Решение по иску прокурора об обязании предоставить лицу из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по месту жительства по договору социального найма жилое помещение площадью, не ниже установленных социальных норм.



Дело № 2-512/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

г. Новокубанск 11 мая 2012 г.

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе судьи Аладьевой М.С., при секретаре Чередниченко В.Г., с участием прокурора Дикой И.В., истца Середоха В.В., представителя ответчика Черноковой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах Середоха В. В. к администрации муниципального образования Новокубанский район, администрации Краснодарского края об обязании предоставить лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по месту жительства по договору социального найма жилое помещение площадью, не ниже установленных социальных норм, путем приобретения (строительства) жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новокубанского района в интересах Середоха В.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новокубанский район, администрации Краснодарского края об обязании предоставить лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по месту жительства – муниципальное образование Новокубанский район по договору социального найма жилое помещение площадью, не ниже установленных социальных норм, путем приобретения (строительства) жилья, указав, что Середоха В.В., как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, с включением в отдельный список, однако до настоящего времени не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением в виду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем лиц данной категории, договор социального найма с ней не заключался. Ранее 22.01.2010 г. прокурором Новокубанского района было внесено представление главе администрации муниципального образования Новокубанский район об устранении законодательства о защите прав данной категории, но необходимых мер так и не было принято. На данный момент число очередников значительно выросло. Имеются основания полагать, что Середоха В.В., поставленная на учет в 2011 г., не будет обеспечена жилым помещением в ближайшее время, учитывая отсутствие финансирования, достаточного для своевременного обеспечения жильем данной категории лиц, и рост числа очередников, что нарушает ее права.

В судебном заседании старший помощник прокурора Новокубанского района Дикая И.В. поддержала требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме, настаивала на удовлетворении иска.

Истец Середоха В.В. в судебном заседании полностью поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности Чернокова О.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что органы местного самоуправления муниципального образования Новокубанский район выполняют все возложенные на них обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Денежные средства для обеспечения жилыми помещениями лиц данной категории на данный момент в бюджет муниципального образования Новокубанский район из краевого бюджета не поступили. Финансирование расходных обязательств, не отнесенных к вопросам местного значения, возникающих у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, является нарушением бюджетного законодательства РФ. Середоха В.В. в настоящее время состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей – сирот в отдельном списке граждан под номером 42, обеспечение ее в первоочередном порядке приведет к нарушению прав других лиц, принятых ранее на указанный учет и обладающих аналогичном правом.

Представитель ответчика – администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, хотя был уведомлен о дне слушания дела надлежащим образом, причины его неявки суду неизвестны.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В соответствии с ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждения социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади) так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), общежитие семья опекуна (попечителя), приемная семья.

Как установлено в судебном заседании, Середоха В.В. относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что объективно подтверждается справкой управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Новокубанский район (л.д. 8).

Согласно копии постановления главы администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края от 28.11.2011 № 1968, Середоха В.В. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с включением в отдельный список граждан, обеспечение которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации (л.д.12).

Однако, до настоящего времени Середоха В.В. не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением в виду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма с ней не заключался.

Прокурором района 22.01.2010 г. по результатам проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), которые не имеют закрепленного жилого помещения, вносилось представление главе администрации муниципального образования Новокубанский район об устранении нарушений законодательства о защите жилищных прав данной категории лиц, что не оспаривалось в судебном заседании.

Однако, более полутора лет после принятия мер прокурорского реагирования администрацией муниципального образования Новокубанский район так и не было принято мер по предоставлению жилья данным очередникам. Как в ответе на представление прокурора, так и в постановлениях о постановке на соответствующий учет, указывалось и указывается, что данные расходные обязательства являются обязательствами Российской Федерации, несмотря на наделение муниципального образования Новокубанский район государственными полномочиями в данной области с 2004 года.

По состоянию на 01.01.2010 г. жильем не было обеспечено 26 лиц данной категории, состоящих на очереди с 2007 по 2009г.г.

С 2010 г. по настоящее время число очередников возросло с 26 лиц до 65.

В связи с изложенным доводы прокурора о наличии оснований полагать, что Середоха В.В., поставленная на учет в 2011 году, не будет обеспечена жилым помещением в ближайшее время, учитывая отсутствие финансирования, достаточного для своевременного обеспечения жильем данной категории лиц, и рост числа очередников, суд находит обоснованными.

Однако, исходя из положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких - либо условий, в том числе от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение установлены также Законом Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», в силу ст. ст. 2, 5 которого лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805 – КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложению № 1 к указанному закону муниципальное образование Новокубанский район наделен отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствие с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не обеспечение Середоха В.В. жилой площадью, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С учетом изложенного суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Новокубанского района в полном объеме, так как непринятие ответчиками требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения Середоха В.В. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм влечет за собой нарушение ее прав и законных интересов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район и администрацию Краснодарского края предоставить Середоха В. В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди (в соответствии с очередностью для данной категории лиц, нуждающихся в жилом помещении) по месту жительства - муниципальное образование Новокубанский район по договору социального найма жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии с ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня вынесения решения.

СУДЬЯ: М.С. Аладьева