Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия по исполнению законодательства о пожарной безопасности образовательного учреждения МОБУООШ №2.



Дело № 2-1088/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новокубанск 25 октября 2011г.

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе судьи Оврах В.Е.

при секретаре Гончар Л.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Новокубанского района Дикой И.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Новокубанский район Софиенко С.В. по доверенности, представителей третьих лиц МДОБУ № 2 г. Новокубанска Саватеевой Е.В., и отдела надзорной деятельности Новокубанского района МЧС РФ Хмельницкого О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новокубанский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новокубанский район по исполнению законодательства о пожарной безопасности образовательного учреждения МДОБУ № 2 г. Новокубанска,

У С ТА Н О В И Л:

Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новокубанский район, в котором просит признать незаконным бездействие по исполнению законодательства о безопасности образовательного учреждения МДОБУ № 2 г. Новокубанска, указав, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка исполнения законов о безопасности образовательных учреждений при подготовке к 2011-2012 учебному году, в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства в МДОБУ № 2.

В ходе проверки МДОБУ № 2 ОНД по Новокубанскому району, а также специалистами, участвующими в комплексном принятии и обследовании данного объекта на предмет выявления нарушений и недостатков по соблюдению законодательства о безопасности образовательных учреждений, в том числе антитеррористической защищенности, установлены нарушения строительных норм и правил, норм и правил пожарной безопасности в помещениях и на территории МДОБУ № 2.

В связи с имеющимися нарушениями строительных норм и правил, норм и правил пожарной безопасности в помещениях и на территории МДОБУ № 2 государственным инспектором по пожарному надзору Новокубанского района Мариненко М.В. в соответствии со ст.6 Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» для исполнения было вручено предписание № 169/1/1 - 5 от 20.07.2010 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Однако в установленный срок на 01.06.2011г. требования предписания выполнены не были. В связи с этим материал об административном правонарушении в отношении заведующей Саватеевой Е.В. 01.06.2011 года был направлен для принятия решения мировому судье по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Согласно объяснению заведующей требования предписания не выполнены в виду отсутствия финансовых средств.

В соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены те же нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе мероприятия по надзору 20.07.2010г., а именно:

- не приведены в соответствие основные пути эвакуации из здания (ширина 120 см, высота 200 см) не устроен пандус на основном пути эвакуации первого этажа(в месте прохождения трубы)(ППБ 01-03 п.3 СНиП 21-01-97*);

- отсутствует водоисточник и указатель месторасположения источника противопожарного водоснабжения для целей наружного пожаротушения (ППБ 01-03 п.90);

- люк выхода на чердак выполнен не противопожарным (СНиП 21-01-97* п. 8.4*; ППБ 01-03 п.44);

- отсутствуют предусмотренные проектом двери в здании детского сада (ППБ 01-03 п.40);

- двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (п. 6.18*, п. 6.17 СНиП 21-01-97*; п. 2.1.11 ППБ 101-89; ППБ 01-03 п.3).

В нарушение требований ч.2 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992года № 3266-1 «Об образовании», ст.37 Федерального закона от 12.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.7 таблицы 2 «Норм пожарной безопасности», утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 20.06.2003 года № 323 и п.п.36, 102 «Правил пожарной безопасности», утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313, согласно которым образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; обязано соблюдать требования пожарной безопасности, в образовательном учреждении не принимаются меры по устранению допущенных нарушений в виду отсутствия денежных средств. Данные нарушения продолжают иметь место в виду отсутствия надлежащего финансирования образовательных учреждений Администрацией муниципального образования Новокубанский район.

В соответствии со ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Главным распорядителем бюджетных средств является администрация муниципального образования Новокубанский район, имеющая право распределять средства бюджета муниципального образования Новокубанский район по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета. Согласно положениям Уставов образовательных учреждений, утвержденным в соответствии со ст.13 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» учредителем – органом местного самоуправления, а также ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.ст.14,19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Вопросы организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

    Анализ выявленных нарушений показал, что нарушения, допускаемые при подготовке образовательных учреждений к новому 2011-2012 учебному году, длительное время остаются не устраненными, финансирование, предусмотренное на их устранение программами: «Развитие образования», «Безопасность образовательных учреждений в муниципальном образовании Новокубанский район» на 2008-2010 годы, утвержденной Решением совета муниципального образования Новокубанский район 17.06.2008 года № 865, а также действующей в настоящее время программой «Безопасность образовательных учреждений в муниципальном образовании Новокубанский район» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением главы администрации муниципального образования Новокубанский район от 04.05.2011 № 680, является недостаточным.

В 2011 году на реализацию программы предусмотрено финансирование в размере 3 млн.612 тыс.711 рублей. По состоянию на 01.07.2011 года работы на сумму 2 млн. 650 тыс. рублей выполнены в 7 образовательных учреждениях по монтажу и наладке автоматической пожарной сигнализации (далее АПС) и других нарушений пожарной безопасности. Таким образом, в отношении других учреждений, в том числе МДОБУ № 2 выявленные нарушения в 2010 году и имеющие место на сентябрь 2011 года продолжают быть не устраненными.

В связи с этим деятельность органов местного самоуправления по финансированию образовательных учреждений для решения вопросов безопасности жизни и здоровья обучающихся и воспитанников нельзя назвать эффективной и целенаправленной. Учитывая явную недостаточность финансирования для устранения вышеуказанных нарушений, а также бездействие в этом направлении, как должностных лиц учреждений, так и органа местного самоуправления может возникнуть необходимость в приостановлении либо запрещении деятельности данных учреждений, создающей опасность причинения вреда в будущем. Выделяемые денежные средства не соответствуют фактическим потребностям образовательных учреждений и решение данной проблемы, с учетом принимаемых мер со стороны контролирующих органов, не активизируется.

Обязанность по устранению данных нарушений и обеспечению в связи с этим образовательных учреждений необходимыми денежными средствами, предусмотренная федеральным законодательством, администрацией муниципального образования Новокубанский район не выполняется. Распространенность нарушений законодательства об образовании, пожарной безопасности свидетельствует о ненадлежащем осуществлении контрольных функций, возложенных п.14.ст.33, ст.37 Закона № 3266-1 на органы исполнительной власти. В связи с чем со стороны органа местного самоуправления усматривается бездействие, нарушающее права и законные интересы граждан, поэтому прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район привести здания и помещения МДОБУ № 2 в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности путем устранения выявленных нарушений, а именно:

- привести в соответствие основные пути эвакуации из здания (ширина 120 см, высота 200 см) устроить пандус на основном пути эвакуации первого этажа(в месте прохождения трубы)(ППБ 01-03 п.3 СНиП 21-01-97*);

- отсутствует водоисточник и указатель месторасположения источника противопожарного водоснабжения для целей наружного пожаротушения (ППБ 01-03 п.90);

- люк выхода на чердак выполнен не противопожарным (СНиП 21-01-97* п. 8.4*; ППБ 01-03 п.44);

- отсутствуют предусмотренные проектом двери в здании детского сада (ППБ 01-03 п.40);

- двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах. (п. 6.18*, п. 6.17 СНиП 21-01-97*; п. 2.1.11 ППБ 101-89; ППБ 01-03 п.3).

В судебном заседании старший помощник прокурора Новокубанского района Дикая И.В. просила иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Софиенко С.В. иск не признал.

Представитель третьего лица заведующая МДОБУ № 2 г. Новокубанска Саватеева Е.В. с иском была согласна.

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности Новокубанского района МЧС РФ Хмельницкий О.Ю. исковые требования просил удовлетворить и пояснил, что никаких документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений в МДОБУ № 2 не представлено.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка исполнения законов о безопасности образовательных учреждений при подготовке к 2011-2012 учебному году, в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства в МДОБУ № 2.

В ходе проверки МДОБУ № 2 ОНД по Новокубанскому району, а также специалистами, участвующими в комплексном принятии и обследовании данного объекта на предмет выявления нарушений и недостатков по соблюдению законодательства о безопасности образовательных учреждений, в том числе антитеррористической защищенности, установлены нарушения строительных норм и правил, норм и правил пожарной безопасности в помещениях и на территории МДОБУ № 2.

В связи с имеющимися нарушениями строительных норм и правил, норм и правил пожарной безопасности в помещениях и на территории МДОБУ № 2 государственным инспектором по пожарному надзору Новокубанского района Мариненко М.В. в соответствии со ст.6 Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» для исполнения было вручено предписание № 169/1/1 - 5 от 20.07.2010 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Однако в установленный срок на 01.06.2011г. требования предписания выполнены не были. В связи с этим материал об административном правонарушении в отношении заведующей Саватеевой Е.В. 01.06.2011 года был направлен для принятия решения мировому судье по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Согласно объяснению заведующей, требования предписания не выполнены в виду отсутствия финансовых средств.

В соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены те же нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе мероприятия по надзору 20.07.2010г., а именно:

- не приведены в соответствие основные пути эвакуации из здания (ширина 120 см, высота 200 см) не устроен пандус на основном пути эвакуации первого этажа(в месте прохождения трубы)(ППБ 01-03 п.3 СНиП 21-01-97*);

- отсутствует водоисточник и указатель месторасположения источника противопожарного водоснабжения для целей наружного пожаротушения (ППБ 01-03 п.90);

- люк выхода на чердак выполнен не противопожарным (СНиП 21-01-97* п. 8.4*; ППБ 01-03 п.44);

- отсутствуют предусмотренные проектом двери в здании детского сада (ППБ 01-03 п.40);

- двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах. (п. 6.18*, п. 6.17 СНиП 21-01-97*; п. 2.1.11 ППБ 101-89; ППБ 01-03 п.3).

В нарушение требований ч.2 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992года № 3266-1 «Об образовании», ст.37 Федерального закона от 12.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.7 таблицы 2 «Норм пожарной безопасности», утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 20.06.2003 года № 323 и п.п.36, 102 «Правил пожарной безопасности», утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313, согласно которым образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; обязано соблюдать требования пожарной безопасности, в образовательном учреждении не принимаются меры по устранению допущенных нарушений в виду отсутствия денежных средств. Данные нарушения продолжают иметь место в виду отсутствия надлежащего финансирования образовательных учреждений Администрацией муниципального образования Новокубанский район.

В соответствии со ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Главным распорядителем бюджетных средств является администрация муниципального образования Новокубанский район, имеющая право распределять средства бюджета муниципального образования Новокубанский район по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета. Согласно положениям ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.ст.14,19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

    Нарушения, допускаемые при подготовке образовательных учреждений к новому 2011-2012 учебному году, длительное время остаются не устраненными, финансирование, предусмотренное на их устранение программой «Безопасность образовательных учреждений в муниципальном образовании Новокубанский район» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением главы администрации муниципального образования Новокубанский район от 04.05.2011 № 680, является недостаточным.

В 2011 году на реализацию программы предусмотрено финансирование в размере 3 млн.612 тыс.711 рублей. По состоянию на 01.07.2011 года работы на сумму 2 млн. 650 тыс. рублей выполнены в 7 образовательных учреждениях по монтажу и наладке автоматической пожарной сигнализации (далее АПС) и других нарушений пожарной безопасности. Таким образом, в отношении других учреждений, в том числе МДОБУ № 2 выявленные нарушения в 2010 году и имеющие место на сентябрь 2011 года продолжают быть не устраненными.

Учитывая явную недостаточность финансирования для устранения вышеуказанных нарушений, а также бездействие в этом направлении, как должностных лиц учреждений, так и органа местного самоуправления может возникнуть необходимость в приостановлении либо запрещении деятельности данных учреждений, создающей опасность причинения вреда в будущем. Выделяемые денежные средства не соответствуют фактическим потребностям образовательных учреждений и решение данной проблемы, с учетом принимаемых мер со стороны контролирующих органов, не активизируется.

Выявленные нарушения противоречат принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся воспитанников и других лиц во время образовательного процесса, способствуют нарушению прав граждан, предусмотренных ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человеческая жизнь является высшей ценностью.

     Обязанность по устранению данных нарушений и обеспечению в связи с этим образовательных учреждений необходимыми денежными средствами, предусмотренная федеральным законодательством, администрацией муниципального образования Новокубанский район не выполняется. В связи с чем со стороны органа местного самоуправления усматривается бездействие, нарушающее права и законные интересы граждан.

На основании изложенного суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Новокубанского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новокубанский район по исполнению законодательства о безопасности муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения № 2 г. Новокубанска.

Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район привести здания и помещения муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения № 2 г. Новокубанска в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности путем устранения выявленных нарушений:

- не приведены в соответствие основные пути эвакуации из здания (ширина 120 см, высота 200 см) не устроен пандус на основном пути эвакуации первого этажа(в месте прохождения трубы)(ППБ 01-03 п.3 СНиП 21-01-97*);

- отсутствует водоисточник и указатель месторасположения источника противопожарного водоснабжения для целей наружного пожаротушения (ППБ 01-03 п.90);

- люк выхода на чердак выполнен не противопожарным (СНиП 21-01-97* п. 8.4*; ППБ 01-03 п.44);

- отсутствуют предусмотренные проектом двери в здании детского сада (ППБ 01-03 п.40);

- двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (п. 6.18*, п. 6.17 СНиП 21-01-97*; п. 2.1.11 ППБ 101-89; ППБ 01-03 п.3).

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Оврах В.Е.