РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011 года Новокуйбышевски йгородской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи: Бушуевой Е.В.,
при секретаре: Балашовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер обезличен> по заявлению Пахомовой Р.К. о признании незаконными действий Новокуйбышевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации права, кадастра и картографии по Самарской области в отказе регистрации права собственности на земельный участок, об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Пахомова Р.К. изначально обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действий Новокуйбышевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации права, кадастра и картографии по Самарской области в приостановлении регистрации права собственности на земельный участок, об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
В дальнейшем свои требования уточнила, прося признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации права, кадастра и картографии по Самарской области в отказе регистрации права собственности на земельный участок, об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
В обосновании своих доводов указала, что <дата обезличена> между заявителем и ФГУ «Самарский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Самарской области был заключен договор аренды земельного участка <номер обезличен> площадью ... га сроком на 49 лет для побочного лесопользования, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в границах указанных в кадастровой карте участка. Основанием для заключения данного договора явились результаты конкурса.
<дата обезличена> был подписан акт приема-передачи земельного участка во исполнении договора аренды, после чего заявитель до настоящего времени пользуется данным земельным участком по назначению, оплачивает платежи по договору аренды.
<дата обезличена> в связи с решением Департамента лесного хозяйства Самарской области о приведении договоров аренды земельных участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ от 17.07.2007 года был переоформлен договор аренды названного выше земельного участка с Пахомовой Р.К., с которой был заключен договор аренды <номер обезличен> от <дата обезличена>.
В дальнейшем заявителем были произведены действия по формированию земельного участка, был установлены границы земельного участка, был присвоен кадастровый номер с постановкой на кадастровый учет – <дата обезличена>.
<дата обезличена> пакет документов был представлен Пахомовой Р.К. на регистрацию а Новокуйбышевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Самарской области.
<дата обезличена> заявителю было направлено уведомление о приостановлении регистрации договора аренды, в связи с наличием разночтений, а именно не соблюдена форма договора аренды, отсутствует в договоре указание на основании чего был заключен договор аренды с Пахомовой Р.К., не полностью отражены указания месторасположения объекта регистрации, акт приема-передачи не был предоставлен на регистрацию, разночтения с разрешенном использование земельного участка, разночтения в указание к какой категории отнесены земли, испрашиваемого участка заявителем.
<дата обезличена> заявителем было получено сообщение в государственной регистрации объекта по тем же основаниям, что и указанные в сообщении о приостановлении государственной регистрации.
Заявитель не согласился с этим, считая, что договор аренды от <дата обезличена> не является актом нового предоставления земельного участка в аренду, является юридическим действием по приведению ранее имевшего место договора аренды земельного участка, вид лесопользование, предусмотренный ЛК РФ от 1997 года соответствует виду использования «для ведения сельского хозяйства», предусмотренный ст. 25, ст. 28 ЛК РФ от 2007 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников, имеются достаточные данные о месте расположения и месте положения земельного участка. С учетом изложенного, просит признать отказ в государственной регистрации права незаконным.
Заявитель Пахомова Р.К. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель заявителя Пахомовой Р.К. – Демидов В.Н., действующий на основании доверенности, поддержал заявленное его доверителем, дал пояснения аналогичные описательной части решения суда.
Представитель ФСГРКК Росреестр в лице представителя – Жарковой Е.А. не согласился с доводами заявления, считая, что отказ имеет законные основания, поскольку самое основное в отказе в государственной регистрации является то, что отсутствуют полные данные о месте расположения земельного участка и его разрешенного использования, данные разночтения должны были быть устранены при приведении договора в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области в судебное заседание не явился. Был извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст. 4 ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица, государственного служащего.
Согласно ч.2 ст. 254 ГПК РФ устанавливает, что заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, решение, действие (бездействие) которых оспаривается.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что <дата обезличена> между заявителем и ФГУ «Самарский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Самарской области был заключен договор аренды земельного участка <номер обезличен> площадью ... га сроком на 49 лет для побочного лесопользования, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в границах указанных в кадастровой карте участка. Основанием для заключения данного договора явились результаты конкурса.
<дата обезличена> был подписан акт приема-передачи земельного участка во исполнении договора аренды, после чего заявитель до настоящего времени пользуется данным земельным участком по назначению, оплачивает платежи по договору аренды.
<дата обезличена> в связи с решением Департамента лесного хозяйства Самарской области о приведении договоров аренды земельных участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ от <дата обезличена> был переоформлен договор аренды названного выше земельного участка с Пахомовой Р.К., с которой был заключен договор аренды <номер обезличен> от <дата обезличена>.
В дальнейшем заявителем были произведены действия по формированию земельного участка, был установлены границы земельного участка, был присвоен кадастровый номер с постановкой на кадастровый учет – <дата обезличена>.
<дата обезличена> пакет документов был представлен Пахомовой Р.К. на регистрацию а Новокуйбышевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Самарской области.
<дата обезличена> заявителю было направлено уведомление о приостановлении регистрации договора аренды, в связи с наличием разночтений, а именно не соблюдена форма договора аренды, отсутствует в договоре указание на основании чего был заключен договор аренды с Пахомовой Р.К., не полностью отражены указания месторасположения объекта регистрации, акт приема-передачи не был предоставлен на регистрацию, разночтения с разрешенном использование земельного участка, разночтения в указание к какой категории отнесены земли, испрашиваемого участка заявителем.
<дата обезличена> заявителем было получено сообщение в государственной регистрации объекта по тем же основаниям, что и указанные в сообщении о приостановлении государственной регистрации.
В соответствии со ст. 16 п. 2 и ст. 18 п. 1 Закона РФ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним», государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии со ст. 17 названного выше закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Сторонами в судебном заседании не оспаривается, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был предоставлен договор аренды <номер обезличен> от <дата обезличена>, заключенный между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и Пахомовой Р.К., на земельный участок, из земель лесного фонда с кадастровым номером <номер обезличен>, имеющий местоположение: <адрес обезличен> для ведения сельского хозяйства.
В государственной регистрации права на земельный участок было отказано по тем основаниям, что из представленных документов на государственную регистрацию документов не представляется возможным однозначно определить месторасположение земельного участка и категорию.
Из представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта земельного участка от <дата обезличена> <номер обезличен>, выданного ТО УФАКОН № 4 следует, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, отнесен к категории земель – земли населенных пунктов с разрешенным использованием под побочное лесопользование.
То есть, фактически из представленных документов следует, что имеется противоречие относительно категории и разрешенного использования, адреса земельного участка.
В соответствии с действующим законодательством, данные обстоятельства является существенными и необходимыми для регистрации объекта недвижимости. Неопределенность относительно категории земельного участка обуславливает неопределенность относительного того органа власти, который в силу действующего законодательства является уполномоченным лицом на предоставление в аренду заявленного на регистрацию объекта, что не позволило государственному регистратору провести государственную регистрацию договора аренды.
Согласно ст. 7 ЛК РФ, Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В силу ст. 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст. 84 ЗК РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Таким образом, суд считает, что расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда.
Однако, если исходя из указания месторасположения земельного участка, испрашиваемого заявителем, в договоре аренде, то в данном случае для такой категории земель предусмотрены определенные требования, а в представленных документах, имеются приведенные выше противоречия.
Кроме того, обоснованна ссылка в отказе на несоответствие формы договора аренды, поскольку как на основании ранее действовавшего Порядка заключения договора аренды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 года, и ныне действующего утвержденного приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 12 февраля 2010 г. N 48 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, должно быть в обязательном порядке указано разрешенное использование и местонахождение участка, как указано выше у заявителя имеются такие противоречия, в связи с чем заявителю следует обратиться с соответствующим заявлением о внесении в кадастровый паспорт земельного участка, в том числе разрешенное использование, то есть фактически привести имеющиеся документы в соответствие.
Кроме того, должны быть полностью указаны реквизиты местоположения земельного участка в договоре, должно быть указано муниципальное образование, номер выдела, основания, по которым у заявителя возникло право на получение денного участка в аренду. С учетом данных документов, должен быть приведен в соответствии акт приема-передачи, который наряду с договором подлежит государственной регистрации.
Вместе с тем, суд не может согласиться с причиной отказа в регистрации, такой как отсутствие указания на срок аренды, поскольку в договоре данный срок прописан, то есть указано до какого периода данное имущество передано в аренду, сам по себе факт отсутствия указания срока в цифровом обозначении, не является основанием для отказа в регистрации.
С учетом изложенного, суд считает, что заявителю необходимо устранить допущенные нарушения, путем обращения в соответствующие органы, а в случае их отказа, заявитель вправе обратиться в суд с заявлением о признании отказа в совершении данных действий незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Пахомовой Р.К. о признании незаконными действий Новокуйбышевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации права, кадастра и картографии по Самарской области в отказе регистрации права собственности на земельный участок, об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Нововокуйбышевский городской суд Самарской области в течение 10 суток с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено – 16.03.2011 года.
Председательствующий: Бушуева Е.В.