Дело № 2-1139/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 24 ноября 2011 г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Кувиковой И.А.,
при секретаре Ростовцевой Н.А.,
с участием прокурора Дикой И.В., представителя ответчика Вишнякова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах Ругалева А.В. к администрации муниципального образования Новокубанский район, администрации Краснодарского края о предоставлении лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по месту жительства по договору социального найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района в интересах Ругалева А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новокубанский район, администрации Краснодарского края, по которому просит: обязать ответчика предоставить Ругалеву А.В., как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по месту жительства – муниципальное образование Новокубанский район по договору социального найма жилое помещение площадью, не ниже установленных социальных норм, путем приобретения (строительства) жилья. В обоснование своих доводов, прокурор ссылается на то, что Ругалев А.В., как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, с включением в отдельный список, однако до настоящего времени не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением в виду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем лиц данной категории, договор социального найма с ним не заключался. Несмотря на внесенное 22.01.2010 г. прокурором Новокубанского района представление главе администрации муниципального образования Новокубанский район об устранении нарушений законодательства о защите прав данной категории, необходимых мер ответчиком так и не было принято, что нарушает права Ругалева А.В..
В судебном заседании прокурор Дикая И.В. поддержала требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме, настаивала на удовлетворении иска.
Истец Ругалев А.В. в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был уведомлен о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в его отсуствие.
Представитель администрации муниципального образования Новокубанский район Вишняков Е.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что органы местного самоуправления муниципального образования Новокубанский район выполняют все возложенные на них обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Денежные средства для обеспечения жилыми помещениями лиц данной категории на данный момент в бюджет муниципального образования Новокубанский район из краевого бюджета не поступили. Финансирование расходных обязательств, не отнесенных к вопросам местного значения, возникающих у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, является нарушением бюджетного законодательства РФ. Коршунов К.С. в настоящее время состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей – сирот в отдельном списке граждан под номером 54, обеспечение его жильем будет производится согласно списку очередников – лиц данной категории, после поступления средств для приобретения жилья. Кроме того, считают, что поскольку Ругалев А.В. в настоящее время обучается в образовательном учреждении ему должно быть предоставлено общежитие учебным заведением. Срок же предоставления жилья администрацией МО Новокубанский район наступит только по окончании учебного заведения.
От представителя администрации Краснодарского края поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменным возражениям на иск, ответчик в удовлетворении требований просит отказать, ссылаясь на то, что внеочердное предоставление Рушалеву А.В. жилья нарушило бы права впереди стоящих по учету лиц. Ругалеву жилье будет предоставлено в рамках целевой программы «Дети Кубани» до 2013года по мере выделения субвенций на приобретение и строительство жилья (л.д. 28-31).
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии с ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждения социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади) так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), общежитие семья опекуна (попечителя), приемная семья.
Как установлено в судебном заседании, Ругаоев А.В. относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что объективно подтверждается представленными доказательствами и не оспаривается ответчиками.
Согласно постановлению главы администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края от 17.05.2011 № 725, Ругалев А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с включением в отдельный список граждан, обеспечение которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации (л.д.14).
Прокурором района 22.01.2010 г. по результатам проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), которые не имеют закрепленного жилого помещения, внесено представление главе администрации муниципального образования Новокубанский район об устранении нарушений законодательства о защите жилищных прав данной категории лиц (л.д.15-16).
Однако, до настоящего времени Ругалев А.В. не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением в виду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма с ним не заключался.
Исходя из положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких - либо условий, в том числе от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение установлены также Законом Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», в силу ст. ст. 2, 5 которого лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805 – КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложению № 1 к указанному закону муниципальное образование Новокубанский район наделен отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствие с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ссылки представителя администрации муниципального образования Новокубанский район на то, что на период обучения жилье Ругалеву должно быть предоставлено учебным заведением, а ни администрацией, суд находит надуманными, поскольку суд у не были представлены доказательства того, что Ругалев А.В. в настоящее время обучается в каком-либо учебном заведении, где ему предоставлено жилье.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у Ругалева А.В., 1990 г.р., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним опеки, то есть еще в 2008 году (согласно справке управления по вопросам семьи и детства от 24.11.2011 года), возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Не обеспечение Ругалева А.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С учетом изложенного суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Новокубанского района в полном объеме, так как непринятие ответчиками требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения Ругалева А.В. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм влечет за собой нарушение его прав и законных интересов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район и администрацию Краснодарского края предоставить Ругалеву А.В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по месту жительства - муниципальное образование Новокубанский район по договору социального найма жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии с ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.
Судья И.А. Кувикова