Решение по гражданскому делу об оспаривании решения об отказе в улучшении жилищных условий, обязании предоставить жилое помещение в соответствии с государственной программой `Жилье для военнослужащих`



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«08» ноября 2011 года город Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Н.И. Шигановой,

при секретаре Е.О. Думиной,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Рахимова Х. Х. к администрации г.о. Новокуйбышевск об оспаривании решения администрации г.о. Новокуйбышевска об отказе в улучшении жилищных условий, обязании ответчика предоставить жилое помещение в соответствии с государственной программой жилье для военнослужащих,

УСТАНОВИЛ:

Рахимов Х.Х. обратился в суд с иском к администрации г.о. Новокуйбышевск, указывая в заявлении, что <дата обезличена> решением комиссии по жилищным вопросам администрации г.о. Новокуйбышевск ему отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, т.к. он уволен из вооруженных сил р. Узбекистан в <дата обезличена> и в соответствии с пп. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения из вооруженных сил или других воинских формирований государств-участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года).

С данным решением он не согласен, т.к. в октябре 1996 года совместно с ходатайством командира войсковой части <№> за <№> от <дата обезличена>, подал в администрацию города Новокуйбышевска заявление для постановки на льготную очередь нуждающихся в жилье военнослужащих или увольняемых в запас за 3 года до предполагаемого срока увольнения.

Он, как военнослужащий республики Узбекистан, ранее военнослужащий бывшего СССР, являясь гражданином РФ, имеет право на предусмотренные законодательством Российской Федерации на основании, льготы для военнослужащих, согласно Соглашению между государствами-участниками СНГ.

Постановлением Главы города Новокуйбышевска от <дата обезличена> <№> был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как офицер запаса.

Впоследствии рапорты Рахимова Х.Х. на увольнение в периоды с <№> по <№> реализованы не были, в связи с чем, командование части ВВС ходатайствовало о сохранении его в списке очередников на получение жилья, указывая на перенос сроков его увольнения.

Согласно первоначального приказа МО Республики Узбекистан <№> от

года он считался уволенным по приговору суда с <дата обезличена>.

В связи с этим, постановлением Главы города Новокуйбышевска за <№> от

года Рахимов Х.Х. был исключен из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, состоящих при администрации города, в связи с выявлением в документах сведений, не соответствующих действительности, и был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.

Однако впоследствии в январе 2005 года на основании определения Военного суда Министром Обороны республики Узбекистан была изменена формулировка увольнения Рахимова Х.Х., и в соответствии с приказом МО РУ от <дата обезличена> за <№>, Рахимов Х.Х. считается уволенным по состоянию здоровья с <дата обезличена>, было выдано удостоверение об увольнении.

Данное удостоверение было предъявлено Рахимовым Х.Х. в администрацию города Новокуйбышевска, однако, постановлением Главы города Новокуйбышевска от

года он был исключен из списка очередности военнослужащих, уволенных в запас или отставку в связи с выездом на новое место жительство.

Решением Новокуйбышевского городского суда от <дата обезличена> отменено постановление Главы города Новокуйбышевска от <дата обезличена> <№> в части исключения Рахимова Х.Х. из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, состоящих при администрации города, в связи с выявлением в документах сведений, не соответствующих действительности, и постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. Отменено постановление Главы города Новокуйбышевска от <дата обезличена> в части исключения Рахимова Х.Х. из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, состоящих при администрации города.Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области обязана была восстановить Рахимова Х.Х. в список очередности военнослужащих, уволенных в запас или отставку, состоящих на учете для получения жилой площади при администрации города Новокуйбышевск с <дата обезличена>. Судом признано его право на получение государственного жилищного сертификата военнослужащим.

В судебном заседании Рахимов Х.Х. доводы, указанные в своем заявлении, поддержал в полном объеме, и дополнил свои требования: просил суд обязать администрацию города Новокуйбышевска восстановить его в список очередности военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, состоящих на учете для получения жилой площади при городском округе Новокуйбышевск Самарской области с <дата обезличена>, т.е. с момента первичного его исключения из списков очередности.

14 февраля 1992 года государства-участники СНГ заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, где в ст. 3 определено, что государства содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. Данное соглашение подписано р. Узбекистан и не признано недействующим.

22.01.1993 года заключено соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Узбекистан «О порядке прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы. Согласно ст. 5 данного соглашения офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил Республики Узбекистан и избравшие после увольнения место жительства на территории Российской Федерации, обеспечиваются пенсиями и пользуются всеми льготами и преимуществами, установленными для уволенных в запас (отставку) военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, определяется Правительством РФ. 17.12.94 года был издан ФЗ № 65 «О ратификации договора между РФ и р. Узбекистан» от 02.03.94 года «О сотрудничестве в военной области» и д.р..

Таким образом, считает, что ратификация соглашения от 14.02.92 года р. Узбекистан состоялась, на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий он был принят в 1996 году, принимал меры к увольнению из вооруженных сил до 1999 года, но его рапорты об увольнении не были удовлетворены. Его право на получение ГСЖ уже исследовалось судом.

В судебном заседании Рахимов Х.Х. свои исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд решение администрации г.о. Новокуйбышевска об отказе в улучшении жилищных условий признать незаконным, обязать ответчика предоставить жилое помещение в соответствии с государственной программой жилье для военнослужащих.

Представитель администрации г.о. Новокуйбышевск Негорожина А.И. с исковыми требованиями Рахимова Х.Х. не согласилась. Пояснила суду, что Рахимов Х.Х уволился из вооруженных сил страны участника СНГ после 31.12.94 года, следовательно, он не признается нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Рахимов Х.Х. и его члены семьи оставлены на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, а не по основаниям предоставления жилого помещения военнослужащим. Жилое помещение ему может быть предоставлено на общих основаниях.

Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и дате судебного разбирательства, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, предоставив письменное возражение относительно исковых требований Рахимова Х.Х.. В удовлетворении исковых требований истца просил отказать в виду их незаконности и необоснованности.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Заслушав стороны и изучив материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения из вооруженных сил или других воинских формирований государств-участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года).

Судом установлено, что в соответствии с приказом Министерства обороны р. Узбекистан от <дата обезличена> за <№>, Рахимов Х.Х. считается уволенным из вооруженных сил по состоянию здоровья с <дата обезличена>.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г.о. Новокуйбышевск от <дата обезличена> Рахимову Х.Х. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, т.к. он уволен из вооруженных сил р. Узбекистан в <дата обезличена> и в соответствии с пп. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения из вооруженных сил или других воинских формирований государств-участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года). 14 февраля 1992 года государства-участники СНГ заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, где в ст. 3 определено, что государства содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.

Данное соглашение не содержит норм, которые регламентируют вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.

В целях реализации Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года N 4455-1 статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" был установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 года. В соответствии со ст. 62 того же Закона гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами РФ, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода.

19 мая 1993 года Верховный Совет РФ принял Постановление "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" N 4983-1, пунктом 5 которого определено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года.

Во исполнение Соглашения государств-участников СНГ от 14 февраля 1992 года было подписано Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ" от 28 марта 1997 г., где в ст. 3 определено, что государство-участник СНГ, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие местом постоянного жительства территорию другого государства-участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими лицами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы.

Данное соглашение было подписано республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики. Российская Федерация же и Республика Казахстан не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу.

Что же касается Украины и Республики Узбекистан, то ими какие-либо межгосударственные соглашения об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ, подписаны не были, и, следовательно, никаких обязательств перед гражданами, уволенными из вооруженных сил Украины и Республики Узбекистан, и членами их семей по обеспечению жилыми помещениями на территориях других государств-участников СНГ названные государства не несут. Данная позиция изложена в определении Верховного суда от 06 мая 2003 года № КАС 03-180).

Таким образом, при условии выполнения необходимых внутригосударственных процедур и ратификации указанного Соглашения Российская Федерация будет нести на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах-участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.

Консультативным заключением от 11 декабря 2002 г. № 01-1/4-02 Экономического Суда Содружества Независимых Государств по запросу депутатов Государственной Думы Российской Федерации о толковании статьи 3 Соглашения между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г.; статьи 1 и части 1 статьи 2 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах СНГ от 28 марта 1997 г. было дано заключение о том, что соглашение от 14.02.1992 года не регулирует вопрос об обеспечении жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы, государством места их постоянного проживания. Соглашение только подтверждает их право проживать в занимаемых ими помещениях.

Что же касается обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР после 31 декабря 1994 года, то данный вопрос при отсутствии международных соглашений может быть решен только в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не противоречит и требованиям ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (ст. 2) от 24 декабря 1992 года N 4218-1 право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные деньги.

Судом установлено, что в октябре 1996 года совместно с ходатайством командира войсковой части <№> за <№> от <дата обезличена> Рахимов Х.Х. подал в администрацию города Новокуйбышевска заявление для постановки на льготную очередь нуждающихся в жилье военнослужащих или увольняемых в запас за 3 года до предполагаемого срока увольнения. Само же увольнение состоялось <дата обезличена>.

Таким образом, Рахимов Х.Х., как уволенный с военной службы из Вооруженных Сил р. Узбекистан за границами срока переходного периода – 31.12.94 года, при переезде на постоянное место жительства на территорию Российской имеет право на обеспечение жильем на общих основаниях.

Довод истца о том, что его увольнение в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> не состоялось по объективным причинам, не может быть принят судом во внимание, т.к. правовое значение для рассмотрения данного спора по существу имеет значение факт увольнения до 31.12.1994 года.

Постановлением <№> от <дата обезличена> Рахимов Х.Х. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоит в списках очередности по настоящее время.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В п.1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, данные Правила определяют порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.

Рахимов Х.Х к данной категории лиц не относится, поскольку такие лица не имеют права на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.

При вынесении решения Новокуйбышевским городским судом <дата обезличена> исследовался вопрос только о правомерности принятия постановление Главы города Новокуйбышевска от <дата обезличена> в части исключения Рахимова Х.Х. из списка очередности в связи с изменением места жительства.

Исследование и оценка отсутствия или наличия у истца оснований считаться нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае его увольнения из вооруженных сил или других воинских формирований государств-участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года) в соответствии с п.п. в п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", судом не производились.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рахимова Х. Х. к администрации г.о. Новокуйбышевск об оспаривании решения администрации г.о. Новокуйбышевска об отказе в улучшении жилищных условий, обязании ответчика предоставить жилое помещение в соответствии с государственной программой жилье для военнослужащих, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.11.11 года.

Председательствующий : Н.И.Шиганова