Решение
Именем Российской Федерации
18 апреля 2012 года Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи: Бушуевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания: Абрамян Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <№> по заявлению Денисовой Т. А., Денисова Г. И. к Администрации г.о. Новокуйбышевск о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Новокуйбышевск в непринятии решения по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка, об обязании устранить препятствия в осуществлении прав и свобод путем согласования схемы расположения земельного участка и выдаче ее заявителям для постановки на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Денисова Т.А. и Денисов Г.И. обратились в суд с заявлением к Администрации городского округа Новокуйбышевск о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Новокуйбышевск в непринятии решения по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка, об обязании устранить препятствия в осуществлении прав и свобод путем согласования схемы расположения земельного участка и выдаче ее заявителям для постановки на кадастровый учет.
В обосновании своего заявления указали, что <дата> Денисова Т.А. и Денисов Г.И. обратились с заявлением к Главе г.о. Новокуйбышевск о предоставлении им в собственность земельного участка, соответственно, площадью 1208.0 кв.м. и 1204.0 кв.м., расположенные в <адрес обезличен> для садоводства. Помимо заявления Денисова Т.А. и Денисов Г.И. представили выписку из ЕГРП, схему границ земельного участка под садоводство.
Однако, до настоящего времени заявители не получили ни схему границ земельного участка, утвержденную в установленном законом порядке, ни мотивированный отказ в согласовании схемы границ земельного участка.
Заявители считают, что имеет место бездействие Администрации г.о. Новокуйбышевск незаконным по непринятию решения по обращению в орган местного самоуправления, просят обязать устранить препятствия в осуществлении прав и свобод гражданина, обратившегося в орган местного самоуправления, путем согласования схемы расположения границ земельных участков (по каждому обратившемуся лицу), выдаче схемы с целью совершения дальнейших действий по постановке на кадастровый учет земельного участка.
Заявитель Денисова Т.А. и Денисов Г.И. в судебное в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.
Представитель заявителя Денисовой Т.А. и Денисова Г.И. – Шлыков В.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявление своих доверителей, прося удовлетворить требования, дополнил, что после того, как будет утверждена схема расположения границ испрашиваемых земельных участков, будет решаться вопрос об основаниях, предусмотренных действующим законодательством, предоставления земельных участков в собственность заявителям.
Представитель Администрации г.о. Новокуйбышевск – Овчинников А.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении требований Денисовой Т.А. и Денисова Г.И. отказать, поскольку у заявителей отсутствуют основания для приобретения земельного участка в собственность. По существу требований заявителя указал, что действительно до настоящего времени ответ Денисовой Т.А. и Денисову Г.И. не направлен, каковы причины неисполнения требований действующего законодательства пояснить не может.
Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материала дела, Денисова Т.А. и Денисов Г.И. <дата> обратились в орган местного самоуправления, имеющего полномочия по предоставлению гражданам в собственность земельных участков.
Согласно ст.264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с положениями Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 года, в полномочия органов местного самоуправления входит также и предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Самарской области.
Таким образом, заявители, желая реализовать свое право на получение земельного участка в собственность, обратились в орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, с заявление о предоставлении в собственность.
Денисова Т.А. и Денисов Г.И., не получив ответ на их обращения, обратились в суд с заявлением, в котором просили признать бездействия Администрации г.о. Новокуйбышевск по непредставлению не только ответа на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, но и несовершение действий, которые орган местного самоуправления должен произвести при поступлении обращения гражданина.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Таким образом, гражданин вправе обратиться с заявлением о признании незаконным действия или бездействия органов местного самоуправления, в результате которых нарушаются права и законные интересы граждан.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.29 Устава городского округа Новокуйбышевск, вступившего в силу с 01.06.2006 года, утвержденного Постановления Новокуйбышевской городской Думы Самарской области от 19.05.2005 года N 102, следует, что Глава городского округа в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом:…. осуществляет личный прием граждан городского округа, рассматривает заявления, жалобы и предложения граждан;…
В соответствии со ст. 32 названного выше Устава следует, что Глава городского округа является одновременно главой администрации городского округа и руководит ею на принципах единоначалия……. Администрация городского округа как юридическое лицо действует на основании общих положений Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года N 7-ФЗ применительно к учреждениям. Основанием для государственной регистрации администрации городского округа в качестве юридического лица является Устав городского округа.
В силу ст. 33 Устава городского округа Новокуйбышевск следует, что Администрация городского округа:….управляет и распоряжается собственностью городского округа;…
Таким образом, суд считает, что после поступления соответствующего заявления, со стороны органа, к которому поступило обращению должны быть совершены действия по принятию решения, касающегося вопроса обращения. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления городского округа Новокуйбышевск. Каждое обращение должно быть зарегистрировано и рассмотрено в порядке, установленном законодательством. Должностные лица местного самоуправления городского округа обязаны рассмотреть эти обращения и дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца со дня их получения. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются Законом Самарской области "Об обращениях граждан в Самарской области" и принимаемыми в соответствии с ним решениями Думы городского округа Новокуйбышевск.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» от 02.05.2006 года, настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.В соответствии со ст. 2 названного выше следует, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
В соответствии со ст. 12 приведенного ФЗ РФ следует, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии со ст. 5 названного ФЗ РФ, гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Как следует из материалов дела, Денисова Т.А. и Денисов Г.И. на свое письменное обращение никакого ответа не получили, доказательств того, что их вопрос был рассмотрен и заявителям был дан мотивированный ответ в силу ст. 56 и ст. 60 ГПК РФ, суду не представлено.
Не имеет правового значение при рассмотрении данного спора, имеются ли у заявителей законные основания для получения земельного участка в собственность, поскольку их требования заключаются в том, что они просят признать бездействия органа местного самоуправления по непредставлению ответа на их обращение и несовершение установленных законом действий, и ими же не оспаривается отказ.
В соответствии со ст. 36 п. 6 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Несовершение определенных действий при поступлении заявления и непредставление мотивированного ответа на обращение Денисовой Т.А. и Денисова Г.И. о согласовании схемы границ расположения земельных участков с целью дальнейшего обращения для предоставления в собственность названных выше земельных участков, нарушает требования ст. 36 ЗК РФ, ФЗ РФ «О введение в действие ЗК РФ», нарушает их права на обращение по реализации своего права на приобретение земельного участка, права и интересы заявителя.
В соответствии с Пленумом Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии со ст. 28 Устава городского округа Новокуйбышевск, утвержденного Постановлением Новокуйбышевской городской Думы Самарской области от 19.05.2005 года N 102, глава городского округа возглавляет исполнительно-распорядительный орган городского округа - администрацию городского округа и осуществляет свои полномочия на постоянной основе,… осуществляет личный прием граждан городского округа, рассматривает заявления, жалобы и предложения граждан;…
В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Таким образом, суд считает, что ответ должен быть дан заявителю именно Главой Администрации г.о. Новокуйбышевск либо уполномоченным на то лицом на основании распоряжения Главы г.о. Новокуйбышевск.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса…….Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, суд считает, что при принятии заявления Денисовой Т.А. и Денисова Г.И. органу местного самоуправления, в частности, Администрации г.о. Новокуйбышевск в лице Главы г.о. Новокуйбышевск надлежало решить вопрос о согласовании схемы расположения границ земельного участка, направив ее заявителю, а в случае отсутствия оснований для предоставления в собственность земельных участков разрешить в установленном порядке законность предоставления земельного участка в собственность.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Денисовой Т. А. и Денисова Г. И. о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Новокуйбышевск в непринятии решения по заявлению о согласовании схемы расположения границ земельного участка, об обязании устранить препятствия в осуществлении прав и свобод путем согласования схемы расположения земельного участка и выдаче ее заявителям для постановки на кадастровый учет – удовлетворить.
Признать незаконным бездействия Администрации городского округа Новокуйбышевск по отношению к Денисовой Т. А. и Денисову Г. И. по непринятию решения о согласовании схемы расположения границ земельного участка площадью, соответственно, 1208.0 кв.м., 1204.0 кв.м., находящихся по адресу: <адрес обезличен>.
Обязать Администрацию г.о. Новокуйбышевск устранить допущенные нарушение путем согласования и утверждения схемы расположения границ земельного участка, представленных Денисовой Т. А. и Денисовым Г. И., площадь, соответственно, 1208.0 кв.м. и 1204.0 кв.м., находящихся по адресу: <адрес обезличен>, а затем последующей выдаче схемы расположения границ земельного участка заявителям, в 10-ти дневный срок.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено – 23.04.2012 года.
Председательствующий судья Е.В. Бушуева
?????