РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2011 года Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи: Бушуевой Е.В.,
при секретаре: Назаровой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер обезличен> по иску Севостьяновой Натальи Ивановны к Администрации г.о. Новокуйбышевск о признании квартиры частью жилого дома, о выделении в натуре,
Установил:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование своих требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, на основании договора купли-продажи от <дата обезличена>.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности у истца зарегистрировано в УФРС по Самарской области <дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от <дата обезличена>.
Имеющееся в собственности у истца жилое помещение, представляет собой одноэтажный жилой дом, общей площадью жилого дома, принадлежащего истцу, – 39.50 кв.м., жилой – 30.7 кв.м., которое имеет три комнаты жилые и кухню, отсутствуют места вспомогательного общего пользования - туалет и ванная. Однако, само по себе жилое помещение - квартира, не является частью многоквартирного жилого дома, жилой дом разделен на четыре самостоятельные части с отдельными входами и, разделенными прилегающими земельными участками, которые используются по целевому назначению, каждым, кто проживает в квартирах, у них нет мест общего пользования, отсутствует система канализации, отопления, помещения отапливаются при помощи дровяной печи, каждому в отдельности проведен газ, то есть общая труба газа имеет отвод в каждую квартиру, но общей системы подачи газа не имеется, не имеется общих инженерных сетей.
В доме имеются еще три квартиры, но из них приватизированы только две, поэтому на весь дом три квартиры приватизированы, одна жильцами занимается на основании договора социального найма.
Истец пользуется земельным участком, который огорожен, отделен от земельных участков других жителей данного дома.
Ссылаясь на положение ст. 36, 16 ЖК РФ, 36 ЗК РФ, 15, 16 ГК РФ, истец просит признать ее квартиру частью жилого дома, поскольку она при наличии у нее статуса квартиры не может оформить в собственность земельный участок, так как предоставление земельного участка возможно если лицо проживает в жилом доме, а не в квартире, кроме того, остальные сособственники согласны обратиться в Администрацию и оформить земельные участки в собственность как жильцы жилого дома, но одна квартира занимается по договору социального найма.
С учетом изложенного, просит исковые требования удовлетворить.
Истец Севостьянова Н.И. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части, дополнив, что в случае непризнания ее квартиры частью жилого дома, она лишается права на получение земельного участка в собственность.
Ответчик Администрация г.о. Новокуйбышевск в лице представителя Негорожиной А.Г., действующей на основании доверенности, не признала исковые требования, указав, что в данном случае невозможно признать квартиру частью жилого дома, поскольку в самом доме наличествуют четыре квартиры, одна из которых неприватизирована, в будущем может повлечь невозможность передачи нанимателю квартиру в собственность в порядке приватизации, поскольку при установлении обстоятельства того, что одна из квартир является частью жилого дома, то весь дом будет отнесен не к многоквартирному, а к жилому дому, передача в порядке приватизации квартир в жилом доме не предусмотрена действующим законодательством. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством многоквартирным домом признается наличие в нем двух и более квартир.
Третьи лица – Кастрыгина Н.Н., Иванова Н.А. в судебное заседание не явились, были извещена надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие, ими представлено заявление, в котором они просят рассмотреть в их отсутствие, не возражают против удовлетворения исковых требований.
Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Севостьянова Н.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, на основании договора купли-продажи от <дата обезличена>.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности у истца зарегистрировано в УФРС по Самарской области <дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от <дата обезличена>.
В силу ст. 16 ч.ч. 1, 3 ЖК РФ, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного пользования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно-обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или несколько комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Законодатель указал, что жилой дом - это здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного назначения (только из них), соответственно, из этого следует, что понятия "многоквартирный дом" и "жилой дом" не являются идентичными, так как жилой дом состоит из комнат и помещений вспомогательного назначения, а многоквартирный дом - из квартир и помещений общего пользования.
В правоустанавливающих документах данный объект обозначен как квартира, хотя по техническим данным, как указывает истец, указанный объект представляет собой часть жилого дома, а не квартиру.
То обстоятельство, что в документах указано, что истцу принадлежит объект, указанный в документах, квартира, расположенная по вышеуказанному адресу, препятствует заявителю реализовать свои права по пользованию, владению и распоряжением имуществом, в том числе по получению земельного участка в собственность.
Из технического паспорта и кадастрового паспорта следует, что данное помещение постановлена на технических учет и кадастровый как квартира, то есть данному объекту присвоен статус квартиры, входящим в объект капитального строительства, имеющим четыре квартиры на первом этаже.
Действительно согласно технического паспорта на квартиру истца следует, что она занимает квартиру, но в ней отсутствуют общая система коммуникации, отопления, канализации, инженерные сети, она не имеет мест общего пользования, но вместе с тем, учитывая то, что в данном помещении имеются собственники трех квартир, у них возникает право на пользование имуществом многоквартирного жилого дома, к которому может быть отнесено крыша, стены, разделяющие квартиры, наружные конструкции.
В соответствии со ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения жилым помещением, жилого помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», следует, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством, таким например, может являться наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Истец ставит требования о признании за ней части жилого дома, указывая на то, что часть ее жилого дома должна составлять ту площадь, которая определена площадью квартиры, то есть фактически ею ставятся требования о выделении ее имущества в натуре. В соответствии со ст. 252 ГК РФ, имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством, выделить в натуре квартиру невозможно, а выделение части жилого дома общей площадью, которая принадлежит истцу, 39.50 кв.м., жилой – 30.70 кв.м., предусматривает выделение этой части не из многоквартирного жилого дома, а из жилого дома, тем самым фактически всему жилому дому присваивается статус жилого дома.
В случае признания за истцом права собственности на часть жилого дома, ей будет присвоен иной адрес, по которому будет определен статус самого жилого дома.
Как установлено судом, одна из квартир данного помещения занимается на основании договора социального найма, следовательно, лицо, имеющее право на получение квартиры в собственность в порядке приватизации, при наличии измененного статуса жилого помещения, в силу Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, реализовать свое право на получение квартиры в собственность не сможет, что может повлечь нарушение ее конституционных прав.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом изложенного, при наличии установленных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Севостьяновой Натальи Ивановны к Администрации г.о. Новокуйбышевск о признании квартиры частью жилого дома, о выделении части жилого дома в натуре – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено – 09.02.2011 года.
Председательствующий -