РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 февраля 2012 года г.Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Коноваловой А.И.
при секретаре Лаптевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <№> по исковому заявлению Елтукова Г. Ю. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Истец Елтуков Г.Ю. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что он проработал в ООО «В.» в должности прораба с <дата обезличена> по <дата обезличена>. Однако решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области в назначении досрочной пенсии согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии с <дата обезличена>, так как работодателем некорректно поданы в налоговые органы сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете. Все необходимые документы, подтверждающие факт его работы в должности прораба в ООО «В.» и вид деятельности данной организации, им были представлены, а именно копия трудовой книжки, льготная справка исх. <№> от <дата обезличена>, трудовой договор <№> от <дата обезличена>, трудовой договор <№> от <дата обезличена>, устав ООО «В.». В связи с тем, что по состоянию на <дата обезличена> ООО «В.» ликвидировано, для получения дополнительных сведений относительно его работы в ООО «В.» им были направлены заказные письма в налоговую службу Советского района, Самарский областной государственный архив по личному составу, ответы на которые до настоящего времени не получены. Истец Елтуков Г.Ю. просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба в ООО «Волгострой» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <дата обезличена>.
В судебном заседании истец дополнил исковые требования, также просил обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба Раевского участка Таймырского спецуправления «Г.», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба в ТОО «Н.», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба по строительству в ТОО «С.», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба на прорабском участке АООТ «М.».
Ответчик – ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске, в лице действующих по доверенности представителей Швецовой Е.Н. и Манякиной О.А., иск не признали.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с гражданским законодательством суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела на основе доказательств.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством назначение пенсии производится по заявлению гражданина. Вопрос о праве гражданина на пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления со стороны этого гражданина, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в пункте 2 статьи 18 определил, что перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. №17/19 пб (в ред. от 28.04.2010г.) утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Настоящие Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.
Согласно пункта 15 Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001, но не ранее дня приобретения права на пенсию.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что <дата обезличена> Елтуков Г.Ю. обратился с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12, 6 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет на Крайнем Севере. При этом каждый календарный день работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области от <дата обезличена> <№> истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимых условий для назначения досрочной трудовой пенсии (специального стажа работы).
Отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области исключает из специального стажа Елтукова Г.Ю. периоды его работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба Раевского участка Таймырского спецуправления «Г.», поскольку не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба в ТОО «Н.», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба по строительству в ТОО «С.», поскольку не представлены документы о деятельности организации и документы, подтверждающие льготный характер работы, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба в ООО «В.», поскольку не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы, а также в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют сведения о работе с особыми условиями труда.
Истец указывает на то, что период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба на прорабском участке АООТ «М.» также исключен из специального стажа и просит зачесть данный период в специальный стаж на основании архивной справки <№> от <дата обезличена>.
Вместе с тем из протокола <№> от <дата обезличена> заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области усматривается, что период работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба на прорабском участке АООТ «М.» включен в стаж работы истца в местностях Крайнего Севера на основании представленной им при обращении в пенсионный орган вышеуказанной архивной справки.
С учетом того, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможность дважды засчитывать в льготный стаж один и тот же период работы суд считает данное требование истца необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, за период работы до 01.01.1992г. Согласно постановления Правительства РФ от 18.07.2002г. №537 работы, предусмотренные Списком №2 производств, цехов, профессий, и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях труда, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173 (с последующими дополнениями) согласно постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.
Согласно Списка № 2 раздел № XXVII строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов, позиция 2290000б-24441, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 06.01.1991 г. право на досрочное назначение пенсии имеют производители работ (прорабы). В связи с чем право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. имеют производители работ (прорабы), занятые на работах в организациях, занимающихся строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом зданий, сооружений и других объектов.
Истец просит обязать ответчика включить периоды его работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба Раевского участка Таймырского спецуправления «Г.», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба в ТОО «Н.», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба по строительству в ТОО «С.» в специальный стаж на основании записей о спорных периодах работы в его трудовой книжке, которых он считает достаточными, поскольку трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы при досрочном назначении трудовой пенсии, а действующим законодательством не установлен конкретный перечень документов для подтверждения характера выполняемых работ.
Из пояснений истца следует, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган помимо трудовой книжки он не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок.
Вместе с тем согласно пункта 5 перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации №167-ФЗ от 15.12.2001г., утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. №16/19 к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Из трудовой книжки истца не усматривается, что в спорные периоды истец выполнял работы в условиях, предусмотренных Списком № 2, а именно невозможно определить, что организации, в которых он работал в должности прораба, занимались строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом зданий, сооружений и других объектов.
В судебном заседании истцом также не представлено доказательств в соответствии с положениями ст.60 ГПК РФ, подтверждающих характер и условия труда в периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении данных периодов в специальных стаж.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области исключила из специального стажа Елтукова Г.Ю. период его работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба в ООО «В.», поскольку не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы, а также в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют сведения о работе с особыми условиями труда.
Вместе с тем суд не может согласиться с пенсионным органом в том, что отсутствие сведений по выписке индивидуального (персонифицированного) учета является основанием для исключения периода работы из специального стажа в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П признаны противоречащими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
В подтверждение периода работы с тяжелыми условиями труда с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности прораба в ООО «В.» истец ссылается на льготную справку исх.<№> от <дата обезличена> из которой следует, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> он находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, и разъяснением № 5, утвержденным постановлением Минтруда России от 22.05.1996 года № 29, которое применяется в части, не противоречащей Закону от 17.12.2001 г. и постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Согласно разъяснению № 5 от 22.05.1996 г. в специальный трудовой стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени.
При таких обстоятельствах период с <дата обезличена> по <дата обезличена> правомерно исключен из специального стажа.
По представленным в пенсионный орган документам, специальный стаж Елтукова Г.Ю. в соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» составил 6 лет 0 месяцев 28 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 11 лет 1 месяц 27 дней, стаж работы в местностях Крайнего Севера – 3 года 8 месяцев 3 дня.
К периодам работы в местностях Крайнего Севера или районах Крайнего Севера, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости суммируется льготная работа, предусмотренная Списком № 1 и Списком № 2.
Стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом суммирования Списка № 2 по постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 у Елтукова Г.Ю. составляет 13 лет 10 мес. 29 дней.
Соответственно право на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истца возникло по достижении им возраста 55 лет 8 месяцев, с <дата обезличена>.
При этом включение в специальный стаж в соответствии со Списком № 2 периода работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> прорабом в ООО «В.» не является значимым обстоятельством, поскольку не влияет на размер или момент возникновения права у истца на досрочное назначение трудовой пенсии.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что <дата обезличена> Елтуков Г.Ю. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске за назначением ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. На основании заявления от <дата обезличена> ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевске назначает ему такую пенсию с <дата обезличена>.
Следовательно, Елтуков Г.Ю. реализовал свое право на досрочную трудовую пенсию по старости, что исключает возможность назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ с <дата обезличена>.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Елтукова Г. Ю. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 7 февраля 2012 года.
Судья А.И. Коновалова