Решение
Именем Российской Федерации
29 декабря 2011 года Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи: Бушуевой Е.В.,
при секретаре: Назаровой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <№> по иску прокурора г. Новокуйбышевска Самарской области в интересах ФИО в порядке ст. 45 ГПК РФ к ГУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г.о. Новокуйбышевск, Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области об обязании обеспечить гражданина техническими средствами реабилитации в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации,
Установил:
Прокурор г.о. Новокуйбышевск в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах ФИО, являющегося инвалидом 2 группы, обратился в суд с иском, в котором просил изначально ГУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» обязать обеспечить указанное лицо техническим средствами реабилитации в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации (ИПР), а именно: слуховыми аппаратами аналоговыми заушными средней мощности, вкладышами ушными для слухового аппарата индивидуального изготовления.
В обосновании своих требований истец указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, было установлено, что инвалиду 2 группы ФИО была разработана на основании данных справки Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области индивидуальная программа реабилитации.
08.06.2010 года ФИО обратился с заявлением в ГУ СО «ЦСО пожилого возраста и инвалидов г.о. Новокуйбышевск» о предоставление ему в безвозмездное пользование соответствующих технических средств согласно программе реабилитации.
ФИО было направлено уведомление о постановке на учет в ГУ СО «ЦСО пожилого возраста и инвалидов г.о. Новокуйбышевск на получение технических средств реабилитации: слуховых аппаратов аналоговыми заушными средней мощности, вкладышами ушными для слухового аппарата индивидуального изготовления.
Однако, до настоящего времени со стороны ответчиков не было произведено действий по исполнению требований действующего законодательства по обеспечению инвалидов техническим средствами, в связи с чем истец просит ответчиков обязать произвести обеспечение ФИО
Истец, действующий в интересах ФИО, в лице помощника прокурора г.о. Новокуйбышевска Самарской области – Строганковой Е.И., полностью поддержала исковые требования, дала пояснения аналогичные описательной части решения суда.
Ответчик ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Новокуйбышевск» в лице представителя директора Рожковой Ю.В. не согласилась с исковыми требованиями, указав, что они не являются надлежащими ответчиками, поскольку действия по организации и обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, сам же центр по мере поступления данных средств в соответствии со списком учета извещает инвалида о необходимости получения технических средств реабилитации. ФИО были выданы технические средства: слуховой аппарат с индивидуальными ушными вкладышами, калоприемники однокомпонентные дренируемые, калоприемники однокомпонентные дренируемые, паста герметизирующая, одноразовые простыни, надкроватный столик, сиденье для ванной деревянное со спинкой, а сигнализаторами звука и вибрационными, тростью опорной и одноразовыми простынями в количестве 341 шт. будет обеспечен в ближайшее время, так как поставка в учреждение указанных технических реабилитационных средств была осуществлена Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области 19-21 декабря 2011 года. Кроме того, ответчик указала, что сроки осуществления и поставки технических средств реабилитации в действующим законодательстве не оговорены, принимается во внимание разумный срок исполнения.
Ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, привлеченное на основании определения суда, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 10 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года следует, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2.1 и п. 2.2 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (кроме протезно-ортопедических изделий, протезов, слуховых аппаратов, голосообразующих аппаратов, моче- калоприемников), утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2010 года № 11 «О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», установлено, что заявление о предоставлении ТСР по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в ЦСО по месту жительства инвалида с представлением: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; ИПР; справки об инвалидности; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования инвалида. В случае обращения через представителя также предъявляются документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя. ЦСО рассматривает заявление инвалида в 15-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида о постановке на учет на получение ТСР по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку либо об отказе в постановке на учет. Основанием для отказа в постановке на учет на получение ТСР является отсутствие документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, ненадлежащее их оформление либо окончание срока действия ИПР. ЦСО ведет список учета инвалидов на получение ТСР по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Судом установлено, что свое право на безвозмездное получение технических средств реабилитации было реализовано ФИО, о чем свидетельствует представленное с соответствующим пакетом документов заявление к ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Новокуйбышевск». В соответствии с порядком ФИО был постановлен на учет, что свидетельствует уведомление. Согласно представленных документов, ФИО был определен список технических средств реабилитации.
На основании распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 года № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В силу ст. 11 названного выше ФЗ РФ от 24.11.1995 года следует, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
На основании ст. 11.1 приведенного выше закона следует, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Также судом установлено, что с момента постановки ФИО на учет и направления ему уведомления со стороны ответчиков не были произведены действия по предоставлению технических средств реабилитации.
В настоящее время судом установлено, что часть технических средств, за которыми ФИО обратился в ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Новокуйбышевск», были предоставлены, однако сигнализаторы звука и вибрационные, трость опорная и одноразовые простыни в количестве 341 шт. он будет обеспечен в ближайшее время, так как поставка в учреждение указанных технических реабилитационных средств была осуществлена Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области 19-21 декабря 2011 года.
В судебном заседании представитель ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Новокуйбышевск» пояснил, что данные средства будут выданы в ближайшее время.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает возможным обязать ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Новокуйбышевск» обеспечить ФИО техническими средствами реабилитации, поскольку они имеются в наличии в данном учреждении.
Вместе с тем, суд считает, что при рассмотрении дел такой категории необходимо учитывать, что ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Новокуйбышевск» является лишь органом формирующим список лиц, нуждающихся в технических средствах реабилитации на основании поступивших заявлений, осуществляющим их фактическую выдачу.
Непосредственно обеспечение определенной категории граждан техническими средства реабилитации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области.
В силу положений Постановления Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 11, который содержит механизм реализации программы поддержки лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", проживающих в Самарской области, техническими средствами реабилитации, входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, кроме протезно-ортопедических изделий, протезов, слуховых аппаратов, голосообразующих аппаратов, технических средств реабилитации при нарушении функции выделения (далее - ТСР), следует, что организация обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации осуществляется министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. Услуги по приему документов на получение технических средств реабилитации, постановке инвалидов на учет и выдаче технических средств реабилитации осуществляют государственные бюджетные учреждения Самарской области - центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Таким образом, при наличии имеющейся заявки и включения в списком лиц, которым необходимы технические средства реабилитации, длительности срока исполнения предоставления средств, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области несет обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации, центры же несут ответственность за неисполнение только тех обязанностей, которые им установлены действующим законодательством, такие как непринятие заявления на выдачу технических средств реабилитации, то есть за неисполнение технических действий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования истца следует удовлетворить в части обязании обеспечить поступившими техническими средствами реабилитации ФИО, в части же обязании обеспечить техническими средствами Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области для нужд ФИО следует отказать, поскольку со стороны ответчика все действия по предоставлению технических средств реабилитации, были произведены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора г. Новокуйбышевска Самарской области в интересах ФИО в порядке ст. 45 ГПК РФ к ГУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г.о. Новокуйбышевск об обязании обеспечить гражданина техническими средствами реабилитации в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Новокуйбышевск выдать ФИО технические средства реабилитации: сигнализаторы звука и вибрационные, трость опорную и одноразовыми простыни в количестве 341 штук.
В остальной части в удовлетворении исковых требований и к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено – 11.01.2012 года.
Председательствующий: Е.В. Бушуева