РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 мая 2012 года г.Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Коноваловой А.И.
при секретаре Лаптевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <№> по исковому заявлению Усковой Т. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Ускова Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г.Новокуйбышевске) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В обоснование требований указала, что <дата> она обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Новокуйбышевске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от <дата> <№> в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа работы, требуемого для назначения данного вида пенсии. При этом, из специального стажа исключены периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности <данные обезличены>, с <дата> по <дата> в должности <данные обезличены>.
Ускова Т.А. просит суд включить в специальный стаж указанные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения в пенсионный орган.
В судебном заседании Ускова Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что, работая в <данные обезличены>, в связи с рождением детей – <дата> и <дата>, в спорные периоды она находилась в отпусках по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности, а затем в отпусках по уходу за детьми.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Новокуйбышевске Швецова Е.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в иске отказать, поддержала доводы, изложенные в возражении на иск.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> Ускова Т.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области <№> от <дата> (протокол Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФ РФ в г.Новокуйбышевске <№> от <дата>) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом в специальный стаж не включены периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности <данные обезличены>, с <дата> по <дата> в должности <данные обезличены>.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Исключая из специального стажа указанные периоды, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевск Самарской области исходил из того, что отсутствует документальное подтверждение занятости на работах в полевых условиях и выполнение геологических работ в составе экспедиций, партий, отрядов, участков.
Вместе с тем, суд не может согласиться с такой позицией пенсионного органа.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ускова Т.А. работала в <данные обезличены> с <дата> по <дата>; <данные обезличены> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Работая в вышеуказанных должностях, Ускова Т.А. была занята полный рабочий день на полевых топографо-геодезических работах, так с <дата> по <дата> была откомандирована в <данные обезличены>, где находилась на полевых изыскательских работах. В связи с рождением у Усковой Т.А. детей – <дата> и <дата>, в периоды с <дата> по <дата>, <дата> по <дата> на основании листка нетрудоспособности она находилась в отпуске по беременности и родам, а с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – в отпусках по уходу за детьми.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Принимая во внимание, что отпуска по уходу за детьми истца (которым предшествовали отпуска по беременности и родам) начались в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежат включению в специальный стаж работы Усковой Т.А., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С учетом включения указанных периодов в специальный стаж работы, Ускова Т.А. имеет необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на момент обращения за назначением пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Усковой Т. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности старшего <данные обезличены>, с <дата> по <дата> в должности <данные обезличены> и назначить Усковой Т. А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ с <дата>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 2 мая 2012 года.
Судья А.И. Коновалова