Дело № 2-231/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Новокубанск 8 февраля 2012г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Кузьменко Т.Д., при секретаре Костыркиной Е.В., с участием представителя заинтересованного лица Воевода О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОВЧАРЕНКО И. В. оспаривании действий администрации муниципального образования Новокубанский район,
У С Т А Н О В И Л:
Овчаренко И.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края, выразившиеся в отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1000кв.м., расположенного в г.Новокубанске, <адрес>; признать недействительным письмо администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края от 03.11.2011г. № И-129-6307/02-06 недействительным; обязать администрацию в трехдневный срок с момента обращения Овчаренко И.В. в администрацию с соответствующим заявлением предоставить ему как инвалиду 3 группы бесплатно в собственность, без проведения торгов, указанный земельный участок; взыскать судебные расходы: расходы по оплате госпошлины – 200руб., нотариальные расходы за оформление доверенности – 900руб., почтовые расходы – 40,7руб., расходы на оплату услуг представителя – 50 000руб., расходы на оплату госпошлины за предоставление информации из ЕГРП – 200руб.
В обоснование заявления указано, что Овчаренко, проживающий в г.Сочи, обратился в администрацию муниципального образования Новокубанский район с заявлением о предоставлении ему конкретного земельного участка, указав, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об земельном участке отсутствуют и что в случае необходимости он готов за свой счет выполнить кадастровые работы в отношении этого земельного участка. Однако администрация отказала в удовлетворении заявления, ссылаясь на наличие препятствий в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, нарушив право заявителя как инвалида на первоочередное получение земельного участка.
В отзыве на заявление администрация муниципального образования Новокубанский район считает требования не подлежащими удовлетворению и просит оставить заявление без рассмотрения, ссылаясь на то, что в отношении цели использования интересующего заявителя земельного участка было принято решение до обращения Овчаренко в администрацию, которое было размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Новокубанский район 23 сентября 2011г., поэтому в предоставлении Овчаренко конкретного земельного участка было отказано. Вместе с тем, ему был направлен перечень имеющихся на территории Новокубанского района свободных земельных участков, однако он не пожелал воспользоваться своим правом на получение какого-либо из них. Кроме того, Овчаренко не обращался в администрацию муниципального образования Новокубанский район с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заявитель Овчаренко И.В. в судебное заседание не явился, в заявлении, направленном в суд телеграфной связью, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя по доверенности Елигаров М.С. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени судебного заседания уведомлялся надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности Воевода О.П. просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям, указанным в отзыве на заявление.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что заявитель Овчаренко И.В. на территории Новокубанского района не проживает, а зарегистрирован и проживает в Хостинском районе г.Сочи. Из справки МСЭ, серия МСЭ-2011 № 0496962, выданной 18.05.2011г., следует, что ему установлена < . . . > на срок с 15.04.2011г. по 08.05.2012г.
В соответствии с ч. 2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 14 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на платной основе без проведения торгов в собственность или аренду. Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» не предусматривает предоставление инвалидам земельных участков бесплатно.
С учетом изложенного суд считает, что требование заявителя обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район предоставить ему земельный участок бесплатно, не основано на законе.
Суд также находит, что наличие у заявителя права на получение земельного участка не означает обязанность органа местного самоуправления представить заявителю по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок.
В соответствии с п. 2 ст.1 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно п. 1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст.31 Земельного кодекса РФ, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст. 30.1 настоящего Кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, из приведенной нормы права следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.
Как усматривается из заявления Овчаренко от 1 октября 2011г., адресованного главе муниципального образования Новокубанский район, заявитель просил бесплатно передать ему в собственность конкретный земельный участок площадью 1 000 кв.м., расположенный в г.Новокубанске, <адрес>, без указания назначения его использования, право государственной собственности на который не разграничено, свободный от прав третьих лиц, что следует из уведомления Росреестра по Краснодарскому краю.
Между тем на момент обращения Овчаренко в администрацию муниципального образования Новокубанский район в отношении данного земельного участка органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями законодательства уже было принято решение о предоставлении для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей, что подтверждается решением Совета муниципального образования Новокубанский район от 22 сентября 2011г. № 158/21, которым утвержден Перечень земельных участков, расположенных на территории муниципального образования Новокубанский район, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей, на 2011 и 2012 годы.
При таких обстоятельствах отказ администрации муниципального образования Новокубанский район в предоставлении заявителю испрашиваемого им конкретного земельного участка является обоснованным.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью"; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из указанных Правил, суд считает, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, поэтому связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Согласно п.3 этих Правил учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется по месту жительства или по месту работы, или одновременно по месту работы и по месту жительства.
Заявитель Овчаренко, обращаясь в орган местного самоуправления Новокубанского района с заявлением о предоставлении земельного участка, не указал назначение его использования, однако сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.1996г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», которым утверждены вышеназванные Правила, что позволяет суду сделать вывод, что земельный участок испрашивался заявителем под индивидуальное жилищное строительство. Ссылаясь на гарантированные ему законом как инвалиду права, Овчаренко не представил администрации документ, подтверждающий его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Не был представлен такой документ и суду. Поскольку заявитель Овчаренко не проживает на территории Новокубанского района, не состоит в Новокубанском районе на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, то право на первоочередное получение земельного участка в г.Новокубанске им не может быть реализовано.
При таких обстоятельствах суд считает, что основания для удовлетворения заявления Овчаренко отсутствуют.
Поскольку заявление Овчаренко об оспаривании действий администрации муниципального образования Новокубанский район удовлетворению не подлежит, то в соответствии со ст.ст.98, 100 ГПК РФ не подлежат удовлетворению и требования о взыскании судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.257, 196-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Овчаренко И. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: Т.Д.Кузьменко