РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2012 года г.Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Коноваловой А.И.
при секретаре Абрамян Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <№> по исковому заявлению Кирсановой А. П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Кирсанова А.П. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В обоснование исковых требований истец указала, что она приобрела необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, однако решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Россиской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области (протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФ РФ в г.Новокуйбышевске <№> от <дата>) в назначении такой пенсии ей отказано.
По мнению истицы, ей необоснованно не зачтены в специальный стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, период нахождения в отпуске по коллективному договору с <дата> по <дата>, в специальный стаж зачтены без применения льготного порядка исчисления стажа (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) нахождение на больничном листе по беременности и родам с <дата> по <дата>, в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1,5 лет с <дата> по <дата> в период работы в должности палатной медсестры в <данные обезличены>.
Кирсанова А.П. просит суд включить в специальный стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, период нахождения в отпуске по коллективному договору с <дата> по <дата>, к включенным в специальный стаж в календарном исчислении периодам нахождения на больничном листе по беременности и родам с <дата> по <дата>, в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1,5 лет с <дата> по <дата> в период работы в должности палатной медсестры в <данные обезличены> применить льготный порядок исчисления стажа (1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев) и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с даты обращения в пенсионный орган – с <дата>.
В судебном заседании Кирсанова А.П. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевск по доверенности Швецова Е.Н. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражении на иск.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> Кирсанова А.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевск Самарской области (протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевск Самарской области <№> от <дата>) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимых условий (специального стажа). При этом из специального стажа Комиссией исключены периоды обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, период нахождения в отпуске по коллективному договору с <дата> по <дата>, в специальный стаж зачтены без применения льготного порядка исчисления стажа (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) нахождение на больничном листе по беременности и родам с <дата> по <дата>, в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1,5 лет с <дата> по <дата> в период работы в должности палатной медсестры в <данные обезличены>.
Статьей 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исключая из специального стажа Кирсановой А.П. периоды обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокуйбышевск Самарской области исходило из того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, тогда как в указанный период отсутствовала полная занятость по основному месту работы.
Между тем с этими выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении пенсионного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Кирсанова А.П., работая операционной медсестрой <данные обезличены>, медсестрой процедурного отделения сестринского ухода <данные обезличены> (работа в указанных должностях и учреждении включена в специальный стаж истца), с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> обучалась на курсах повышения квалификации. Обучение на курсах повышения квалификации, т.е. систематическое повышение профессиональной квалификации, является обязанностью медицинских работников. Кирсанова А.П. направлялась на курсы повышения квалификации по приказу работодателя, трудовые отношения не прерывались, за время обучения сохранялась среднемесячная заработная плата, и в этот период уплачиваются страховые взносы. Обучаясь на курсах повышения квалификации, Кирсанова А.П. проходила курс не только теоретической, но и практической подготовки в рамках своей специальности, т.е. в данные периоды продолжала осуществлять лечебную деятельность по охране здоровья населения, и данные периоды подлежат зачету в специальный стаж.
В соответствии с вышеуказанными Правилами в стаж включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе дополнительные, а, следовательно, период нахождения в дополнительном отпуске, предусмотренном условиями коллективного договора, с <дата> по <дата> так же подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды нахождения Кирсановой А.П. на больничном листе по беременности и родам с <дата> по <дата>, в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1,5 лет с <дата> по <дата> включены в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что работа, в период которой предоставлены данные отпуска в должности палатной медсестры в <данные обезличены>, включена в специальный стаж Кирсановой А.П. с применением льготного исчисления (1 год за 1 год и 6 месяцев).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п.7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, нахождение на больничном листе по беременности и родам с <дата> по <дата> и в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1,5 лет с <дата> по <дата> подлежат включению в специальный стаж Кирсановой А.П. с применением льготного порядка исчисления стажа (1 год за 1 год и 6 месяцев).
С учетом включения указанных периодов в специальный стаж право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения возникает у Кирсановой А.П. с даты обращения в пенсионный орган, т.е. с <дата>.
На основании вышеизложенного, применяя принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе прав на социальное (в частности, пенсионное) обеспечение, по смыслу ст.ст.1, 2, ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17 ст.ст.18, 19, ч.1 ст.55 Конституции РФ, и руководствуясь Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Кирсановой А. П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевске Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокуйбышевск Самарской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Кирсановой А. П. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, в отпуске по коллективному договору с <дата> по <дата>, к включенным в специальный стаж в календарном исчислении периодам нахождения на больничном листе по беременности и родам с <дата> по <дата>, в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1,5 лет с <дата> по <дата> применить льготный порядок исчисления стажа (1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев) и назначить Кирсановой А. П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с <дата>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 августа 2012 года.
Судья А.И. Коновалова