РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«08» сентября 2011 года город Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Н.И. Шигановой,
при секретаре Е.О. Думиной,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора г. Новокуйбышевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новокуйбышевска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону, указывая на то, что прокуратурой г. Новокуйбышевска проверено исполнение требований законодательства о противодействии коррупции администрацией г.о. Новокуйбышевск Самарской области. Распоряжением главы г.о. Новокуйбышевск от 25.01.2010г. № 8-р утвержден административный регламент по осуществлению муниципального контроля исполнения правил организации сбора, вывоза (транспортировки), утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.о. Новокуйбышевск. Согласно п. 3.5 Регламента плановая проверка проводится в форме документарной проверки и выездной проверки.
Данным Регламентов не урегулирована процедура проведения документарной проверки, предусмотренной ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля». Таким образом, Регламентов должностным лицам муниципального контроля установлены необоснованно широкие пределы усмотрения при проведении документарной проверки, чем предусмотрено федеральным законодательством, что свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов в данном нормативном правовом акте. По выявленном нарушению прокурором города принесен протест с требованием привести административный регламент по осуществлению муниципального контроля исполнения правил организации сбора, вывоза (транспортировки), утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.о. Новокуйбышевск в соответствие с действующим законодательством. Однако данный протест безосновательно не удовлетворен. Прокурор г. Новокуйбышевска просит суд признать п. 3.5 Административного регламента по осуществлению муниципального контроля исполнения правил организации сбора, вывоза (транспортировки), утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.о. Новокуйбышевск, утвержденный Распоряжением главы г.о.Новокуйбышевск от 25.01.10 №8-р, противоречащим ст. ст. 3,11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля», ч.2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Помощник прокурора г. Новокуйбышевска Митерев Р.Е, в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица- администрации г.о. Новокуйбышевск Дуданова М.Ю. возражала против удовлетворения требований прокурора г. Новокуйбышевска. Пояснила, что п. 5.5 Постановления главы г.о.Новокуйбышевск от 02.12.2009 № 3178 «Об утверждении административного регламента администрации г.о. Новокуйбышевск по предоставлению муниципальной услуги «Проведение проверок при осуществлении муниципального контроля» детально урегулирована процедура проведения документарной проверки, а именно указан предмет документарной проверки, порядок ее проведения, порядок организации. Основания для ее проведения и т.д., что соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля». Указанный нормативный акт регламентирует деятельность всех отраслевых органов администрации г.о. Новокуйбышевск в части исполнения муниципальной функции при осуществлении муниципального контроля, в том числе отдела охраны окружающей среды администрации г.о. Новокуйбышевск. Отдел охраны окружающей среды администрации г.о. Новокуйбышевск разработал свой внутренний административный регламент для урегулирования своей деятельности в части исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил организации сбора, вывоза ( транспортировки), утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Должностные лица муниципального контроля при проведении документарной проверки в первую очередь руководствуются нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля». И административным регламентом администрации г.о. Новокуйбышевск по предоставлению муниципальной услуги «Проведение проверок при осуществлении муниципального контроля». Указанные нормативные правовые акты имеют большую юридическую силу и административный регламент, утвержденный распоряжением главы г.о. Новокуйбышевск от 25.01.2010 № 8-р, в полной мере соответствует нормативным правовым актам действующего законодательства.
Заслушав помощника прокурора г. Новокуйбышевска Митерева Р.Е., представителя заинтересованного лица- администрации г.о. Новокуйбышевск Дуданову М.Ю., суд приходит к следующему.
Прокуратурой г. Новокуйбышевска проверено исполнение требований законодательства о противодействии коррупции администрацией г.о. Новокуйбышевск Самарской области.
Распоряжением главы г.о. Новокуйбышевск от 25.01.2010г. № 8-р утвержден административный регламент по осуществлению муниципального контроля исполнения правил организации сбора, вывоза (транспортировки), утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.о. Новокуйбышевск.
Согласно п. 3.5 Регламента плановая проверка проводится в форме документарной проверки и выездной проверки.
Данным Регламентов не урегулирована процедура проведения документарной проверки, предусмотренной ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля».
Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Таким образом, Регламентов должностным лицам муниципального контроля установлены необоснованно широкие пределы усмотрения при проведении документарной проверки, чем предусмотрено федеральным законодательством, что свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов в данном нормативном правовом акте.
По выявленном нарушению прокурором города принесен протест с требованием привести административный регламент по осуществлению муниципального контроля исполнения правил организации сбора, вывоза (транспортировки), утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.о. Новокуйбышевск в соответствие с действующим законодательством. Однако данный протест не был удовлетворен.
В соответствии с положениями ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица акта, нарушающего права и свободы граждан и организаций, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.
Поскольку бездействием администрации г.о. Новокуйбышевск существенно нарушаются права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории г.о. Новокуйбышевск Самарской области, гарантированные Законом № 294- ФЗ, а именно право на информацию об организации и осуществлении государственного контроля ( надзора), муниципального контроля, о правах и обязанностях органов государственного контроля ( надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора г. Новокуйбышевска и необходимости их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора г. Новокуйбышевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону, удовлетворить.
Признать п. 3.5 Административного регламента по осуществлению муниципального контроля исполнения правил организации сбора, вывоза (транспортировки), утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.о. Новокуйбышевск, утвержденный Распоряжением главы г.о.Новокуйбышевск от 25.01.10 №8-р, противоречащим ст. ст. 3,11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля», ч.2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение десяти дней со дня его оглашения.
Судья : Н.И. Шиганова