Решение от 04.02.2011 года о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2011годагород Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

Председательствующего судьиДуман С.И.,

при секретареРыжковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер обезличен> по иску Прокурора г. Новокуйбышевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.о. Новокуйбышевск и Комитету по управлению Муниципальным имуществом г.о. Новокуйбышевск, в порядке ст. 45 ГПК РФ, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МДОУ «Центр коррекции и развития детей» г.о. Новокуйбышевск с целью приведения законодательства о пожарной безопасности данного образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новокуйбышевска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.о. Новокуйбышевск, в порядке ст. 45 ГПК РФ, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МДОУ «Центр коррекции и развития детей» г.о. Новокуйбышевск с целью приведения законодательства о пожарной безопасности данного образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, указывая на то, что прокуратурой г. Новокуйбышевска проведена проверка исполнения МДОУ«Центр коррекции и развития детей» требований законодательства о пожарной безопасности. МДОУ«Центр коррекции и развития детей» г.о.Новокуйбышевск действует на основании устава, утвержденного совместным распоряжением учредителей <номер обезличен> от <дата обезличена>, и расположено по адресу: <адрес обезличен>. Учредителями данного образовательного учреждения являются Комитет по управлению муниципальным имуществом г.о.Новокуйбышевск и Министерство образования и науки Самарской области в лице Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области. Согласно п. 1.5 устава МДОУ «Центр коррекции и развития детей» г.о.Новокуйбышевск по организационно-правовой форме общеобразовательное учреждение является муниципальным учреждением.

В ходе проверки установлено, что в МДОУ «Центр коррекции и развития детей» не соблюдаются требования пожарной безопасности, а именно по предписанию <номер обезличен> от <дата обезличена> ОГПН г.о.Новокуйбышевска Самарской области до настоящего времени не выполнены:

Корпус № 1:

Ф - п.1 - в здании отсутствует аварийное эвакуационное освещение (ФЗ № 123 ст.151 п.1: ППБ 01-03 п.З; СНиП 23-05-95* п.7.72, п.7.73. п.7.78; ПУЭ 7.1.18; СНиП 21-01-97* п.6.22):

-п.2 - отсутствует молниезащита здания детского сада (ФЗ № 123 ст.151 п.1; ППБ 01-03 п.З; СО 1-53-34.21.122-2003);

- п.9 - на лестничной площадке выступающие из плоскости сгон конструкции (трубы) не установлены на высоту не менее 2,2 м.„ либо не убраны в нишу (ФЗ № 123 ст.151 п.1: ГНнП 21-01-97* п.6.32);

-2-

-п. 10 -в помещениях здания детского сада допускается применениедекоративно-отделочных материалов и покрытий полов с более высокой пожарнойопасностью, чем класс КМ2 (ФЗ № 123 ст. 134 п.7);

Корпус № 2:

- п. 12 - в здании отсутствует аварийное эвакуационное освещение (ФЗ № 123 ст.151 п.1; ППБ 01-03 п.З; СНиП 23-05-95* п.7.72, п.7.73. п.7.78; ПУЭ 7.1.18; СНиП 21-01-97* п.6.22);

-п.15 - система автоматической пожарной сигнализации не отвечаеттребованиям нормативных документов по пожарной безопасности (не всепомещенияоборудованыпожарнымиизвещателями,установлены тепловыеизвещатели, отсутствуют ИПР (ФЗ № 123 ст.151 п.1; НПБ 110-03 п.14; НПБ 88-2001, прил.12);

- п. 19 - система оповещения в здании не отвечает требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (не работоспособны табло «Выход», шлейфы оповещения не проложены в негорючих коробах) (ФЗ № 123 ст.151 п.1; НПБ 104-03 п.3.9);

-п.21 - в помещениях здания детского сада допускается применениедекоративно-отделочных материалов и покрытий полов с более высокой пожарнойопасностью, чем класс КМ2 (ФЗ № 123 ст. 134 п.7);

- п.23 - отдельно-стоящие хозяйственные строения и гараж не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (ФЗ № 123 ст.151 п.1: "НПБ 110-03 п.4).

Самостоятельно МДОУ «Центр коррекции и развития детей» г.о.Новокуйбышевск не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием собственных средств.

Указывая, что невыполнение выше перечисленных требований пожарной безопасности создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании МДОУ «Центр коррекции и развития детей», Прокурор г.Новокуйбышевска просит обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МДОУ «Центр коррекции и развития детей» г.о. Новокуйбышевск с целью приведения законодательства о пожарной безопасности данного образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством за счет бюджетных средств.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Новокуйбышевска Смирнова Ю.Г. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации г.о. Новокуйбышевск Арифуллина Э.Р. Ю.Г., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями прокурора г.Новокуйбышевска не согласилась и пояснила, что у МДОУ имеются 2 учредителя – Министерство образования и науки Самарской области в лице Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.о.Новокуйбышевск. Четкого разграничения обязанностей по обеспечению пожарной безопасности и внесению средств в законодательстве не имеется. Администрация г.о. Новокуйбышевск финансирует обеспечение общедоступного бесплатного образования по основным общеобразовательным программам, в том числе капитальный ремонт детских садов. Бюджет расходов на данные мероприятия формируется из денежных средств, которые выделяются решением Городской Думы. Финансирование образовательного процесса находится в компетенции Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области.

-3-

Судом по ходатайству представителя Администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области был привлечен в качестве соответчика Комитет по управлению Муниципальным имуществом г.о. Новокуйбышевск.

Представитель соответчика – Комитета по управлению Муниципальным имуществом г.о. Новокуйбышевск Шатохин Ю.Г., действующий на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>, с исковыми требованиями прокурора г. Новокуйбышевска не согласился, пояснив, что у МДОУ имеются 2 учредителя – Министерство образования и науки Самарской области в лице Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.о.Новокуйбышевск. Четкого разграничения обязанностей по обеспечению пожарной безопасности и внесению средств в законодательстве не имеется. Администрация г.о. Новокуйбышевск финансирует обеспечение общедоступного бесплатного образования по основным общеобразовательным программам, в том числе капитальный ремонт детских садов. Бюджет расходов на данные мероприятия формируется из денежных средств, которые выделяются решением Городской Думы. Финансирование образовательного процесса находится в компетенции Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области. В соответствии со ст. 38 Закона РФ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством наряду с собственниками имущества несут и руководители федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В настоящее время МДОУ «Центр коррекции и развития детей» находится в оперативном управлении. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица – ОГПН г.о.Новокуйбышевск Самарской области Анохин С.А. исковые требования прокурора г. Новокуйбышевска поддержал в полном объеме.

Заведующая МДОУ «Центр коррекции и развития детей» ФИО1, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что у МДОУ«Центр коррекции и развития детей» имеются 2 учредителя – Министерство образования и науки Самарской области в лице Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.о.Новокуйбышевск. Поскольку <дата обезличена> году инспектор по пожарному надзору вынес по образовательному учреждению предписание <номер обезличен> об устранении нарушений правил пожарной безопасности по указанным в нем пунктам, ими была составлена смета по детскому саду по выполнению необходимых работ и была передана представителю КУМИ, но Администрация не профинансировала в необходимом объеме МДОУ «Центр коррекции и развития детей», поэтому ими выполнена часть из указанных в предписании работ, а именно они выполнили – в корпусе №2 пункты: 15,19,23, а пункты 9,10 в корпусе №1 и пункт №21 в корпусе №2 выполнены на 50 % и в настоящее время по ним завершаются работы, однако остальные пункты в виду отсутствия денежных средств устранить не смогли. С каждым годом требования пожарной безопасности усиливаются, выполнять мероприятия по соблюдении правил пожарной безопасности в связи с отсутствием финансирования детский сад самостоятельно не может, так как не имеет собственных средств.

Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица и заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

-4-

Согласно п. 1.4 Устава МДОУ «Центр коррекции и развития детей» г.о. Новокуйбышевск Самарской области, учредителями ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) являются Министерство образования и науки Самарской области в лице Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом г.о. Новокуйбышевск.

Раздел 6 Устава МДОУ «Центр коррекции и развития детей» не содержит разграничений в отношении компетенции учредителей по соблюдению мер противопожарной безопасности.

Однако данное разграничение изложено в п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального Закона № 131 от 06.10.03 года «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится организация представления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Как следует из п.1 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесена организация представления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 6.1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1, п.п.13, 13.1, 14, 14.1, ч.2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на субъекты РФ в области образования возложено решение вопросов:

а) обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;

б) организации представления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта РФ;

в) предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ);

г) предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения.

-5-

Согласно ст. 38 Закона РФ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. К ответственности в данном случае привлекается лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность

В соответствии с п.10 ч.1 ст. 6 Устава г.о. Новокуйбышевск Самарской области к вопросам местного значения г.о. Новокуйбышевск относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно представленного в суд копии приказа <номер обезличен> от <дата обезличена> Министерства образования и науки Самарской области заведующей МДОУ «Центр коррекции и развития детей» ФИО1, в приказ <номер обезличен> от <дата обезличена> внесены изменения, в связи с корректировкой объёмов финансирования расходов в рамках реализации расходных обязательств Самарской области по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений Самарской области на 2010 год и в отношении МДОУ «Центр коррекции и развития детей» г.о.Новокуйбышевск Самарской области принято решение о выделении на 2010 г. денежных средств в размере 440 335,00 рублей.

Как видно из письма МДОУ «Центр коррекции и развития детей» г.о.Новокуйбышевск Самарской области за <номер обезличен> от <дата обезличена>, для устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности по предписанию <номер обезличен> от <дата обезличена>, финансирование мероприятий по устранению указанных в предписании нарушений правил пожарной безопасности выделялось: часть из городского бюджета, а часть из внебюджетных средств и планируется выделение из средств областного бюджета.

Поскольку в ходе проверки, проведенной ОГПН г.о.Новокуйбышевск Самарской области, выявлены нарушения требований пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении, то в данном случае особое значение имеют жизнь и здоровье детей, которые в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

Таким образом, суд полагает, что требования прокурора г.о.Новокуйбышевск являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части устранения нарушений требований пожарной безопасности МДОУ «Центр коррекции и развития детей» по предписанию <номер обезличен> от <дата обезличена> ОГПН г.о.Новокуйбышевск Самарской области следующих пунктов:

в корпусе № 1 и №2:

-п.1 - в здании обеспечить аварийное эвакуационное освещение (ФЗ № 123ст.151 п.1;ППЬ 01-03 п.З; СНиП 23-05-95* п/7.72, п.7.73, п.7.78; ПУЭ 7.1.18;СНиП 21-01-97* п.6.22);

- -п.2 - обеспечить молниезащиту здания детского сада (ФЗ № 123 ст. 151 п.1; ППБ 01-03 п.З; СО 153-34.21.122-2003).

В удовлетворении остальной части исковых требований суд полагает необходимым отказать, поскольку указанные в предписании пункты 9, в корпусе №1; 15,19,21,23- в корпусе №2 устранены в полном объёме, а пункты 10- в корпусе №1 и 21- в корпусе №2 в настоящее время устранены на 50 % и по ним выполняются работы до полного их завершения, таким образом выявленные нарушения правил пожарной безопасности не влекут непосредственной опасности для жизни и здоровья людей и не требуют мер первой необходимости по их устранению.

-6-

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Новокуйбышевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.о.Новокуйбышевск и Комитету по управлению Муниципальным имуществом г.о.Новокуйбышевск, в порядке ст. 45 ГПК РФ, об обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МДОУ «Центр коррекции и развития детей» г.о.Новокуйбышевск Самарской области - удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.о.Новокуйбышевск и Комитет по управлению Муниципальным имуществом г.о. Новокуйбышевск устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МДОУ «Центр коррекции и развития детей» г.о.Новокуйбышевск Самарской области г.о.Новокуйбышевск с целью приведения законодательства о пожарной безопасности данного образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно за счет бюджетных средств:

в корпусе № 1 и №2:

-в здании обеспечить аварийное эвакуационное освещение (ФЗ № 123ст.151 п.1;ППЬ 01-03 п.З; СНиП 23-05-95* п/7.72, п.7.73, п.7.78; ПУЭ 7.1.18;СНиП 21-01-97* п.6.22);

- обеспечить молниезащиту здания детского сада (ФЗ № 123 ст. 151 п.1; ППБ 01-03 п.З; СО 153-34.21.122-2003).

В удовлетворении остальной части исковых требований Прокурора г.Новокуйбышевска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд в течение 10 дней.

.

Судья:Думан С.И.