РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 февраля 2012 года г.Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Коноваловой А.И.
при секретаре Лаптевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <№> по исковому заявлению Малютиной С. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Малютина С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области (далее – ГУ – УПФ РФ в г.Новокуйбышевске) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ.
В обоснование иска указала, что <дата обезличена> ей, Малютиной С.В., в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске Самарской области было подано заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске Самарской области <№> от <дата обезличена> (протокол Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФ РФ в г.Новокуйбышевске <№> от <дата обезличена>) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано из-за отсутствия специального стажа работы, требуемого для назначения данного вида пенсии. Комиссией не были засчитаны в специальный трудовой стаж периоды с <дата обезличена> по <дата обезличена> – нахождение в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения им трехлетнего возраста, с <дата обезличена> по <дата обезличена> – нахождение на курсах повышения квалификации, периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности пионервожатой в пионерском лагере «О.», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности учителя начальных классов в ТОО Экспериментальное учебно-воспитательное предприятие «Д.». По мнению истицы, указанные периоды исключены Комиссией из специального стажа неправомерно.
Малютина С.В. просила суд обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске Самарской области зачислить ей в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ указанные периоды и назначить ей такую пенсию с момента обращения в пенсионный орган – с <дата обезличена>.
В судебном заседании истец Малютина С.В. и ее представитель адвокат Плеханов В.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске Самарской области по доверенности Щвецова Е.Н. в судебном заседании исковые требования Малютиной С.В. не признала, указывая на то, что в специальный стаж истицы не включен период с <дата обезличена> по <дата обезличена> нахождение ее в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до трех лет, поскольку в соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5 и Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет в специальных стаж, дающий право на досрочную пенсию, включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до <дата обезличена>, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543 – 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата обезличена> по <дата обезличена> исключен из специального стажа, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, а в указанный период отсутствовала полная занятость по основному месту работы. Периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности пионервожатой в пионерском лагере «О.», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности учителя начальных классов в ТОО Экспериментальное учебно-воспитательное предприятие «Д.» исключены из специального стажа истицы, поскольку наименование должности «пионервожатая», учреждений «пионерский лагерь», «экспериментальное учебно-воспитательное предприятие» не предусмотрено в Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. С учетом исключенных периодов оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется (отсутствует специальный стаж работы).
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата обезличена> Малютина С.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии требованиями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области <№> от <дата обезличена> (протокол Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФ РФ в г.Новокуйбышевске <№> от <дата обезличена>) истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом в специальный стаж не включены периоды с <дата обезличена> по <дата обезличена> – нахождение в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения им трехлетнего возраста, с <дата обезличена> по <дата обезличена> – нахождение на курсах повышения квалификации, периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности пионервожатой в пионерском лагере «О.», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности учителя начальных классов в ТОО «Экспериментальное учебно-воспитательное предприятие «Д.».
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Исключая из специального стажа Малютиной С.В. период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы с <дата обезличена> по <дата обезличена>, Комиссия ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске исходила из того, что в соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5 и Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет в специальных стаж, дающий право на досрочную пенсию, включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до <дата обезличена>, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543 – 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» по отношению к досрочному пенсионному обеспечению.
С принятием названного Закона РФ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).
Суд не может согласиться с данной позицией пенсионного органа, поскольку из материалов дела усматривается (л.д.20, 21), что Малютина С.В. оформила отпуск по уходу за ребенком, <дата обезличена> года рождения, и находилась в таком отпуске до <дата обезличена> (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), в связи с чем период с <дата обезличена> по <дата обезличена> подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения Малютиной С.В. за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области от <дата обезличена> <№> в специальный стаж также не включен период с <дата обезличена> по <дата обезличена> – нахождение на курсах повышения квалификации.
В судебном заседании установлено, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, работая в должности воспитателя группы продленного дня в МОУ гимназия <№> (работа в указанной должности ответчиком в специальный стаж истицы включена), Малютина С.В. находилась в учебном отпуске.
В соответствии со ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из материалов дела следует, что в спорный период Малютина С.В. обучалась в имеющем государственную аккредитацию – Самарском педагогическом университете по специальности «педагогика и методика начального образования», который она окончила в <дата обезличена> (л.д.19). В указанный период работодателем был предоставлен Малютиной С.В. дополнительный ученический отпуск с сохранением средней заработной платы и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд (л.д.31).
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевск Самарской области исключило из специального стажа Малютиной С.В. периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности пионервожатой в пионерском лагере «О.» по тем основаниям, что должность «пионервожатая» и учреждение «пионерский лагерь» не предусмотрены в Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.
Между тем с этими выводами согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном применении норм материального права и нарушают право Малютиной С.В. на пенсионное обеспечение.
Как следует из материалов дела, в спорный период работы истицы действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности учителя и других работников просвещения, в том числе штатных пионервожатых, в училищах, школах, пионерских домах и детских домах.
Периоды работы Малютиной С.В. в должности пионервожатой в пионерском лагере «О.» с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> относятся к периоду деятельности до <дата обезличена>, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года №320-0, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевск Самарской области также исключило из специального стажа Малютиной С.В. работу в должности учителя начальных классов в ТОО «Экспериментальное учебно-воспитательное предприятие «Д.» с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В указанном Списке, а также в ранее действовавших: Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067, указана должность «учитель», но не предусмотрено учреждение «экспериментальное учебно-воспитательное учреждение».
Из пояснений истицы в судебном заседании следует, что в спорный период она работала в ТОО Экспериментальное учебно-воспитательное предприятие «Д.» учителем начальных классов. Уроки проводились как в общеобразовательной школе, по образовательным программам начальной школы. Работу учреждения регулярно проверял ГОРОНО.
ТОО Экспериментальное учебно-воспитательное предприятие «Д.» образовано на основании решения администрации г.Новокуйбышевска <№> от <дата обезличена> и согласно уставу осуществляло образовательную деятельность по программам начального общего образования на территории г.Новокуйбышевск (л.д.40).
Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу 31.03.2009 года решением Ленинского районного суда г.Самара от 20.03.2009 года по гражданскому делу <№> по иску ФИО к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах г.Самары о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д.49-50).
В силу ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом целей, задач и направлений деятельности образовательного учреждения – ТОО Экспериментальное учебно-воспитательное предприятие «Д.» свидетельствуют об осуществлении Малютиной С.В. в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> педагогической деятельности.
Таким образом, периоды с <дата обезличена> по <дата обезличена> – нахождение в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения им трехлетнего возраста, с <дата обезличена> по <дата обезличена> – нахождение на курсах повышения квалификации, периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности пионервожатой в пионерском лагере «О.», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности учителя начальных классов в ТОО Экспериментальное учебно-воспитательное предприятие «Д.» подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С учетом включения указанных периодов в специальный стаж на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске, специального стажа Малютиной С.В. достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии, следовательно, ей может быть назначена такая пенсия с <дата обезличена>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Малютиной С.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001г. № 173 – ФЗ, ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Малютиной С. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области включить в специальный стаж Малютиной С. В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ, периоды с <дата обезличена> по <дата обезличена> – нахождение в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения им трехлетнего возраста, с <дата обезличена> по <дата обезличена> – нахождение на курсах повышения квалификации, периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности пионервожатой в пионерском лагере «Огонек», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности учителя начальных классов в ТОО Экспериментальное учебно-воспитательное предприятие «Детская личность» и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с <дата обезличена>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 1 февраля 2012 года.
Судья А.И. Коновалова