Дело № 2-1086/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 25 октября 2011г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе судьи Оврах В.Е.
при секретаре Гончар Л.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Новокубанского района Дикой И.В.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Новокубанский район Софиенко С.В. по доверенности, представителей третьих лиц МОБУСОШ № 3 г.Новокубанска Щербина А.С. и отдела надзорной деятельности Новокубанского района МЧС РФ Хмельницкого О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новокубанский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новокубанский район по исполнению законодательства о безопасности образовательного учреждения МОБУСОШ № 3 г.Новокубанска,
У С ТА Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новокубанский район, в котором просит признать незаконным бездействие по исполнению законодательства о безопасности образовательного учреждения МОБУСОШ № 3 г. Новокубанска, указав, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка исполнения законов о безопасности образовательных учреждений при подготовке к 2011-2012 учебному году, в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства в МОБУСОШ № 3.
В ходе проверки МОБУСОШ № 3 ОГПН по Новокубанскому району, а также специалистами, участвующими в комплексном принятии и обследовании данного объекта на предмет выявления нарушений и недостатков по соблюдению законодательства о безопасности образовательных учреждений, в том числе антитеррористической защищенности, учреждение не признано готовым к новому учебному году.
Так, установлено, что в нарушение требований ч.2 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992года № 3266-1 «Об образовании», ст.37 Федерального закона от 12.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.7 таблицы 2 «Норм пожарной безопасности», утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 20.06.2003 года № 323 и п.п.36, 102 «Правил пожарной безопасности», утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313, согласно которым образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; обязано соблюдать требования пожарной безопасности, в образовательном учреждении отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей, а также выявлено ряд других нарушений Правил пожарной безопасности и законодательства об антитеррористической защищенности учреждения образования.
Главным распорядителем бюджетных средств является администрация муниципального образования Новокубанский район, имеющая право распределять средства бюджета муниципального образования Новокубанский район по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета. Согласно положениям Уставов образовательных учреждений, утвержденным в соответствии со ст.13 Закона учредителем – органом местного самоуправления, а также ст.31 Закона - к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст.ст.14,19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Вопросы организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В связи с ненадлежащим исполнением требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в отношении образовательных учреждений, длительным непринятием мер по устранению выявленных нарушений в данной области, а также по предупреждению и устранению нарушений в сфере антитеррористической защищенности со стороны органа местного самоуправления усматривается бездействие, нарушающее права и законные интересы граждан.
При проведении мероприятий по надзору ОГПН Новокубанского района 20.06.2011г. в МОУСШ № 3 выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности:
- отсутствует огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли в соответствии со СНиП 21-01-97* таб.4;
-отсутствует устройство защитного отключения (УЗО).(ПУЭ п.7.1.71,п.7.1.72; ППБ 01-03 п.3);
-не оборудованы помещения основной (третий этаж) и начальной школы автоматической пожарной сигнализацией с заключением договора на обслуживание системы АПС с организацией, имеющей соответствующую лицензию на данный вид деятельности (НПБ 110-03 таб.3 п.38, РД 009-01-96п.1.1.9.);
-не оборудованы помещения основной (третий этаж) и начальной школы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с п.7 таб.2 НПБ 104-03;
-отсутствует второй пожарный гидрант для обеспечения требуемого расхода воды на нужды пожаротушения (СНиП 2.04.02-84*п.2.11; ППБ 01-03п.3);
- отсутствует гравийная отсыпка (защитный слой гравия толщиной не менее 10 см) на кровле здания начальной школы в соответствии с СНиП 11-26-76*;
-отсутствуют пожарные лестницы в местах перепада высот кровли здания (СНиП 21-01-97*п.8.7);
-люк выхода на чердак выполнен не противопожарным (ППБ 101-89 п.2.1.15 СНиП 21-01-97*п.8.4*).
Согласно вышеуказанному акту от 20.06.2011 нарушения, выявленные ОГПН Новокубанского района соответствуют отмеченным нарушениям в акте № 81 от 05.04.2007 года и от 20.08.2009 которые, как показала проверка, до настоящего времени не устранены.
Помимо указанного, выявлены нарушения о противодействии терроризму в образовательном учреждении.
Согласно ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Учитывая особую значимость обеспечения общественной безопасности и антитеррористической устойчивости объектов образовательной сферы по данным фактам в 2008 году прокурором района директору МОУСШ № 3, 14.08.2008г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму, ранее представления вносились начальнику управления образования 17.04.2006г., а также главе администрации муниципального образования Новокубанский район, однако настоящая проверка показала, что положение дел не меняется. Согласно информации управления образования от 20.08.2009г. ограждение школы, как и в 2006г., так и в настоящее время, отсутствует, денежные средства, запрашиваемые директором школы для этих целей, до настоящего времени не выделены.
Анализ выявленных нарушений показал, что нарушения, допускаемые при подготовке образовательных учреждений к новому 2011-2012 учебному году, длительное время остаются не устраненными, финансирование, предусмотренное на их устранение программами: «Развитие образования», «Безопасность образовательных учреждений в муниципальном образовании Новокубанский район» на 2008-2010 годы, утвержденной Решением совета муниципального образования Новокубанский район 17.06.2008 года № 865, а также действующей в настоящее время программой «Безопасность образовательных учреждений в муниципальном образовании Новокубанский район» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением главы администрации муниципального образования Новокубанский район от 04.05.2011 № 680, является недостаточным.
В 2011 году на реализацию программы предусмотрено финансирование в размере 3 млн.612 тыс.711 рублей. По состоянию на 01.07.2011 года работы на сумму 2 млн. 650 тыс. рублей выполнены в 7 образовательных учреждениях по монтажу и наладке автоматической пожарной сигнализации (далее АПС) и других нарушений пожарной безопасности. Поскольку в муниципальном образовании не принималось отдельной программы обеспечения антитеррористической безопасности, расходы по созданию безопасных условий обучения жизни и здоровья воспитанников также предусматриваются вышеуказанной программой. Вместе с тем, мероприятия направленные на антитеррористическую защищенность, укрепление и оснащение зданий и территорий образовательных учреждений, а также надлежащее освещение в любое время суток данной программой не регламентировано, расходы в данной части не конкретизированы и неопределенны учреждения, в отношении которых будет предусмотрено финансирование в данной области.
Управлением образования муниципального образования Новокубанский район в ходе проверки представлены письма на имя главы муниципального образования Новокубанский район с 2009 года на предмет необходимости выделения денежных средств по вопросам организации безопасности образовательных учреждений, а также антитеррористической защищенности.
Так, согласно служебных записок от 27.10.2010г., 27.05.2011г., 08.09.2010г., 25.08.2010г., 02.12.2009г. указывалось, что на организацию специализированной физической охраны в дневное время суток (12 часов, с 7-00 часов до 19-00 часов) всех 70 образовательных учреждений в филиале ФГУП «Охрана» МВД России по Краснодарскому краю из расчета стоимости охраны 130 рублей в час для найма 70 охранников для 70 учреждений образования с месячной затратой на одно учреждение требуется 46800 рублей, а с месячной затратой для 70 учреждений необходимо 3276000 рублей; только на ограждение МОБУСОШ № 5, 9, 11, 21, 24, 27, 30 требуется финансирование в размере 7 млн. рублей, а также расходы по строительству только двух пожарных водоемов (МОБУСОШ № 19, 31) в размере 2 млн. рублей, что явно превышает выделенную сумму в 3 млн.612 тыс. 711 рублей.
Обязанность по устранению данных нарушений и обеспечению в связи с этим образовательных учреждений необходимыми денежными средствами, предусмотренная федеральным законодательством, администрацией муниципального образования Новокубанский район не выполняется. Распространенность нарушений законодательства об образовании, пожарной безопасности свидетельствует о ненадлежащем осуществлении контрольных функций, возложенных п.14.ст.33, ст.37 Закона № 3266-1 на органы исполнительной власти. В связи с чем со стороны органа местного самоуправления усматривается бездействие, нарушающее права и законные интересы граждан, поэтому прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район привести здания и помещения МОУСШ № 3 в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму путем устранения выявленных нарушений:
- осуществить огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли в соответствии со СНиП 21-01-97* таб.4;
-установить устройство защитного отключения (УЗО).(ПУЭ п.7.1.71,п.7.1.72; ППБ 01-03 п.3);
-оборудовать помещения основной (третий этаж) и начальной школы автоматической пожарной сигнализацией с заключением договора на обслуживание системы АПС с организацией, имеющей соответствующую лицензию на данный вид деятельности (НПБ 110-03 таб.3 п.38, РД 009-01-96п.1.1.9.);
-оборудовать помещения основной (третий этаж) и начальной школы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с п.7 таб.2 НПБ 104-03;
-установить второй пожарный гидрант для обеспечения требуемого расхода воды на нужды пожаротушения (СНиП 2.04.02-84*п.2.11; ППБ 01-03п.3);
- произвести гравийную отсыпку (защитный слой гравия толщиной не менее 10 см) на кровле здания начальной школы в соответствии с СНиП 11-26-76*;
-установить пожарные лестницы в местах перепада высот кровли здания (СНиП 21-01-97*п.8.7);
- выполнить люк выхода на чердак противопожарным (ППБ 101-89 п.2.1.15 СНиП 21-01-97*п.8.4*);
- установить 100 % ограждение по периметру территории МОБУСОШ № 3;
- восстановить 100% освещение территории МОБУСОШ № 3 в ночное время;
- установить систему видеонаблюдения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новокубанского района Дикая И.В. просила иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Софиенко С.В. иск не признал.
Представитель третьего лица, директор МОБУСОШ № 3 Щербина А.С. с иском был согласен и просил иск удовлетворить, пояснив также, что он как директор МОБУСОШ № 3 был привлечен к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, но у школы нет собственных средств по обеспечению безопасности здания и территории школы, так как финансирование школы осуществляется за счет бюджета района.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности Новокубанского района МЧС РФ Хмельницкий О.Ю. исковые требования просил удовлетворить и пояснил, что никаких документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений в МОБУСОШ № 3 не представлено.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Новокубанского района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка исполнения законов о безопасности образовательных учреждений при подготовке к 2011-2012 учебному году, в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства в МОБУСОШ № 3.
В ходе проверки МОБУСОШ № 3 ОГПН по Новокубанскому району, а также специалистами, участвующими в комплексном принятии и обследовании данного объекта на предмет выявления нарушений и недостатков по соблюдению законодательства о безопасности образовательных учреждений, в том числе антитеррористической защищенности, учреждение не признано готовым к новому учебному году.
Так, установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», п.7 таблицы 2 «Норм пожарной безопасности», утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 20.06.2003 года № 323 и п.п.36, 102 «Правил пожарной безопасности», утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313, согласно которым образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; обязано соблюдать требования пожарной безопасности, в образовательном учреждении отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей, а также выявлено ряд других нарушений Правил пожарной безопасности и законодательства об антитеррористической защищенности учреждения образования.
В соответствии со ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В связи с выявленными нарушениями должностное лицо – директор МОБУСОШ № 3 был привлечен к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности. Однако данная мера воздействия не является эффективной и не способствует устранению выявленных нарушений, так как должностные лица – директора образовательных учреждений не являются распорядителями денежных средств, предусмотренных и обеспеченных вышеуказанными программами.
Главным распорядителем бюджетных средств является администрация муниципального образования Новокубанский район, имеющая право распределять средства бюджета муниципального образования Новокубанский район по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета. Согласно ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст.ст.14,19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Вопросы организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В связи с ненадлежащим исполнением требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в отношении образовательных учреждений, длительным непринятием мер по устранению выявленных нарушений в данной области, а также по предупреждению и устранению нарушений в сфере антитеррористической защищенности со стороны органа местного самоуправления усматривается бездействие, нарушающее права и законные интересы граждан.
При проведении мероприятий по надзору ОГПН Новокубанского района 20.06.2011г. в МОУСШ № 3 выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности:
- отсутствует огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли в соответствии со СНиП 21-01-97* таб.4;
-отсутствует устройство защитного отключения (УЗО).(ПУЭ п.7.1.71,п.7.1.72; ППБ 01-03 п.3);
-не оборудованы помещения основной (третий этаж) и начальной школы автоматической пожарной сигнализацией с заключением договора на обслуживание системы АПС с организацией, имеющей соответствующую лицензию на данный вид деятельности (НПБ 110-03 таб.3 п.38, РД 009-01-96п.1.1.9.);
-не оборудованы помещения основной (третий этаж) и начальной школы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с п.7 таб.2 НПБ 104-03;
-отсутствует второй пожарный гидрант для обеспечения требуемого расхода воды на нужды пожаротушения (СНиП 2.04.02-84*п.2.11; ППБ 01-03п.3);
- отсутствует гравийная отсыпка (защитный слой гравия толщиной не менее 10 см) на кровле здания начальной школы в соответствии с СНиП 11-26-76*;
-отсутствуют пожарные лестницы в местах перепада высот кровли здания (СНиП 21-01-97*п.8.7);
-люк выхода на чердак выполнен не противопожарным (ППБ 101-89 п.2.1.15 СНиП 21-01-97*п.8.4*).
Помимо указанного, выявлены нарушения о противодействии терроризму в образовательном учреждении.
Согласно ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Учитывая особую значимость обеспечения общественной безопасности и антитеррористической устойчивости объектов образовательной сферы по данным фактам в 2008 году прокурором района директору МОУСШ № 3, 14.08.2008г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму, ранее представления вносились начальнику управления образования 17.04.2006г., а также главе администрации муниципального образования Новокубанский район, однако настоящая проверка показала, что положение дел не меняется. Согласно информации управления образования от 20.08.2009г. ограждение школы, как и в 2006г., так и в настоящее время, отсутствует, денежные средства, запрашиваемые директором школы для этих целей, до настоящего времени не выделены, хотя в материалах дела имеется гарантийное письмо главы муниципального образования Новокубанский район Архипова Р.Г. от 08.04.2011г. на имя главного санитарного врача Кириной С.В., о том, что администрация муниципального образования Новокубанский район гарантирует выполнение мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства по МОБУСОШ № 3 г. Новокубанска в части установки ограждения территории школы.
Нарушения, допускаемые при подготовке образовательных учреждений к новому 2011-2012 учебному году, длительное время остаются не устраненными, финансирование, предусмотренное на их устранение программой «Безопасность образовательных учреждений в муниципальном образовании Новокубанский район» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением главы администрации муниципального образования Новокубанский район от 04.05.2011 № 680, является недостаточным.
В 2011 году на реализацию программы предусмотрено финансирование в размере 3 млн.612 тыс.711 рублей. По состоянию на 01.07.2011 года работы на сумму 2 млн. 650 тыс. рублей выполнены в 7 образовательных учреждениях по монтажу и наладке автоматической пожарной сигнализации (далее АПС) и других нарушений пожарной безопасности. Поскольку в муниципальном образовании не принималось отдельной программы обеспечения антитеррористической безопасности, расходы по созданию безопасных условий обучения жизни и здоровья воспитанников также предусматриваются вышеуказанной программой. Вместе с тем, мероприятия направленные на антитеррористическую защищенность, укрепление и оснащение зданий и территорий образовательных учреждений, а также надлежащее освещение в любое время суток данной программой не регламентировано, расходы в данной части не конкретизированы и неопределенны учреждения, в отношении которых будет предусмотрено финансирование в данной области.
Управлением образования муниципального образования Новокубанский район в ходе проверки представлены письма на имя главы муниципального образования Новокубанский район на предмет необходимости выделения денежных средств по вопросам организации безопасности образовательных учреждений, а также антитеррористической защищенности.
Учитывая явную недостаточность финансирования для устранения вышеуказанных нарушений, а также бездействие в этом направлении, как должностных лиц учреждений, так и органа местного самоуправления может возникнуть необходимость в приостановлении либо запрещении деятельности данных учреждений, создающей опасность причинения вреда в будущем. Выделяемые денежные средства не соответствуют фактическим потребностям образовательных учреждений и решение данной проблемы, с учетом принимаемых мер со стороны контролирующих органов, не активизируется.
Выявленные нарушения противоречат принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся воспитанников и других лиц во время образовательного процесса, способствуют нарушению прав граждан, предусмотренных ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человеческая жизнь является высшей ценностью.
Обязанность по устранению данных нарушений и обеспечению в связи с этим образовательных учреждений необходимыми денежными средствами, предусмотренная федеральным законодательством, администрацией муниципального образования Новокубанский район не выполняется.
В соответствии со ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Под противодействием терроризму, согласно ст.3 указанного Федерального закона, понимается, среди прочего, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Возложение на ответчика обязанности установки ограждения по периметру территории образовательного учреждения и установки системы видеонаблюдения вытекает из муниципальной целевой программы «Безопасность образовательных учреждений в муниципальном образовании Новокубанский район» на 2011-2013 годы, предусматривающей среди мероприятий Программы установку ограждения по периметру территории образовательного учреждения и установку видеонаблюдения.
На основании изложенного суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Новокубанского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новокубанский район по исполнению законодательства о безопасности муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 г. Новокубанска.
Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район привести здания и помещения муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 г. Новокубанска в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму путем устранения выявленных нарушений:
- осуществить огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли в соответствии со СНиП 21-01-97* таб.4;
-установить устройство защитного отключения (УЗО).(ПУЭ п.7.1.71,п.7.1.72; ППБ 01-03 п.3);
-оборудовать помещения основной (третий этаж) и начальной школы автоматической пожарной сигнализацией с заключением договора на обслуживание системы АПС с организацией, имеющей соответствующую лицензию на данный вид деятельности (НПБ 110-03 таб.3 п.38, РД 009-01-96п.1.1.9.);
-оборудовать помещения основной (третий этаж) и начальной школы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с п.7 таб.2 НПБ 104-03;
-установить второй пожарный гидрант для обеспечения требуемого расхода воды на нужды пожаротушения (СНиП 2.04.02-84*п.2.11; ППБ 01-03п.3);
- произвести гравийную отсыпку (защитный слой гравия толщиной не менее 10 см) на кровле здания начальной школы в соответствии с СНиП 11-26-76*;
-установить пожарные лестницы в местах перепада высот кровли здания (СНиП 21-01-97*п.8.7);
- выполнить люк выхода на чердак противопожарным (ППБ 101-89 п.2.1.15 СНиП 21-01-97*п.8.4*);
- установить 100 % ограждение по периметру территории МОБУСОШ № 3;
- восстановить 100% освещение территории МОБУСОШ № 3 в ночное время;
- установить систему видеонаблюдения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Оврах В.Е.