Дело № 2-557/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 01.07.2011 г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Оврах В.Е.,
при секретаре Гончар Л.Н.,
с участием представителя истца администрации муниципального образования Новокубанский район Вишнякова Е.Н. по доверенности, ответчика Ременюк А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования Новокубанский район к Ременюк А.В. о признании Ременюк А.В. не соответствующим требованиям федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по категории «граждане», признание незаконным получение социальной выплаты в части и взыскании денежных средств в размере 373846 рублей в бюджет Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
Администрации муниципального образования Новокубанский район обратилась в суд с иском к Ременюк Андрею Владимировичу о признании Ременюк А.В. не соответствующим требованиям федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по категории «граждане», признание незаконным получение социальной выплаты в части и взыскании денежных средств в размере 373846 рублей в бюджет Краснодарского края, указав, что Ременюк А.В. являясь участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 615-2009 от 24.11.2009 г.), приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность трех членов семьи, каждому по 1\3 доли, за цену (по договору купли-продажи от 10.12.2009 г.) 1620000,0 рублей, из которых: 498462 руб. составили собственные средства ответчика, а 1121538,0 руб. – бюджетные средства по Свидетельству. Указанный договор купли-продажи подтвержден Свидетельствами о государственной регистрации права на данный объект недвижимого имущества от 01.02.2010 года: 23-АЖ № 168640; 23-АЖ № 168641; 23-АЖ № 168642. В августе 2010 г. по запросам администрации МО Новокубанский район в Новокубанский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Финансовое управление администрации МО Новокубанский район были выявлены новые обстоятельства, которые не позволяют признать ответчика соответствующим требованиям указанной программы, а также, позволяют признать незаконным получение ответчиком социальной выплаты в рамках программы:
1) получение ранее ответчиком Ременюк А.В. социальной помощи в виде субсидии, в составе семьи гражданина П.... А.В., проживавших по адресу: <адрес>, лишившегося жилья в результате стихийного бедствия (наводнения), произошедшего на территории Южного федерального округа в 2002 году;
2) приобретение ответчиком Ременюк А.В. 1\6 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 79,2 кв. м., на основании договора купли-продажи от 4.01.2003 г., в рамках реализации субсидии из федерального бюджета;
3) отчуждение ответчиком Ременюк А.В. 1\6 доли указанного жилого помещения по договору купли-продажи от 21.03.2008 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.04.2008 года сделана запись регистрации № 23-23-09\021\2008-126.
Данное обстоятельство противоречит п. 3 Типового положения о том, что право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз.
Постановлением администрации Ковалевского сельского поселения Новокубанского района от 15.10.2009 г. № 200 ответчик и члены его семьи: жена – Р.... Н.Н., дочь – Р.... А.А. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
Однако, ответчиком не были предоставлены документы, подтверждающие его участие ранее в получении безвозмездной государственной помощи как лицу, лишившемуся жилья в результате наводнения, что могло повлиять на его право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», он умолчал о таких обстоятельствах дела как о факте отсутствия срока – 5 лет после совершения действий по отчуждению доли жилого помещения, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, а также ответчиком не были представлены документы, подтверждающие или опровергающие намеренность этих действий, в связи с чем, орган местного самоуправления – администрация Ковалевского сельского поселения, вынесший решение о признании ответчика в составе его семьи – 3 человека нуждающимся в улучшении жилищных условий, был лишен возможности правильно применить норму закону по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также оценить преднамеренность (сущность) этих действий и рассмотреть вопрос о применении или не применении последствий намеренного ухудшения жилищных условий ответчика.
Таким образом, ответчику Ременюк А.В. ранее была оказана государственная помощь из федерального бюджета на приобретение жилья с использованием субсидии, и на предоставленную субсидию им было приобретено жилье, которое в дальнейшем им было продано, в связи с чем, ответчик Ременюк А.В. не имеет право на получение второй раз субсидии на улучшение жилищных условий за счет государственных средств на основании пункта 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года».
В отношении членов семьи ответчика: супруги Р.... Н.Н. и дочери Р.... А.А., 2005 г. рождения, администрация муниципального образования Новокубанский район не имеет претензий имущественного характера, так как они соответствуют требованиям ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по категории «граждане». Ременюк А.В. использовал право на получение безвозмездной государственной поддержки один раз при получении субсидии по Свидетельству № 006043, выданному 4 сентября 2002 года, в составе семьи П.... А.В., и воспользовался правом на улучшение жилищных условий с использованием средств безвозмездной государственной поддержки - социальной выплаты второй раз по Свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 615-2009 от 24.11.2009 г. в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».
Исходя из условий договора о взаимодействии по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и КЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008-2012 годы, (п. 3.2.) споры и разногласия разрешаются сторонами путем переговоров, при не достижении согласия споры рассматриваются в установленном законом порядке.
Для урегулирования спора ответчику предлагалось возвратить бюджетные средства в добровольном порядке (письмо от 18.01.2011 г.), однако, до настоящего времени ответчиком не предприняты никакие действия в этом направлении. Возврату подлежат денежные средства в части, выделенной ответчику Ременюк А.В., в сумме 373846 рублей (1121538,0 руб.:3 чел.==373846 руб.), как бюджетные средства в 1\3 части по Свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 615-2009 от 24.11.2009 г., незаконно полученные ответчиком, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд за защитой своих имущественных прав (л.д.1-2, 63-65).
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Новокубанский район Вишняков Е.Н. по доверенности иск поддержал.
В судебном заседании ответчик Ременюк А.В. иск не признал.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить только в части признания Ременюк Андрея Владимировича не соответствующим требованиям федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по категории «граждане», а в удовлетворении остальной части иска отказать по следующим основаниям.
Согласно материалов дела и пояснений сторон судом установлено, что ответчик Ременюк А.В. являясь участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 615-2009 от 24.11.2009 г.), приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность трех членов семьи, каждому по 1\3 доли, за цену (по договору купли-продажи от 10.12.2009 г.) 1620000,0 рублей, из которых: 498462 руб. составили собственные средства ответчика, а 1121538,0 руб. – бюджетные средства по Свидетельству.
Указанный договор купли-продажи подтвержден Свидетельствами о государственной регистрации права на данный объект недвижимого имущества от 01.02.2010 года: 23-АЖ № 168640; 23-АЖ № 168641; 23-АЖ № 168642.
В августе 2010 г. по запросам администрации МО Новокубанский район в Новокубанский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Финансовое управление администрации МО Новокубанский район были выявлены новые обстоятельства, которые не позволяют признать ответчика соответствующим требованиям указанной программы, а также, позволяют признать незаконным получение ответчиком социальной выплаты в рамках программы:
1) получение ранее ответчиком Ременюк А.В. социальной помощи в виде субсидии, в составе семьи гражданина П.... А.В., проживавших по адресу:
<адрес>, лишившегося жилья в результате стихийного бедствия (наводнения), произошедшего на территории Южного федерального округа в 2002 году;
2) приобретение ответчиком Ременюк А.В. 1\6 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 79,2 кв. м., на основании договора купли-продажи от 4.01.2003 г., в рамках реализации субсидии из федерального бюджета;
3) отчуждение ответчиком Ременюк А.В. 1\6 доли указанного жилого помещения по договору купли-продажи от 21.03.2008 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.04.2008 года сделана запись регистрации № 23-23-09\021\2008-126.
Данное обстоятельство противоречит п. 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», где указано, что право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз.
Постановлением администрации Ковалевского сельского поселения Новокубанского района от 15.10.2009 г. № 200 ответчик и члены его семьи: жена – Р.....Н.Н.., дочь – Р....А.А.. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
Однако, ответчиком не были предоставлены документы, подтверждающие его участие ранее в получении безвозмездной государственной помощи как лицу, лишившемуся жилья в результате наводнения, что могло повлиять на его право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», он умолчал о таких обстоятельствах дела как о факте отсутствия срока – 5 лет после совершения действий по отчуждению доли жилого помещения, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, а также ответчиком не были представлены документы, подтверждающие или опровергающие намеренность этих действий, в связи с чем, орган местного самоуправления – администрация Ковалевского сельского поселения, вынесший решение о признании ответчика в составе его семьи – 3 человека нуждающимся в улучшении жилищных условий, был лишен возможности правильно применить норму закону по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также оценить преднамеренность (сущность) этих действий и рассмотреть вопрос о применении или не применении последствий намеренного ухудшения жилищных условий ответчика.
Таким образом, ответчику Ременюк А.В. ранее была оказана государственная помощь из федерального бюджета на приобретение жилья с использованием субсидии, и на предоставленную субсидию им было приобретено жилье, которое в дальнейшем им было продано, в связи с чем, ответчик Ременюк А.В. не имеет право на получение второй раз субсидии на улучшение жилищных условий за счет государственных средств на основании пункта 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года».
В отношении членов семьи ответчика: супруги Р.... Н.Н. и дочери Р.... А.А., 2005 г. рождения, администрация муниципального образования Новокубанский район не имеет претензий имущественного характера, так как они соответствуют требованиям ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по категории «граждане».
Ременюк А.В. использовал право на получение безвозмездной государственной поддержки один раз при получении субсидии по Свидетельству № 006043, выданному 4 сентября 2002 года, в составе семьи П.... А.В., и воспользовался правом на улучшение жилищных условий с использованием средств безвозмездной государственной поддержки - социальной выплаты второй раз по Свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 615-2009 от 24.11.2009 г. в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».
Исходя из условий договора о взаимодействии по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и КЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008-2012 годы заключенного между Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, администрацией муниципального образования Новокубанский район и ответчиком Ременюк А.В. от 24.11.2009 года (л.д.31-32), Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края перечисляет средства государственной поддержки (социальной выплаты) на именной банковский счет участника программы Ременюк А.В., и истцом администрацией муниципального образования Новокубанский район не представлено суду доказательств того, что законом или иным нормативным актом им переданы полномочия по взысканию денежных средств полученных ответчиком в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» в бюджет Краснодарского края.
Таким образом, суд считает необходимым иск удовлетворить только в части признания Ременюк Андрея Владимировича не соответствующим требованиям федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по категории «граждане», а в удовлетворении остальной части иска о признании незаконным получение Ременюк Андреем Владимировичем социальной выплаты в части – 373846 рублей по Свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 615-2009 от 24.11.2009 г. на сумму 1121538,0 рублей на состав семьи 3 человека и взыскании с Ременюк Андрея Владимировича денежных средств в размере 1\3 части - 373846 рублей, полученных по Свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 615-2009 от 24.11.2009 г., в сумме 1121538,0 рублей на состав семьи 3 человека, в бюджет Краснодарского края отказать, так как истцом администрацией муниципального образования Новокубанский район не представлено суду доказательств того, что законом или иным нормативным актом им переданы полномочия по взысканию денежных средств, которые не являются денежными средствами бюджета муниципального образования Новокубанский район, полученных ответчиком в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» в бюджет Краснодарского края.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Ременюк А.В. не соответствующим требованиям федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по категории «граждане», а в удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.
Судья Оврах В.Е.