Дело № 2-1336/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 8 декабря 2011 г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе судьи Аладьевой М.С., при секретаре Боковой А.В., с участием помощника прокурора Новокубанского района Посевина Р.В., представителя ответчика Глазова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района о признании незаконным бездействия по обеспечению законодательства о погребении и похоронном деле, обязании устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района о признании незаконным бездействия по обеспечению законодательства о погребении и похоронном деле, обязании устранить выявленные нарушения, указав, что администрацией Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района ненадлежащим образом реализуются полномочия по организации содержания мест захоронения, отнесенных к вопросам местного значения, в том числе и по содержанию муниципального имущества. Так, ответчиком земельные участки под размещение кладбищ, расположенных на территории поселения до настоящего времени в установленном порядке не зарегистрированы, не принято никаких мер к решению этого вопроса: не проведена топосъемка участка, не получены кадастровые паспорта, не проведено межевание и т.д. На территории поселения для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела не создан постоянно действующий попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела и не определен порядок его формирования и полномочия, не ведется книга регистрации надмогильных сооружений (надгробий), не регистрируется установка и замена каждого надмогильного сооружения (надгробия), не утвержден образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения, не ведутся книги регистрации захоронений, не утвержден порядок регистрации захоронений, не разработан порядок ведения книг регистрации захоронений, не разработан порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронений, не утвержден порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников). На территории кладбища, расположенного на расстоянии 950 м южнее населенного пункта хутора Кирова, переданного в муниципальную собственность Верхнекубанскому сельскому поселению, отсутствуют стоянка для автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для сбора мусоразборников с подъездами к ним, общественный туалет выгребного типа. На территории Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Новокубанского района Посевин Р.В. поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района по доверенности Глазов С.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме.
Последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика судом разъяснены.
Представитель третьего лица – ТО ТУ «Роспотребнадзора» по Краснодарскому краю в г. Армавире, Новокубанском, Успенском, Отрадненском районах в судебное заседание не явился, хотя был уведомлен о дне слушания дела, причины его неявки суду неизвестны.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд считает возможным принять признание представителем ответчика иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и удовлетворить заявленные исковые требования.
Законом Краснодарского края от 13.11.2006 г. №1115-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Новокубанский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Новокубанский район, в состав которого они входят», в соответствии с требованиями ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления осуществляется разграничение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Новокубанский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Новокубанский район, в состав которого они входят. Верхнекубанскому сельскому поселению Новокубанского района, в том числе, передано следующее имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения:
- кладбище, площадью 10000 кв.м, расположенное на расстоянии 550 м юго-восточнее х.Большевик;
- кладбище, площадью 7000 кв.м, расположенное на расстоянии 900 м восточнее х. Федоровский;
- кладбище, площадью 10000 кв.м, расположенное на расстоянии 300 м южнее х.Ленинский;
- кладбище, площадью 5000 кв.м, расположенное на расстоянии 550 м северо-восточнее х.Тельмана;
- кладбище площадью 5000 кв.м, расположенное на расстоянии 1000 м юго-западнее х.Западный;
- кладбище, площадью 2500 кв.м, расположенное на расстоянии 350 м северо-восточнее х.Теплый;
- кладбище, площадью 5000 кв.м, расположенное на расстоянии 300 м южнее п.Зорька;
- кладбище, площадью 5000 кв.м, расположенное на расстоянии 300 м северо-восточнее п.Зорька;
- кладбище, площадью 10000 кв.м, расположенное на расстоянии 200 м северо-восточнее х.Измайлов.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 и ст. 125 ГК РФ.
Согласно ч.1 ст. 130 Конституции РФ в России местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано что, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что администрацией Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района земельные участки под размещение указанных кладбищ, расположенных на территории поселения до настоящего времени в установленном порядке не зарегистрированы, не принято никаких мер к решению этого вопроса: не проведена топосъемка участка, не получены кадастровые паспорта, не проведено межевание и т.д.
Кроме того, администрацией Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района не исполняются требования, установленные Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и Законом Краснодарского края от 04.02.2004 №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае».
Так, в нарушение ст.ст. 14, 18.2, 25.1 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» на территории поселения для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела не создан постоянно действующий попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела и не определен порядок его формирования и полномочия, не ведется книга регистрации надмогильных сооружений (надгробий), не регистрируется установка и замена каждого надмогильного сооружения (надгробия), не утвержден образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения, не ведутся книги регистрации захоронений, не утвержден порядок регистрации захоронений, не разработан порядок ведения книг регистрации захоронений, не разработан порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронений, не утвержден порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников).
Кроме того, на территории кладбища, расположенного на расстоянии 950 м южнее населенного пункта хутора Кирова, переданного в муниципальную собственность Верхнекубанскому сельскому поселению Законом Краснодарского края от 13.11.2006 №1115-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Новокубанский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Новокубанский район, в состав которого они входят», нарушаются требования установленные п.п. 2.7, 6.4, 6.6 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПиН 2.1.2882-11)» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84-ФЗ «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», а именно отсутствуют: стоянка для автотранспорта; урны для сбора мусора; площадки для сбора мусоразборников с подъездами к ним; общественный туалет выгребного типа.
По данным фактам 01.02.2011 г. прокуратурой Новокубанского района в адрес главы администрации Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района вносилось представление (л.д. 16-21), однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.9, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В связи с отсутствием на территории Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района специализированной службы по вопросам похоронного дела, реализация указанных норм действующего законодательства затруднено.
В соответствии с ч.2 ст.25, ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
В результате бездействия по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела администрацией Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района, призванной при реализации своих полномочий обеспечивать исполнение Конституции РФ, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нарушаются права неопределенного круга лиц - населения Верхнекубанского сельского поселения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер для государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, на которых расположены: кладбище, площадью 10000 кв.м, расположенное на расстоянии 550 м юго-восточнее х.Большевик; кладбище, площадью 7000 кв.м, расположенное на расстоянии 900 м восточнее х. Федоровский; кладбище, площадью 10000 кв.м, расположенное на расстоянии 300 м южнее х.Ленинский; кладбище, площадью 5000 кв.м, расположенное на расстоянии 550 м северо-восточнее х.Тельмана; кладбище площадью 5000 кв.м, расположенное на расстоянии 1000 м юго-западнее х.Западный; кладбище, площадью 2500 кв.м, расположенное на расстоянии 350 м северо-восточнее х.Теплый; кладбище, площадью 5000 кв.м, расположенное на расстоянии 300 м южнее п.Зорька; кладбище, площадью 5000 кв.м, расположенное на расстоянии 300 м северо-восточнее п.Зорька; кладбище, площадью 10000 кв.м, расположенное на расстоянии 200 м северо-восточнее х.Измайлов, а также вне соблюдении санитарных правил на территории кладбища расположенного на расстоянии 950 м южнее населенного пункта хутор Кирова Новокубанского района и не исполнению требований, установленных законодательством о погребении и похоронном деле.
Обязать администрацию Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района устранить выявленные нарушения путем:
- принятия в соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки используемые под размещение: кладбища, площадью 10000 кв.м, расположенного на расстоянии 550 м юго-восточнее х.Большевик; кладбища, площадью 7000 кв.м, расположенного на расстоянии 900 м восточнее х. Федоровский; кладбища, площадью 10000 кв.м, расположенного на расстоянии 300 м южнее х.Ленинский; кладбища, площадью 5000 кв.м, расположенного на расстоянии 550 м северо-восточнее х.Тельмана; кладбища площадью 5000 кв.м, расположенного на расстоянии 1000 м юго-западнее х.Западный; кладбища, площадью 2500 кв.м, расположенного на расстоянии 350 м северо-восточнее х.Теплый; кладбища, площадью 5000 кв.м, расположенного на расстоянии 300 м южнее п.Зорька; кладбища, площадью 5000 кв.м, расположенного на расстоянии 300 м северо-восточнее п.Зорька; кладбища, площадью 10000 кв.м, расположенного на расстоянии 200 м северо-восточнее х.Измайлов;
- устройства на территории кладбища расположенного на расстоянии 950 м южнее населенного пункта хутор Кирова Новокубанского района стоянки автотранспорта, урн для сбора мусора, площадки для сбора мусоразборников с подъездами к ним соответствующую требованиям п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, а также строительства общественного туалета выгребного типа;
- создания постоянно действующего попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, определив порядок его формирования и полномочия;
- создания специализированной службы по вопросам похоронного дела и разработки порядка ее деятельности;
- заведения книг регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и утверждения образца книг регистрации надмогильных сооружений (надгробий), а также порядка их ведения;
- заведения книг регистрации захоронений, а также утверждения формы книги регистрации захоронений; свидетельств о регистрации захоронений; порядка ведения указанных книг и порядка выдачи свидетельств о регистрации захоронения; порядка перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников).
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.
СУДЬЯ: М.С. Аладьева