этом указал, что Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не предусматривает возможность включения в специальный стаж медицинской деятельности периода работы в должности медсестры ясли-сада. В силу Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Однако ясли-сады не являлись лечебно-профилактическими учреждениями. Включенные на основании приказа Минздрава СССР от 23 октября 1978 года в Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли приказом Минздрава СССР от 29 августа 1984 года из указанной номенклатуры были исключены. Кроме того, истица работала в яслях-саде, а ясли-сады в Номенклатуру учреждений здравоохранения не включались. Приказом Министерства просвещения СССР от 30 мая 1979 года №103 должность медицинской сестры ясельной группы была переименована в должность воспитателя, а в соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 15 июня 1984 года №67 в ясельных группах были предусмотрены лишь должности воспитателя. Работа в должности групповой медсестры не может быть отнесена к осуществлению лечебной и иной деятельности.

Между тем с этими выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении пенсионного законодательства и нарушают право Четыркиной Г.В. на пенсионное обеспечение.

Как следует из материалов дела, в спорный период работы истицы действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

В судебном заседании было установлено, что истица была принята на работу и работала в яслях-саду в должности групповой медсестры с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>. Период работы Четыркиной Г.В. с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года №320-0, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Таким образом, периоды работы истицы в должности групповой медсестры яслей-сада с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В периоды с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> Четыркина Г.В. обучалась на курсах повышения квалификации. Обучение на курсах повышения квалификации, т.е. систематическое повышение профессиональной квалификации, является обязанностью медицинских работников. Четыркина Г.В. направлялась на курсы повышения квалификации по приказу работодателя, трудовые отношения не прерывались, за время обучения сохранялась среднемесячная заработная плата, и в этот период уплачиваются страховые взносы. Обучаясь на курсах повышения квалификации, Четыркина Г.В. проходила курс не только теоретической, но и практической подготовки в рамках своей специальности, т.е. в данный период продолжала осуществлять лечебную деятельность по охране здоровья населения, и данные периоды также подлежат зачету в специальный стаж.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в судебном заседании документами: копией диплома <номер обезличен> от <дата обезличена> об окончании Ериной /Четыркиной/ Г.В. Новокуйбышевского медицинского училища по специальности медицинская сестра, копией трудовой книжки <номер обезличен> от <дата обезличена> на имя Четыркиной Г.В., справкой Управления здравоохранения администрации г.о.Новокуйбышевск <номер обезличен> от <дата обезличена>, согласно которой в архиве управления здравоохранения администрации г.о.Новокуйбышевск должностные инструкции не сохранились, копией штатного расписания медицинского и педагогического персонала на 1980 год детских яслей <номер обезличен>, которым предусмотрена должность групповая медсестра, копией свидетельства о прохождении повышения квалификации, согласно которого Четыркина Г.В. с <дата обезличена> по <дата обезличена> проходила специализацию по анестезиологии и реаниматологии, копией свидетельства о прохождении повышения квалификации, согласно которого Четыркина Г.В. проходила повышение квалификации продолжительностью 1,5 мес. с <дата обезличена>, копией сертификата от <дата обезличена> о присвоении Четыркиной Г.В. специальности анестезиология и реанимация, копией сертификата <номер обезличен> от <дата обезличена>, согласно которого Четыркиной Г.В. присвоена специальность общая врачебная практика, копией свидетельства о повышении квалификации о том, что Четыркина Г.В. с <дата обезличена> по <дата обезличена> повышала квалификацию по циклу «Современные вопросы терапии», копией свидетельства о повышении квалификации о том, что Четыркина Г.В. с <дата обезличена> по <дата обезличена> повышала квалификацию по циклу «Экстрагенитальная патология в акушерстве и гинекологии».

На основании вышеизложенного, применяя принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе прав на социальное (в частности, пенсионное) обеспечение, по смыслу ст.ст.1, 2, ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17 ст.ст.18, 19, ч.1 ст.55 Конституции РФ, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Четыркиной Галины Валентиновны к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске включить в специальный стаж работы Четыркиной Галины Валентиновны периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности медицинской сестры, групповой медсестры детских яслей <номер обезличен>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности групповой медицинской сестры детских яслей <номер обезличен>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, о <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с особыми условиями труда в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с <дата обезличена>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Новокуйбышевский городской суд со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2011 года.

Судья                                        /подпись/                                              А.И. Коновалова