к делу №2-1312/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2011 года г. Новокубанск
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Симанчева Г.Ф.;
с участием: прокурора – ст. помощника прокурора Новокубанского района Дикой И. В.; лица, в чьих интересах обратился прокурор Новокубанского района с иском в суд (соистца), – Братчик О. А.; представителя ответчика - администрации муниципального образования Новокубанский район, по доверенности, с полномочиями стороны – Черноковой О. О.ы;
при секретаре Гутник Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах Братчик О. А. к администрации муниципального образования Новокубанский район, администрации Краснодарского края о понуждении в предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района, действуя в интересах Братчик О.А. обратился в Новокубанский районный суд с иском к администрации муниципального образования Новокубанский район, администрации Краснодарского края о понуждении в предоставлении жилого помещения Братчик О.А., как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование своих требований указал следующее.
В прокуратуру Новокубанского района 14.10.2011 года обратилась с заявлением Братчик О. А. о несоблюдении законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования Новокубанский район в части не обеспечения его, как гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со справкой Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Новокубанский район от 14.10.2010 № 50 Братчик О.А. относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Постановлению главы администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края от 19.01.2010 № 31 Братчик О.А. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с включением в отдельный список граждан.
Братчик О.А. до настоящего времени не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением в виду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма с ним не заключался.
Прокурором района 22.01.2010 года по результатам проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), которые не имеют закрепленного жилого помещения по заданию прокуратуры края внесено представление главе администрации муниципального образования Новокубанский район об устранении нарушений законодательства о защите жилищных прав данной категории лиц. Однако более полутора лет после принятия мер прокурорского реагирования администрацией муниципального образования Новокубанский район так и не было принято мер по предоставлению жилья данным очередникам. Как в ответе на представление прокурора (прилагается к заявлению), так и в постановлениях о постановке на соответствующий учет указывалось и указывается, что данные расходные обязательства являются обязательствами Российской Федерации, несмотря на наделение муниципального образования Новокубанский район государственными полномочиями в данной области с 2004 года. На момент проверки по состоянию на 01.01.2010 года жильем не было обеспечено 26 лиц данной категории, состоящих на очереди с 2007 по 2009г.г. С 2010 года по настоящее время число очередников возросло с 26 лиц до 75.
В связи с этим есть основания полагать, что Братичик О.А. не будет обеспечена жилым помещением в ближайшее время, учитывая отсутствие финансирования, достаточного для своевременного обеспечения жильем данной категории лиц и рост числа очередников.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не обеспечение Братчик О.А. жилой площадью, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не ниже установленных социальных норм по месту жительства нарушает ее права, предусмотренные ст.40 Конституции РФ, ст.57 ЖК РФ, ст.8 Закона. В своем заявлении Братчик О.А. указала, что до 31.06.2011 года она обучалась в ПУ № 52, ст. Прочноокопская. В настоящее время проживает в общежитии на протяжении 4-х лет, не работает. Собственного жилья не имеет, воспитывает малолетнего ребенка. Жильем по договору социального найма не обеспечена.
В силу требований ст.ст.27, 35 ГПК РФ, Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан на основании обращения к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципалом жилищных фондах.
Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части обеспечения Братчик О.А. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм влечет за собой нарушение ее прав и законных интересов.
В судебном заседании прокурор, Братчик О.А., поддержали заявленные исковые требования, настаивали на их удовлетворении, дав объяснение аналогичные обстоятельствам, указанным в иске.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Новокубанский район, по доверенности, с полномочиями стороны по делу - Чернокова О.О. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в лице администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. В адрес суда поступило возражение на данное исковое заявление, в котором указывается на необходимость замены ответчика в лице администрации Краснодарского края на департамент семейной политики Краснодарского края. По мнению данного ответчика, удовлетворение исковых требований нарушит право по обеспечению жильем впереди стоящих по учету лиц, и Братчик О.А. будет обеспечена жильем по мере реализации целевой программы «Дети Кубани», рассчитанной до 2013 года, и выделения для этого субвенций для приобретения или строительства жилых помещений.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со справкой Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Новокубанский район от 14.10.2010 № 50 Братчик О.А. относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 22).
Согласно Постановлению главы администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края от 19.01.2010 № 31 Братчик О.А. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с включением в отдельный список граждан(л.д. 13).
Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждения социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади) так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), общежитие семья опекуна (попечителя), приемная семья.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Братчик О.А. до настоящего времени не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением в виду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма с нею не заключался.
Исходя из буквального понимания требований ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких либо условий, в том числе от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия либо отсутствие других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, № 10)
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.ст. 2,5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст.1 Закона дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма по месту жительства.
Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004года № 805 – КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложению № 1 к указанному закону муниципальное образование Новокубанский район наделен отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствие с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не обеспечение Братчик О.А. жилой площадью, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не ниже установленных социальных норм по месту жительства нарушает ее права, предусмотренные ст.40 Конституции РФ, ст.57 ЖК РФ, ст.8 Закона. В своем заявлении Братчик О.А. указала, что до 31.06.2011 года она обучалась в ПУ № 52, ст. Прочноокопская. В настоящее время проживает в общежитии на протяжении 4-х лет, не работает. Собственного жилья не имеет, воспитывает малолетнего ребенка. Жильем по договору социального найма не обеспечена.
Тем самым доводы, изложенные представителем администрации Краснодарского края, как ответчиком, в возражении на исковое заявление, являются не состоятельными и не могут быть приняты во внимание судом при постановлении решения. Суд при вынесении данного решения не устанавливает очередность предоставления жилья, не ограничивает права иных лиц на предоставление жилья, не ограничивает возможность реализации целевой программы «Дети Кубани». Ходатайство представителя администрации Краснодарского края о замене ответчика также не принято судом и отклонено (протокольно), так как департамент семейной политики Краснодарского края является структурным подразделением администрации Краснодарского края.
При изложенных обстоятельствах, приведенных выше нормах закона, на которые сослался прокурор в заявлении, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район и администрацию Краснодарского края предоставить Братчик О. А., ДД.ММ.ГГГГг.р., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по месту жительства - муниципальное образование Новокубанский район по договору социального найма жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии с ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в 10 дневный срок.
Судья Г.Ф. Симанчев