РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2012 года город Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Бушуева Е.В.
при секретаре Назаровой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <№> по иску Прокурора г.о. Новокуйбышевска в интересах ФИО в порядке ст. 45 ГПК РФ к Главе г.о. Новокуйбышевск, Администрации г.о. Новокуйбышевск об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.о. Новокуйбышевск в интересах ФИО обратился с иском к Главе г.о. Новокуйбышевск и Администрации г.о. Новокуйбышевск о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указав, что ФИО, <дата> года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку ее отец – ФИО1 и мать ФИО2 на основании решения Волжского районного суда от <дата> были лишены родительских прав.
Постановлением администрации Волжского района Самарской области <№> от <дата> за несовершеннолетней ФИО была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно Постановления администрации Волжского района Самарской области <№> от <дата> над ФИО была оформлена опека, опекуном назначена бабушка ФИО3 и за несовершеннолетними ФИО1, ФИО2 закреплено жилье по адресу: <адрес обезличен>.
Постановлением администрации Волжского района Самарской области <№> от <дата>, ФИО была постановлена на регистрационный учет, для обеспечения жилплощадью по достижению совершеннолетия. Постановление <№> от <дата> признано утратившим силу.
На основании решения Волжского районного суда от <дата>, ФИО признана не приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен> и снята с регистрационного учета.
Жилое помещение за ФИО не закреплялось, жилого помещения для проживания не имеет.
На основании заявления ФИО от <дата>, она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по г.о. Новокуйбышевск.
Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск <№> от <дата> ФИО признана имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения и включена в список очередности на получение жилья детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Согласно постановления администрации г.о. Новокуйбышевск <№> от <дата> утвержден список детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ФИО также включена в указанный список очередности.
Из-за отсутствия жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, жилое помещение ФИО до сих пор не предоставлено, в связи с чем, ей дано согласие на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм, благоустроенного применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Учитывая вышеизложенное, прокурор просит обязать Главу г.о. Новокуйбышевск и Администрацию г.о. Новокуйбышевск предоставить ФИО социальную выплату на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм, благоустроенного применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Новокуйбышевск Строганкова Е.И. поддержала исковые требования, дала пояснения аналогичные описательной части решения.
ФИО в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнив, что она в настоящее время обучается на 3 курсе в <данные обезличены>.
Представитель Главы г.о.Новокуйбышевска и Администрации г.о.Новокуйбышевск Дуданова М.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, согласно представленного отзыва, следует, что Глава г.о. Новокуйбышевск и Администрация г.о. Новокуйбышевск являются не надлежащим ответчиками по настоящему делу.
Ссылаясь на ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ, закон Самарской области от 24.10.2006 года №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и закон Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» указывает, что администрация городского округа ежегодно формирует и ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, который утверждается соответствующим нормативным актом администрации городского округа. Список предоставляется в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для осуществления планирования расходов бюджета.
Таким образом, считает, что администрация г.о. Новокуйбышевск в полном объеме обеспечивает освоение субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не может выйти за пределы преданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Представитель Управления по вопросам семьи и демографического развития администрации г.о.Новокуйбышевск Щежина Н.Е., действующая на основании доверенности поддержала требования прокурора о предоставлении социальной выплаты ФИО, поскольку она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не имеющих закрепленного жилья, включена в список очерёдности на получение жилья детьми, оставшимися без попечения родителей.
С 2008 года Управление по вопросам семьи и демографического развития администрации г.о. Новокуйбышевск, на основании Постановления Главы г.о. Новокуйбышевск, было назначено уполномоченным органом по ведению учёта, формированию списков и обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По достижении лицом указанной категории совершеннолетия и прекращении опеки его, на основании личного заявления, ставят в очередь на получение жилья. Списки нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья формируют до 1 февраля текущего года, исходя из даты обращения с заявлением о постановке в очередь. При наличии финансирования они оказывают содействие указанной категории граждан в подборе жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим нормам, контролируют заключение сделки, а после её регистрации переводят денежные средства на счет продавца.
Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.
Представитель Министерства Управления финансами Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили отзыв, согласно которого указали, что на территории Самарской области государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Закон Самарской области 24 октября 2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 115-ГД).
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом № 115-ГД и Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 (далее - Порядок), средства областного бюджета на приобретение жилья для указанной категории граждан выделяются ежегодно через соответствующего главного распорядителя средств областного бюджета (министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области) органам местного самоуправления на основании списков, составленных органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3.1 Порядка формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения о постановке на учет.
Согласно п. 3.3 Порядка списки детей-сирот, сформированные органами местного самоуправления, ежегодно не позднее 15 февраля представляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
В соответствии с Законом № 115-ГД передача финансовых средств органам местного самоуправления для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в соответствии с методикой, установленной в приложении к указанному Закону.
Законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на обеспечение жильем детей-сирот ежегодно предусматриваются субвенции муниципальным образованиям. Информацией о сумме средств, которые планируется выделить в 2012 году органам местного самоуправления на указанные цели, в том числе г.о. Новокуйбышевск, располагает министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Органы государственной власти Самарской области полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот не обладают.
Выслушав объяснения представителя сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствие со ст.1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ и ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1, ч.2 ст.8 выше указанного Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования …обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на основании Закона Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» и Закона Самарской области от 24.10.2006 г. №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», переданы органам местного самоуправления.
Согласно ст.5 Закона Самарской области 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.
Согласно п.3.1 указанного Порядка, учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
На основании п.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствие со ст.ст.5, 6, 8 Закона № 77 - ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счёт предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела следует, что ФИО, <дата> года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилое помещение за ФИО не закреплялось, личного жилья для проживания она не имеет, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно решения Волжского районного суда от <дата> ФИО2 и ФИО1 были ограничены в родительских правах в отношении несовершеннолетней ФИО, и она была передана органам опеки и попечительства.
ФИО1 и ФИО2 на основании решения Волжского районного суда от <дата> были лишены родительских прав.
Постановлением администрации Волжского района Самарской области <№> от <дата> за несовершеннолетней ФИО была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно Постановления администрации Волжского района Самарской области <№> от <дата> над ФИО была оформлена опека, опекуном назначена бабушка ФИО3 и за несовершеннолетними ФИО1, ФИО2 закреплено жилье по адресу: <адрес обезличен>.
Постановлением администрации Волжского района Самарской области <№> от <дата>, ФИО была постановлена на регистрационный учет, для обеспечения жилплощадью по достижению совершеннолетия. Постановление <№> от <дата> признано утратившим силу.
На основании решения Волжского районного суда от <дата>, ФИО признана не приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен> и снята с регистрационного учета.
Согласно свидетельства <№> от <дата>, ФИО зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес обезличен> на срок с <дата> по <дата>.
В настоящее время ФИО обучается на третьем курсе дневного очного отделения <данные обезличены>, что подтверждается справкой <№> от <дата>.
Исходя из уведомления от <дата> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФИО, <дата> года рождения, на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.
На основании заявления ФИО от <дата>, она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по г.о. Новокуйбышевск.
Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск <№> от <дата> ФИО признана имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения и включена в список очередности на получение жилья детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Согласно постановления администрации г.о. Новокуйбышевск <№> от <дата> утвержден список детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ФИО также включена в указанный список очередности.
Таким образом, судом установлено, что ФИО, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не имеет жилого помещения, включена в список указанной категории лиц, следовательно, ей должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма вне очереди, а при отсутствии жилого помещения - социальная выплата за счёт финансовых средств (субвенций) областного бюджета, однако до настоящего времени ответчики не исполнили, возложенные на них обязательства, нарушив право ФИО на жилище, поэтому исковые требования прокурора г.о. Новокуйбышевска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 32 Устава г.о. Новокуйбышевск Самарской области, принятого Постановлением Новокуйбышевской городской Думы от 19.05.2005 года № 102, Администрация г.о. Новокуйбышевск является исполнительно-распорядительным органом городского округа Новокуйбышевск, наделяется в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области.
В силу ст. 6 Устава г.о. Новокуйбышевск к вопросам местного значения городского округа Новокуйбышевск относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии со ст. 47 Устава г.о. Новокуйбышевск городской округ самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.
От имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Глава городского округа и Администрация городского округа.
В соответствие со ст. 48 Устава глава городского округа принимает решения по вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 49 Устава администрация городского округа осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа: осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр; осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа о распоряжении муниципальным имуществом (об отчуждении имущества, передаче в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление и ином распоряжении).
Доводы представителей Главы г.о. Новокуйбышевск и Администрации г.о. Новокуйбышевск о том, что они не являются надлежащими ответчиками по данному делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и Уставу г.о. Новокуйбышевск.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Глава г.о.Новокуйбышевск и Администрация г.о. Новокуйбышевск, в пределах своей компетенции, обязаны предоставить ФИО социальную выплату на приобретение жилого помещения за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий, из средств областного бюджета.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г.о. Новокуйбышевск в интересах ФИО в порядке ст. 45 ГПК РФ к Главе г.о. Новокуйбышевск, Администрации г.о. Новокуйбышевск об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Главу городского округа Новокуйбышевск и Администрацию городского округа Новокуйбышевск предоставить ФИО, <дата> социальную выплату на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим нормам в черте г.о. Новокуйбышевск, согласно действующего законодательства, из средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено - 16.04.2012 года.
Судья: Бушуева Е.В.