Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия по регистрации права собственности и непринятию мер по созданию попечительского совета.



Дело № 2-1298/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новокубанск 21 декабря 2011 г.

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе судьи Кувиковой И.А.,

при секретаре Ростовцевой Н.А.,

с участием прокурора Посевина Р.В., представителя ответчика Слуцкого В.С.., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района о признании незаконным бездействия по обеспечению законодательства о погребении и похоронном деле, обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новокубанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района о признании незаконным бездействия по обеспечению законодательства о погребении и похоронном деле, обязании устранить выявленные нарушения, указав, что администрацией Новокубанского городского поселения ненадлежащим образом реализуются полномочия по организации содержания мест захоронения, отнесенных к вопросам местного значения, в том числе и по содержанию муниципального имущества. Так, по мнению прокурора, ответчиком в том числе в установленном порядке не зарегистрированы земельные участки под размещение кладбищ, расположенных на территории поселения.

В последующем прокурором Новокубанского района были уточнены заявленные требования по которым он просит: 1. Признать незаконным бездействие администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района Краснодарского края, выразившееся в не принятии мер по оформлению земельно-правовой документации на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, на которых расположены: кладбище (недействующее) площадью 9.0 га, находящееся на пересечении ул. Свободы и ул. Кирова г.Новокубанска; кладбище (недействующее) площадью 0,45 га, находящееся по ул. Нева в г.Новокубанске, а также в не оборудовании имеющегося на территории действующего городского кладбища находящегося примерно в 800 м по направлению на юго-запад от ориентира Новокубанский район, г.Новокубанск, пересечение ул. Советской и ул. 8-го Марта общественного туалета выгребом и не насаждении зеленой защиты по периметру кладбища, а также в не создании постоянно действующего попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела и не определению порядка его формирования и полномочий; в не разработке порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела; в не заведении книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и не утверждении ее образца и порядка ее ведения; в не утверждении формы книги регистрации захоронений, свидетельств о регистрации захоронений, порядка ведения книг регистрации захоронений и порядка выдачи свидетельств о регистрации захоронения, а также порядка перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников). 2. Обязать администрацию Новокубанского городского поселения Новокубанского района устранить выявленные нарушения, а именно: принять меры по постановке на кадастровый учет земельных участков используемых под размещение: кладбища (недействующее), площадью 9,0 га находящееся на пересечении ул. Свободы и ул. Кирова г.Новокубанска Новокубанского района Краснодарского края; кладбища (недействующее), площадью 0,45 га находящееся по ул. Нева в г.Новокубанске Новокубанского района Краснодарского края; оборудования имеющегося общественного туалета выгребом и насаждения зеленой защиты по периметру действующего городского кладбища, находящегося примерно в 800 м по направлению на юго-запад от ориентира Новокубанский район, г.Новокубанск, пересечение ул. Советской и ул. 8-го Марта, расположенного за пределами участка; создания постоянно действующего попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, определив порядок его формирования и полномочия; разработки порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела; заведения книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и утверждения образца книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий), а также порядка ее ведения; утверждения формы книги регистрации захоронений, свидетельств о регистрации захоронений, порядка ведения книг регистрации захоронений и порядка выдачи свидетельств о регистрации захоронения, порядка перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Новокубанского района Посевин Р.В. поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района по доверенности Слуцкий В.С. в судебном заседании не возражал против требований прокурора с учетом произведенных уточнений заявленных требований, подтвердив наличие выявленных нарушений.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования.

Законом Краснодарского края от 13.11.2006 г. №1115-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Новокубанский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Новокубанский район, в состав которого они входят», в соответствии с требованиями ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления осуществляется разграничение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Новокубанский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Новокубанский район, в состав которого они входят. Новокубанскому городскому поселению Новокубанского района, в том числе, передано следующее имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения: - кладбище (недействующее) площадью 9.0 га, расположенное на пересечении ул. Свободы и ул. Кирова г.Новокубанска; кладбище (недействующее) площадью 0,45 га, расположенное по ул. Нева в г.Новокубанске.

Согласно выписки из реестра от 19.10.2011, администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского района подтверждает, что указанные кладбища значатся в реестре муниципальной собственности Новокубанского городского поселения Новокубанского района.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица указанные в ст. 125 настоящего кодекса.

В п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано что, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Однако, не смотря на указанные выше требования действующего законодательства, в ходе проведения проверки установлено, что администрацией Новокубанского городского поселения Новокубанского района земельные участки под размещение указанных кладбищ, расположенных на территории поселения до настоящего времени в установленном порядке на кадастровый учет не поставлены, процедура межевания не проведена, землеустроительная документация отсутствует.

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ объектами земельных отношений являются земельные участки.

Согласно ст.ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносят сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.

Статьями 16 и 17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.2882-11».

Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержания мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков на которых расположены кладбища.

Отсутствие четких границ земельных участков, используемых под размещение кладбищ, препятствует определению и устранению санитарно-защитной зоны кладбищ. Таким образом, бездействие администрации Новокубанского городского поселения выразившееся вне принятии мер по оформлению земельно-правовой документации на указанные земельные участки, используемые под кладбища, негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке в поселении и ставит под угрозу эпидемиологическое благополучие его жителей.

Кроме того, на территории действующего городского кладбища находящегося примерно в 800 м по направлению на юго-запад от пересечения ул. Советской и ул. 8-го Марта в г.Новокубанске выявлены нарушения санитарного законодательства.

Из представленной администрацией Новокубанского городского поселения информации следует, что данное кладбище значится в реестре муниципальной собственности поселения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.11.2007 земельный участок с кадастровым номером 23:21:0403000:0030 находящийся примерно в 800м по направлению на юго-запад от пересечения ул. Советской и ул. 8-го Марта является собственностью Новокубанского городского поселения.

Так, на территории указанного кладбища в нарушение п.п. 2.7, 6.4, 6.6 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПиН 2.1.2882-11)» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84-ФЗ «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», отсутствует зеленая защита по периметру кладбища; имеющийся общественный туалет не оборудован выгребом.

Помимо этого, администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского района не исполняет требования, установленные Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и Законом Краснодарского края от 04.02.2004 №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае».

Так, в нарушение ст. 14 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее по тексту ЗКК №666-КЗ) на территории поселения для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела не создан постоянно действующий попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела и не определен порядок его формирования и полномочия; в нарушение ст. 15 ЗКК №666-КЗ поселением не разработан порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела; в нарушение ст. 18.2 ЗКК №666-КЗ не ведется книга регистрации надмогильных сооружений (надгробий), не регистрируется установка и замена каждого надмогильного сооружения (надгробия), не утвержден образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения; в нарушение ст. 25.1 ЗКК №666-КЗ не утвержден порядок регистрации захоронений, не разработан порядок ведения книг регистрации захоронений, не разработан порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронений, не утвержден порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников).

По данным фактам 01.02.2011 прокуратурой района в адрес главы администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района вносилось представление, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о значительных недостатках в работе администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района, призванной при реализации своих полномочий обеспечивать исполнение Конституции РФ, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов, чем нарушаются права неопределенного круга лиц - населения Новокубанского городского поселения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района Краснодарского края, выразившееся в не принятии мер по оформлению земельно-правовой документации на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, на которых расположены: кладбище (недействующее) площадью 9.0 га, находящееся на пересечении ул. Свободы и ул. Кирова г.Новокубанска; кладбище (недействующее) площадью 0,45 га, находящееся по ул. Нева в г.Новокубанске, а также в не оборудовании имеющегося на территории действующего городского кладбища находящегося примерно в 800 м по направлению на юго-запад от ориентира Новокубанский район, г.Новокубанск, пересечение ул. Советской и ул. 8-го Марта общественного туалета выгребом и не насаждении зеленой защиты по периметру кладбища, а также в не создании постоянно действующего попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела и не определению порядка его формирования и полномочий; в не разработке порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела; в не заведении книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и не утверждении ее образца и порядка ее ведения; в не утверждении формы книги регистрации захоронений, свидетельств о регистрации захоронений, порядка ведения книг регистрации захоронений и порядка выдачи свидетельств о регистрации захоронения, а также порядка перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников).

2. Обязать администрацию Новокубанского городского поселения Новокубанского района устранить выявленные нарушения, аименно:

принять меры по постановке на кадастровый учет земельных участков используемых под размещение: кладбища (недействующее), площадью 9,0 га находящееся на пересечении ул. Свободы и ул. Кирова г.Новокубанска Новокубанского района Краснодарского края; кладбища (недействующее), площадью 0,45 га находящееся по ул. Нева в г.Новокубанске Новокубанского района Краснодарского края;

оборудовать имеющийся общественный туалет выгребом и насаждения зеленой защиты по периметру действующего городского кладбища, находящегося примерно в 800 м по направлению на юго-запад от ориентира Новокубанский район, г.Новокубанск, пересечение ул. Советской и ул. 8-го Марта, расположенного за пределами участка;

создать постоянно действующий попечительский (наблюдательный) совета по вопросам похоронного дела, определив порядок его формирования и полномочия;

разработать порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела;

завести книгу регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и утверждения образца книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий), а также порядок ее ведения;

утвердить формы книги регистрации захоронений, свидетельств о регистрации захоронений, порядка ведения книг регистрации захоронений и порядка выдачи свидетельств о регистрации захоронения, порядка перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников).

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Судья И.А. Кувикова