РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2011 года г.Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Думан С.И.,
при секретаре Рыжковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер обезличен> по иску Прокурора г.Новокуйбышевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.о.Новокуйбышевск в порядке ст.45 ГПК РФ об обязании устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и благоустройстве населенных пунктов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новокуйбышевска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.о.Новокуйбышевск в порядке ст.45 ГПК РФ об обязании устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и благоустройстве населенных пунктов, указывая на то, что по обращению ФИО1 с заявлением к прокурору г.Новокуйбышевска о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства, прокуратура <адрес обезличен> совместно с сотрудниками ТО Роспотребнадзора по Самарской области в г.Новокуйбышевске провела проверку соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения администрацией г.о. Новокуйбышевска. Согласно протокола осмотра от 16.06.2011г., на участке земли, примыкающем к дому № 77-а, по ул. Береговая, п. Гранный, имеется асфальтированная площадка размером 4 на 6 метров, на которой установлены 5 мусорных контейнеров, рядом с данной площадкой на земле установлены еще 2 контейнера. Все контейнеры заполнены бытовыми отходами. За асфальтированной площадкой располагается овраг, который заполнен строительным, бытовым мусором. На противоположной контейнерам стороне дороги на протяжении 25 м. также располагаются бытовые отходы. Общая площадь захламления установленная осмотром - 150 кв.м. В ходе указанного осмотра проводилась фотосъемка. В период проверки, проведенной 16.06.2011г. на территории, прилегающей к дому № 77 «а» по ул. Береговая, п. Гранный установлено, что в нарушение вышеуказанных положений закона: контейнеры установлены не на специализированной площадке; отсутствует водонепроницаемое покрытие и ограждение; на площадках по факту установлено 7 контейнеров (вместо 5); размещение мест временного хранения отходов не согласовано с органами Роспотребнадзора; нарушен срок хранения отходов в теплое время суток. Администрация г.Новокуйбышевск, не принимает меры к устранению нарушений конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, нарушая права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья.
Указывая, что дальнейшее пребывание территории рядом с домом № 77 «А» по ул.Береговая, п.Гранный в г.Новокуйбышевск в таком состоянии оказывает вредное воздействие на проживающих вблизи людей, понижает санитарно- эпидемиологическую обстановку и исключает формирование благоприятных условий жизнедеятельности человека, истец просил суд: признать незаконным бездействие администрации г.о.Новокуйбышевск по непринятию мер к вывозу бытовых отходов с территории расположенной возле дома № 77А по ул. Береговая, п. Гранный, г. Новокуйбышевск; обязать администрацию г. Новокуйбышевска организовать вывоз бытового мусора с территории, прилегающей к дому № 77 «а», по ул. Береговая, п. Гранный, г.Новокуйбышевск.
-2-
В судебном заседании представитель истца–помощник прокурора г.Новокуйбышевска Артемьев А.В. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика–Администрации г.о.Новокуйбышевск Арифуллина Э.Р., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями прокурора г.Новокуйбышевска не согласилась, пояснив, о том, что транспортировку, утилизацию бытовых отходов Администрация г.о.Новокуйбышевск выполняет в полном объеме. На территории Гранного эти работы выполняет Управление по благоустройству города и территориях общего пользования установлены контейнеры для сборки мусора. За уборку контейнерных площадок в г.о.Новокуйбышевск Администрация г.о.Новокуйбышевск ответственность не несет, это обязанность лежит на Управление по благоустройству города. Согласно соглашения <номер обезличен> от <дата обезличена> определяется порядок и условия предоставления Учредителем Учреждению субсидий из бюджета г.о. Новокуйбышевск на финансирование обеспечения выполнения муниципального задания по оказанию муниципальных услуг (выполнение работ), на основании чего из бюджета выделяются денежные средства в том числе и на уборку контейнерных площадок в г.о.Новокуйбышевск.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Земельного Кодекса РФ среди предусмотренных в настоящей статье начал в первую очередь обращает на себя внимание приоритет охраны окружающей природной среды, жизни и здоровья человека, являющихся одним из основных принципов охраны окружающей среды и записанный также в статье 3 Закона РФ от 19 декабря 1991 года №2060-I «Об охране окружающей природной среды». Приоритет в праве отдается человеку, его здоровью, жизни, охране его от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и антропогенных отрицательных воздействий, для чего осуществляются разные меры по предупреждению таких воздействий, по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий. Сама охрана окружающей среды не является самоцелью -ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, нормальные экологические условия для жизни, труда и отдыха. Этот принцип приобрел характер конституционного: согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Это предписание, как и другие начала и принципы земельного и экологического права, имеет прямое действие.
Согласно пункта 3 ст.7 Федерального Закона №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании установлено, что согласно протокола осмотра от 16.06.2011г., на участке земли, примыкающем к дому № 77-а, по ул. Береговая, п.Гранный, имеется асфальтированная площадка размером 4 на 6 метров, на которой установлены 5 мусорных контейнеров, рядом с данной площадкой на земле установлены еще 2 контейнера, указанные контейнеры заполнены бытовыми отходами. За асфальтированной площадкой располагается овраг, который заполнен строительным, бытовым мусором. На противоположной контейнерам стороне дороги на протяжении 25 м. также располагаются бытовые отходы. Общая площадь захламления установленная осмотром - 150 кв.м. В материалах дела имеются фотографии указанного места, на которых подтвержден факт наличия бытового мусора в контейнерах и на площадке, на
-3-
которой находятся данные контейнера. В период проверки, проведенной 16.06.2011г. на территории, прилегающей к дому № 77 «а» по ул. Береговая, п. Гранный установлено, что в нарушение вышеуказанных положений закона: контейнеры установлены не на специализированной площадке; отсутствует водонепроницаемое покрытие и ограждение; на площадках по факту установлено 7 контейнеров (вместо 5); размещение мест временного хранения отходов не согласовано с органами Роспотребнадзора; нарушен срок хранения отходов в теплое время суток.
Согласно ст.8, ст. 22 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.2009г. граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно- эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.9 Закона Самарской области «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» от 04.05.2001г. №29-ГД установлены требования к организации и осуществлен хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду Самарской области. Согласно пункта2 данного закона природопользователю запрещается размещение в населенных пунктах терринов, отвалов, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.
Как следует из акта обследования <номер обезличен> от <дата обезличена>, составленного главным специалистом-инспектором по охране окружающей среды ФИО2, на территории расположенной возле <адрес обезличен>А по <адрес обезличен> зафиксированы нарушения требований ст.51 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. и ст.13 ч.1 №89-ФЗ «об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г..
Согласно пунктам Санитарных правил содержания территорий населенных мест № 42-128-4690-88 от 05.08.1988, а именно:
п. 2.1.4. для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
п. 2.2.1. при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
п. 2.2.3. площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
п.2.2.4. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать не реже одного раза в 10 дней.
-4-
Согласно пункта 7.1.6 Правил организации сбора, вывоза (транспортировки), утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.о.Новокуйбышевск от 21.06.2007 года №360 запрещается размещение отходов на не отведенных для этой цели территориях. Складирование отходов вне специального установленных для этих целей мест влечет нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, гарантированные Конституцией РФ, ухудшение свойств земельного участка, его захламление.
Как следует из соглашения <номер обезличен> от <дата обезличена> о порядке и условиях предоставления субсидий на финансирование обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждением «Благоустройство», а также приложения к нему №2, на оказание муниципальных услуг, а именно на выполнение муниципального задания из бюджета перечислялись субсидии в том числе на соблюдение санитарных правил содержания территорий населенных мест, поскольку согласно указанного приложения следует, что контейнерные площадки расположенные по ул.Гранная СДТ «Ладья» находятся на территории г.о.Новокуйбышевск и согласно списка контейнерных площадок в п.Гранный обязаны убираться и вывозиться МБУ «Благоустройство».
Согласно пункта 24 Устава г.о. Новокуйбышевск Самарской области установлено, что к вопросам местного значения г.о.Новокуйбышевск относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Доводы представителя Администрации г.о.Новокуйбышевск о том, что они организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, заключая договоры с Управлением городского хозяйства Администрации г.о.Новокуйбышевск и УБГ суд признает несостоятельными, поскольку к организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов относится не только заключение договоров, но и контроль за выполнением и соблюдением требований природоохранного законодательства, что не в должной мере выполняется Администрацией г.о.Новокуйбышевск, как органом местного самоуправления.
Таким образом, суд полагает, что требования прокурора г.Новокуйбышевска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Новокуйбышевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.о.Новокуйбышевск в порядке ст.45 ГПК РФ об обязании устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и благоустройстве населенных пунктов - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.о.Новокуйбышевск по непринятию мер к вывозу бытовых отходов с территории расположенной возле дома №77А по ул. Береговая, п. Гранный, г. Новокуйбышевск.
Обязать администрацию г.о.Новокуйбышевск организовать вывоз бытового мусора с территории, прилегающей к дому №77 «а», по ул.Береговая, п.Гранный, г.Новокуйбышевск.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд в течение 10 дней с момента его оглашения.
.
Судья С.И. Думан