Решение по жалобе Государственной жилищной инспекции Самарской области на постановление по делу об административном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ в отношении МИФНС №16 по Самарской области



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2011 года город Новокуйбышевск

Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Н.И. Шиганова,

при секретаре Е.О. Думиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от 22.11.11 года, которым прекращено административное производство по ст.19.7 КоАП РФ в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области, за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Представитель Государственной жилищной инспекции считает, что мировой судья вынес постановление незаконно, необоснованно по следующим основаниям. Суд не установил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. В постановлении указаны лишь объяснения лиц, принимавших участие в деле, а также ссылка на обстоятельства, содержащиеся в описательной части протокола об административном правонарушении, принятое решение не мотивировано. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на позиции МИ ФНС России № 16, а не на положениях действующего законодательства РФ. Одним из оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении суд указал отсутствие вины МИ ФНС России № 16 по Самарской области, поскольку «нормативными –правовыми актами Правительства РФ не установлена обязанность на бесплатное предоставление сведений в адрес государственной жилищной инспекции». Сами нормы закона в постановлении не указаны. Однако не только в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ, но и на основании федеральных законов, содержащиеся в государственном реестре сведения о юридическом лице предоставляются бесплатно по запросу органам государственной власти. Государственная жилищная инспекция является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. Запрашиваемые в МИ ФНС № 16 документы были необходимы ГЖИ для проведения проверки при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, а именно в связи с обращением собственника помещения ФИО и МИ ФНС России № 16 была обязана в течение 15 дней представить в ГЖИ запрашиваемые документы.

Вторым основанием для прекращения производства по делу явилось, как указано судом, нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, а также отсутствие в уведомлении о составлении протокола причин вызова МИ ФНС № 16. При этом судья принял во внимание доводы МИ ФНС о том, что уведомление о составлении протокола было получено лишь 18.10.2011г., согласно входящему штампу МИ ФНС № 16. При этом суд не дал оценку представленному ГЖИ почтовому уведомлению, согласно которому уведомление о составлении протокола было получено МИ ФНС № 16 15.10.2011г. Также, специалистом жилищной инспекции в адрес МИ ФНС России № 16 17.10.2011г. факсимильной связью направлено уведомление о составлении протокола на 18.10.2011г., получение которого подтверждается отчетом об отправке от 17.10.2011г.. Вывод суда об отсутствии в уведомлении о составлении протокола причины вызова МИ ФНС № 16 не соответствует сложившейся судебной практике, положениям нормативных правовых актов.

Указанное уведомление составлено по форме бланка, утвержденного Приказом государственной жилищной инспекции Самарской области № 9/11-ПР от 23.06.2011г., и содержало сведения о факте, времени и месте составления протокола. Таким образом, МИФНС № 16 было извещено надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Государственная жилищная инспекция просит суд отменить постановление по делу <№> от 22.11.2011г. об административном правонарушении и возвратить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании представители Государственной жилищной инспекции Федулов В.М., Болотаева Т.М. в полном объеме поддержали доводы, изложенные в жалобе, просили ее удовлетворить. Пояснили, что в октябре 2011г. поступило обращение от собственника жилого помещения ФИО, в связи с которым в МИ ФНС России № 16 по Самарской области направлен запрос о предоставлении устава ТСЖ «Ольгинское». 07.10.2011г.. ГЖИ получен ответ из налоговой инспекции о том, что указанный документ не может быть предоставлен безвозмездно, необходимо оплатить государственную пошлину. Поскольку жилищная инспекция является органом, обладающим право получать таковые документы по запросу, то в отношении МИ ФНС России № 16 по Самарской области был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ. Уведомление о составлении протокола передавалось факсимильной связью.

Представитель МИ ФНС России № 16 по Самарской области Юрченко В. А. с доводами жалобы не согласилась. Пояснила, что в Жилищном кодексе РФ не указано право ГЖИ на получение выписки по запросу. Федеральным законодательством не установлена обязанность налоговой инспекции предоставлять сведения из Единого государственного реестра юридических лиц. В данном случае безвозмездно могла быть предоставлена только информация в электронном виде. Ответ на запрос ГЖИ, с разъяснениями, был дан в течение установленного срока. 17.10.2011г. в МИ ФНС № 16 по факсимильной связи поступило уведомление о вызове в ГЖИ для составления протокола. Сотрудник ГЖИ в телефонном разговоре пояснил, что не известно, за совершение какого именно правонарушения будет составлен протокол. Таким образом, представителя МИ ФНС не известили о том, по какому конкретному вопросу он направляется в ГЖИ, не разъяснили права и обязанности. По аналогичному случаю прокуратурой была проведена проверка, действия налоговой инспекции признаны правомерными.

Заслушав представителя Государственной жилищной инспекции Федулова В.М., представителя МИ ФНС России № 16 по Самарской области Юрченко В.А., изучив материалы дела, суд считает, что жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 68 Самарской области от 22.11.2011г. административное производство по ст. 19.7 КоАП РФ в отношении юридического лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, согласно ст. 24.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении должны быть всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела.

Согласно ч.2 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.

Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 30.01.2006г. № ЧД-6-09 /94@ «О применении порядка, утвержденного приказом ФНС России от 21.10.2004 № САЭ-3-09/7 @, в связи с вступлением в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2005 № 760», платное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений органам государственной власти, органам местного самоуправления законодательными и иными актами Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к настоящим Правилам, в виде:

выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к настоящим Правилам. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет";

копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.

По запросу любого физического лица, обратившегося в регистрирующий орган и предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в запросе сведениями и предоставить заявителю справку о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в указанном реестре, по форме согласно приложению N 6 к настоящим Правилам.

Указанный запрос составляется в произвольной форме и должен содержать данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при его наличии) и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110).

Согласно п. 22 данного Постановления, указанная в п. 20 информация предоставляется по запросу бесплатно: а) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.

Согласно Жилищному кодексу РФ осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам возлагается в соответствии с формой собственности на жилищный фонд на органы государственной власти и органы местного самоуправления в области жилищных отношений (ст. ст. 12 - 14).

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям указанных органов, осуществляемых самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства (см. п. 61 ч. 2 ст. 26.3).

Вместе с тем на федеральном уровне действует образованная Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1086 (с изм. и доп. на 2006 г.) Государственная жилищная инспекция в Российской Федерации. Согласно Положению об указанной Инспекции она состоит из Главной Государственной жилищной инспекции, находящейся в структуре Министерства регионального развития РФ, и органов государственной жилищной инспекции субъектов РФ. Именно органам государственной жилищной инспекции субъектов РФ настоящей статьей поручено рассматривать дела об административных правонарушениях ст. ст. 7.21 - 7.23, ч. ч. 4 и 5 ст. 9.16 КоАП РФ.

Главная задача органов государственной жилищной инспекции - контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах независимо от их принадлежности.

Как следует из п. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.

Таким образом, анализируя вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что обязанность МИ ФНС, заключающаяся бесплатного предоставления сведений в адрес Государственной жилищной инспекции, предусмотрена действующим законодательством.

Вывод мирового судьи о том, что уведомление о составлении протокола было получено МИ ФНС России № 16 по Самарской области только 18.10.2011г., не обоснован, не соответствует сложившейся судебной практике, положениям нормативных правовых актов, ввиду следующего.

Так в материалах дела имеется отчет от 17.10.2011г. об отправке ГЖИ в адрес МИ ФНС России № 16 по Самарской области уведомления о составлении протокола на 18.10.2011г.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2009г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с уведомлением о составлении протокола, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Согласно вышеуказанному Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить ( уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с п.4, п.6 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии мотивирования принятого мировым судьей решения, неполном и не всестороннем рассмотрении дела, необходимости удовлетворения жалобы и направления дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от 22.11.2011 года о прекращении производства по ст. 19.7 КоАП РФ в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, отменить.

Административное дело вернуть на новое рассмотрение в мировой суд г. Новокуйбышевска.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья : Н.И. Шиганова