РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2012 года Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи: Бушуевой Е.В.,
при секретаре: Назаровой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <№> по иску Хайбуллиной Н. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Самарской области в г. Новокуйбышевске о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным и признании права на досрочное получение трудовой пенсии по старости,
Установил:
Истец Хайбуллина Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ по Самарской области в г. Новокуйбышевске о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным и признании права на досрочное получение трудовой пенсии по старости. В обосновании своих требований указала, что она осуществляла трудовую деятельность, связанную с тяжелыми условиями труда, однако при обращении с заявлением о назначении досрочной пенсии, ей было отказано по мотиву отсутствия специального стажа, а именно в расчет не была включена работа с вредными условиями труда в период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, так как отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, указанные периоды отсутствуют в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
<дата>, реализуя свое право на назначение досрочной трудовой пенсии, она обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новокуйбышевске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
<дата> состоялось заседание Комиссии ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, которая отказала Хайбуллиной Н.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа, засчитав в необходимый стаж – 07 лет 06 месяцев 03 дня (протокол УПФ от <дата> <№>).
Комиссия не включила в специальный стаж работы, дающей право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, периоды:
- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – периоды работы в должности газогенераторщика ацетиленовой станции в ЗАО «Г.».
Считая отказ Комиссии в части включить периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в ЗАО «Г.», незаконным, Хайбуллина Н.В. просила признать решение ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новокуйбышевске об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязав ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ г. Новокуйбышевска включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды:
- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в ЗАО «Г.».
В судебном заседании истец Хайбуллина Н.В. поддержала исковые требования, дала пояснения аналогичные описательной части решения суда, дополнив, что ей не было известно о том, что работодатель, на которого в силу прямого указания в законе возложена обязанность предоставлять сведения для ведения индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, однако, несмотря на то, что такие сведения отсутствуют, она осуществляла трудовую деятельность и характер ее работы связан именно с тяжелыми условиями труда, об этом же свидетельствуют представленные ею письменные доказательства.
Представитель ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске – Швецова Е.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, дав пояснения аналогичные содержанию отзыва ГУ – УПФ РФ в г. Новокуйбышевске на исковые требования Хайбуллиной Н.В., в котором указано, что периоды спорные работы истца в ЗАО «Г.» не могут быть включены в специальный стаж, поскольку отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, а наличие таких сведений является доказательством того, что истец осуществляла именно трудовую деятельность, связанную с тяжелыми условиями труда.
Выслушав лиц участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством назначение пенсии производится по заявлению гражданина. Вопрос о праве гражданина на пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления со стороны этого гражданина, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в пункте 2 статьи 18 определил, что перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. №17/19 пб (в ред. от 28.04.2010г.) утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Настоящие Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.
Согласно пункта 15 Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001, но не ранее дня приобретения права на пенсию.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что <дата> Хайбуллина Н.В. обратилась с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2002 года, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области от <дата> <№> истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимых условий для назначения досрочной трудовой пенсии (специального стажа работы).
Однако, суд считает, что спорный период работы истца необоснованно исключил из специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости.
Суд не может согласиться с пенсионным органом в том, что отсутствие сведений по выписке индивидуального (персонифицированного) учета является основанием для исключения периода работы из специального стажа в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П признаны противоречащими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Согласно положений указанного постановления следует, что в соответствии с действующей в РФ пенсионной системой трудовые пенсии предоставляются гражданам по обязательному пенсионному страхованию, организационные, правовые и финансовые основы которого определены ФЗ 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и которое реализуется в рамках системы отношений по формированию за счет страховых взносов и иных поступлений консолидированных средств (средств бюджета Пенсионного фонда РФ), предназначенных для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом РФ гарантируемой государством выплаты страхового обеспечения при наступлении страхового случая. Лицам, застрахованным в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", трудовая пенсия, согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", назначается при соблюдении ими определенных условий. К их числу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" относит наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (абзац третий статьи 2): в частности, для приобретения права на трудовую пенсию по старости, назначаемую на общих основаниях, помимо достижения общеустановленного пенсионного возраста необходим страховой стаж не менее пяти лет; с наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 15 до 25 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 2 статьи 7, пункт 1 статьи 27, пункт 1 статьи 28). При этом согласно п. 1 ст. 10 названного ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФ РФ.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В подтверждение периода работы с тяжелыми условиями труда в спорный период в должности газогенераторщика истец ссылается на штатное расписание рабочих ацетиленовой станции, действующее с <дата>, должностную инструкцию газогенераторщика ацетиленовой станции, утвержденную <дата>, с которой истец была ознакомлена, что свидетельствует ее подпись, приказом о предоставлена отпуска работнику с учетом дополнительных оплачиваемых дней, в связи с тяжелыми условиями труда, записью в трудовой книжки, подтверждающей факт осуществления трудовой деятельности в ЗАО «Г.» в должности газогенераторщика, сведениями о наличие специального трудового стажа выданных ЗАО «Г.», личной карточкой работника (истца), табелем учета рабочего времени, согласно которого следует, что истец осуществляла полную трудовую деятельность, отсутствовали простои, перерывы.
Из показаний свидетеля ФИО1 следует, что в спорные периоды он осуществлял трудовую деятельность совместно с истцом, которая находилась в его подчинении, никаких простоев в работе не имелось, работы шла без перерыва, деятельность связана с тяжелыми условиями труда, о чем свидетельствует как предоставление дополнительного отпуска, предоставление молока, спецформа.
Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что она осуществляла трудовую деятельность в спорный период работы истца на одном предприятии. Изначально они сотрудники ацетиленовой станции входили в состав ООО «Н.», затем произошла реорганизация, в результате чего сотрудники ацетиленовой станции уволились и были приняты в ЗАО «Г.» на ту же должность с исполнением тех же обязанностей, сотрудники бухгалтерии осуществляли передачу индивидуальных (персонифицированы) сведений в Пенсионный фонд, тем более, что простоев в работе истца не имелось, а поскольку она была занята на тяжелых условиях работы, то ей предоставлялись дополнительные дни к отпуску, молоко за вредность.
Согласно данных, представленных ЗАО «Г.» по запросу суда, следует, что сведений о предоставлении индивидуальных сведений, не имеется.
Согласно данных представленных МИФНС <№> по Самарской области следует, что данных об отчислениях страховых взносов не имеется, поскольку не производились.
Проанализировав представленные доказательства, суд исходит, что доказан факт того, что истец непосредственно осуществляла трудовые обязанности в ЗАО «Г.», и характер ее работы связан с тяжелыми условиями труда, подтверждается представленными доказательствами, в частности, показаниями свидетелей, оснований не доверять которым не имеется, данные сообщенные ими, подтверждаются письменными доказательствами, непосредственно подтвержден тот факт, что условия работы носили тяжелый характер, что свидетельствует комплекс представляемых компенсаций и льгот за тяжелые, вредные или опасные условия труда.
Таким образом, суд считает, что отсутствие сведений об индивидуальным (персонифицированном) учете, не может ставить в зависимость возникновения права лица на получение льготной пенсии.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Хайбуллиной Н. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Самарской области в г. Новокуйбышевске о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным и признании права на досрочное получение трудовой пенсии по старости – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске включить в специальный стаж работы Хайбуллиной Н. В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшей трудовую деятельность, связанную с тяжелыми условиями труда, следующие периоды:
- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – периоды работы
Обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новокуйбышевске назначить Хайбуллиной Н. В. досрочно трудовую пенсию по старости с момента наступления права на досрочную пенсию – <дата>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд в апелляционном порядке течение месяца со дня изготовления данного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено – 20.03.2012 года.
Председательствующий: Бушуева Е.В.