РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2011 года г.Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Коноваловой А.И.
при секретаре Лаптевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер обезличен> по исковому заявлению прокурора г.Новокуйбышевска Самарской области, действующего в интересах Тархановой Н.А. в порядке статьи 45 ГПК РФ, к администрации городского округа <адрес обезличен> о признании незаконным бездействия администрации г.о.Новокуйбышевск и возложении обязанности по признанию многоквартирного дома аварийным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Новокуйбышевск, действующий в интересах Тархановой Н.А., обратился в суд с иском к администрации г.о.Новокуйбышевск о признании незаконным бездействия администрации г.о.Новокуйбышевск и возложении обязанности по признанию многоквартирного дома аварийным, указывая на то, что Тарханова Н.А. состоит в списке очередности в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как инвалид 2 группы. По состоянию на 01.01.2011 года ее очередность по общему списку № 726, по списку инвалидов и детей, имеющих детей инвалидов, № 59. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в 2006 году включен в городскую целевую программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в городском округе Новокуйбышевск» на 2003 – 2010 г.г., как непригодный для проживания. Данная программа не была реализована, в 2010 году завершила свое действие. В настоящее время разработана и утверждена программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства на территории городского округа Новокуйбышевск». Согласно акту визуального (инструментального) обследования технического состояния жилого строения (помещения) от 17.05.2011 года <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, составленного работниками Государственной жилищной инспекции Самарской области с участием прокуратуры г.Новокуйбышевск, в ходе обследования установлено: неисправность штукатурного слоя потолочного перекрытия в комнатах и кухне квартиры <номер обезличен>; нерабочий канализационный выпуск; ХГВС в доме не предусмотрено; неисправность досок пола в квартире <номер обезличен>, наличие трещин в комнате на межквартирной перегородке, на межкомнатной перегородке; неисправность цоколя отмостки дома, что свидетельствует об аварийном состоянии дома. Ссылаясь на то, что администрацией г.о.Новокуйбышевск не принимаются действия для включения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в указанную программу, а также не предпринимаются необходимые действия для обеспечения семьи инвалидов жилым помещением, не проведена комиссионная оценка состояния жилого дома, прокурор г.Новокуйбышевск, действуя в интересах Тархановой Н.А., просит суд признать незаконным бездействие администрации г.о.Новокуйбышевск, обязать администрацию г.о.Новокуйбышевск устранить выявленные нарушения требований жилищного законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новокуйбышевск Курьянов С.В., Тарханова Н.А. исковые требования поддержали в полном объеме по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика – администрации г.о.Новокуйбышевск, действующая по доверенности, Негорожина А.Г. исковые требования не признала.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение … органом местного самоуправления, … или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1, пункт 3 части 2 статьи 50).
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно статье 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции».
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии.
Согласно пункту 49 данного Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу указанных норм определение срока сноса дома, признанного аварийным или непригодным для проживания и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы г.о.Новокуйбышевск № 1206 от 02.06.2006г. «О признании жилых помещений непригодными для проживания» жилой дом <адрес обезличен> признан непригодным для проживания граждан и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии городского округа Новокуйбышевск от 02.06.2006г. по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для постоянного проживания (л.д.10).
Постановлением Главы г.о.Новокуйбышевск № 317 от 21.02.2005г. Тарханова Н.А. принята на учёт, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как инвалид.
Согласно Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
Тарханова Н.А. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, дом, в котором она зарегистрирована, признан в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Статьями 85 и 87 ЖК РФ определено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2009г. № 1368-О-О внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые призваны непригодными для проживания, обуславливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В связи с чем, выселение производится с предоставлением гражданам другого (равнозначного по площади, а не помещения по норме предоставления как это предусмотрено ч.5 ст.57 ЖК РФ) благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ на основании полученного заключения межведомственной комиссии входит в компетенцию органа местного самоуправления.
Вместе с тем, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома непригодным для проживания, не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение указанных сроков, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в таком жилом фонде, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
В судебном заседании установлено, что дом <адрес обезличен>, в котором зарегистрированы истцы, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Однако признание дома непригодным для проживания не предполагает безусловной обязанности органа местного самоуправления незамедлительного предоставления жильцам такого дома другого благоустроенного помещения.
Дом <адрес обезличен>, в котором зарегистрирована и проживает истец, решением Комиссии был признан непригодным для проживаниям. Вместе с тем, определяющим фактором для определения срока переселения граждан из жилого дома, признанного непригодным для проживания, является степень опасности для жизни и здоровья, которую представляет для граждан проживание в этом доме.
Согласно технического заключения, дом <адрес обезличен> пригоден для эксплуатации в соответствии со своим эксплуатационным назначением.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (определение от 13 июля 2000 г. № 185-0 и от 5 октября 2000 г. № 199-0) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, содержащиеся в пункте 1 части 2 статьи 57 и статье 87 ЖК Российской Федерации положения о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, закрепляют только особенности реализации их жилищных прав и не возлагают какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» администрацией городского округа Новокуйбышевск была реализована целевая программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в городском округе Новокуйбышевск на 2003 – 2010 годы».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрацией г.о.Новокуйбышевск в пределах компетенции обеспечиваются условия для осуществления Тархановой Н.А. права на жилище, в связи с чем считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурора г.Новокуйбышевска Самарской области, действующего в интересах Тархановой Н.А., к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконным бездействия администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области и возложении обязанности по признанию многоквартирного дома аварийным – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Самарский областной суд в течение 10 дней через Новокуйбышевский городской суд Самарской области со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2011 года.
Судья А.И. Коновалова