РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«02» декабря 2011 года город Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Н.И. Шигановой,
при секретаре Н.Б. Назаровой,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Формазовой В. И. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Новокуйбышевска о признании договора аренды земельного участка недействительным и взыскании арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
Формазова В.И. обратилась в суд с иском Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Новокуйбышевска о признании договора аренды земельного участка недействительным и взыскании арендной платы, указывая в заявлении, что <дата обезличена> она с ответчиком заключила договор аренды на земельный участок общей площадью 24 кв. метра, расположенного по адресу : <адрес обезличен>, сроком на 11 месяцев. Основанием для передачи земельного участка являлось то, что данное имущество с 2006 года является муниципальной собственностью. Однако, данное положение противоречит действующему законодательству в той части, что с момента введения в действие земельного кодекса спорный земельный участок перешел в общую долевую собственность всех собственников помещений многоквартирного дома. На основании чего истица просит суд взыскать в ее пользу арендную плату, незаконно полученную КУМИ, в размере 3563 рубля 32 копейки, лишить муниципальный орган – администрацию г.о. Новокуйбышевска единоличного права собственности на земельный участок, о чем внести сведения в государственный реестр прав на объекты недвижимости.
В судебном заседании Формазова В.И. и ее представитель Формазов Н.К., допущенный судом к участию в деле на основании устного и письменного ходатайств истицы, исковые требования уточнили, поддержали их только в части взыскания арендной платы за пользование земельным участком в размере 3563 рубля 32 копейки в связи с истечением срока действия договора аренды, расходы по оплате государственной пошлины, в остальной части исковые требования поддержаны не были. В судебном заседании Формазов Н.К. пояснил, что Формазова В.И. является собственником нежилого помещения, общей площадью 54,5 кв.метров 1 этажа <адрес обезличен>. Под помещение офиса и под крыльцо истице в аренду на период с <дата обезличена> по <дата обезличена> был передан земельный участок общей площадью 24 кв. метров. Всего за период действия договора Формазова В.И. оплатила 3563 рубля 62 копейки.
Представитель Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Новокуйбышевска Миколенко И.А. и представитель привлеченного судом к участию в дела в качестве заинтересованного лица – Управления архитектуры и градостроительства администрации г.о. Новокуйбышевск Зубкова Н.А. исковые требования Формазовой В.И. не признали, по тем основаниям, что в Российской Федерации действует принцип платного землепользования. Муниципальное образование городской округ Новокуйбышевск является с 2006 года собственником 147 кв.метров земель поселений под многоквартирным домом <адрес обезличен> и как собственник земельного участка вправе им распоряжаться, в том числе передавать в аренду и получать соответствующую плату. Формазова В.И. в добровольном порядке заключила данный договор и исполняла свои обязанности, соблюдая его условия.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения данного дела по существу установлено, что Формазова В.И. является собственником нежилого помещения, общей площадью 54,5 кв.метров 1 этажа <адрес обезличен>. Под помещение офиса и под крыльцо истице в аренду на период с <дата обезличена> по <дата обезличена> был передан земельный участок общей площадью 24 кв. метров. Всего за период действия договора Формазова В.И. оплатила 3563 рубля 62 копейки.
Муниципальное образование городской округ Новокуйбышевск является с 2006 года собственником 147 кв.метров земель поселений под многоквартирным домом <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от <дата обезличена>, выданным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области. Данный земельный участок сформирован под жилой дом и поставлен на кадастровый учет <дата обезличена> с кадастровым номером <№>.
С 01.03.2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются (части 1 и 2).
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
Конституционный суд РФ в Постановлении от 28.05.10 года № 12- П «ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТЕЙ 2, 3 И 5 СТАТЬИ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ЧАСТЕЙ 1 И 2 СТАТЬИ 36 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 3 И ПУНКТА 5 СТАТЬИ 36 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН Е.Ю. ДУГЕНЕЦ, В.П. МИНИНА И Е.А. ПЛЕХАНОВА» указал, что реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.
Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Закреплением в числе основ конституционного строя Российской Федерации многообразия форм собственности на землю (статья 9 Конституции Российской Федерации) обусловливается разграничение прежде единой государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, которое в качестве принципа закреплено в Земельном кодексе Российской Федерации и правовые основы и порядок которого устанавливаются федеральным законом.
Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, - учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, - не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды).
Между тем - исходя из публично-правовой природы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обусловленной публичным характером материально-финансовых основ государственных и муниципальных образований (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года N 1312-О-О), - формирование бюджета муниципального образования должно производиться в первую очередь путем использования механизмов публичного (в том числе налогового) законодательства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2008 года N 10-П, расходы публичной власти на осуществление ее конституционных функций покрываются прежде всего за счет такой необходимой составной части бюджета, как налоги и сборы, а также за счет внебюджетных средств, имеющих публично-целевое назначение.
В силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Тем самым достигается соблюдение вытекающего из статьи 17 Конституции Российской Федерации требования обеспечения баланса прав и интересов участников соответствующих правоотношений, а именно собственников помещений в многоквартирном доме и публичного образования, из земель которого передается в их общую долевую собственность земельный участок под этим домом.
Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
Согласно требованиям ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Формазовой В. И. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Новокуйбышевска удовлетворить.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокуйбышевска в пользу Формазовой В. И. арендную плату за пользование земельным участком в размере 3563 рубля 32 копейки, расходы по оплате государственной пошлины 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд города Новокуйбышевска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.12.11 года.
Председательствующий : Н.И. Шиганова