Решение по иску прокурора о признании незаконным действий администрации МО Новокубанского района, выразившиеся в вынесении постановления № 1743 от 26.10.2011г. , отклонении протеста прокурора.



Дело № 2-519/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новокубанск 14 мая 2012 г.

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе судьи Аладьевой М.С., при секретаре Чередниченко В.Г., с участием помощника прокурора Новокубанского района Павловой А.В., представителя администрации муниципального образования Новокубанский район Мейсигова М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий администрации муниципального образования Новокубанский район, выразившихся в вынесении постановления № 1743 от 26.10.2011 г. и отклонении протеста прокурора,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации муниципального образования Новокубанский район, выразившихся в вынесении постановления № 1743 от 26.10.2011 г. «О Единой комиссии по размещению заказа путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, методом запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг администрации муниципального образования Новокубанский район», несоответствующего требованиям ч.ч. 1, 2, 9 ст. 7, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», п. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, п. 12 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», отклонении протеста прокурора от 17 марта 2012 г. на п.п. 1,2, 4.4, 4.5, 4.7 Положения о Единой комиссии по размещению заказа путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, методом запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг администрации муниципального образования Новокубанский район, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район № 1743 от 26.10.2011 г., указав, что по результатам проведенной прокуратурой Новокубанского района проверки прокурором района в адрес главы муниципального образования Новокубанский район был внесен протест с целью приведения в соответствие требованиям действующего законодательства п.п. 1.2, 4.4, 4.5, 4.7, 6.1 данного Положения, который был удовлетворен в части – только по п. 6.1 Положения, в остальной части протест был необоснованно отклонен. Просит обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район устранить указанные нарушения путём приведения п.п. 1.2, 4.4, 4.5, 4.7 Положения в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Новокубанского района Павлова А.В. поддержала требования и доводы, изложенные в заявлении, полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности Мейсигов М.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что п. 1.2. Положения предусмотрено создание и функционирование двух комиссий «в зависимости от вида (номенклатуры) размещаемого заказа», что не противоречит требованиям действующего законодательства. Наличие двух составов комиссии оправдано разными профилями работы комиссии и, соответственно, разными направлениями, курируемыми разными заместителями главы муниципального образования Новокубанский район. Создание одной «универсальной» комиссии нецелесообразно. Относительно п.п. 4.4., 4.5 Положения считает также нецелесообразным дублирование правовой нормы, содержащейся в ч. 4 ст. 7 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, согласно которой членами комиссии не могут быть должностные лица органа местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Пункт 4.7 Положения, согласно которому все члены комиссии обладают равными правами при принятии решения, а при возникновении спорной ситуации голос председателя является решающим, также не противоречит действующему законодательству. В противном случае при четном количестве членов комиссии возможна ситуация равного разделения голосов, в результате чего решение по вопросу голосования осталось бы не принятым, что недопустимо, так как повлечет срыв размещения муниципального заказа. Практика наделения председателей комиссий решающим голосом получила широкое распространение, в том числе и на законодательном уровне, в частности в п. 7 ст. 40 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О конкуренции».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования.

Как установлено в судебном заседании, проведенной прокуратурой Новокубанского района проверкой Положения о Единой комиссии по размещению заказа путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, методом запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг администрации муниципального образования Новокубанский район, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район № 1743 от 26.10.2011, установлено несоответствие его отдельных положений, а именно п.п. 1,2, 4.4, 4.5, 4.7, 6.1, требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

17 марта 2012 г. за № 7-02/2223 прокурором района в адрес главы муниципального образования Новокубанский район был внесён протест, с целью приведения в соответствие п.п. 1,2, 4.4, 4.5, 4.7, 6.1 Положения о Единой комиссии по размещению заказа путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, методом запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг администрации муниципального образования Новокубанский район, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район №1743 от 26.10.2011 г., требованиями действующего федерального законодательства (л.д. 15-18).

По результатам рассмотрения протеста 10 апреля 2012 г. прокуратурой района получен ответ из администрации муниципального образования Новокубанский район от 09.04.2012 № И/129-1953/12-02-05, в котором указано, что удовлетворению он подлежит в части, а именно в части приведения в соответствие и внесения изменений в п. 6.1 Положения, в остальной части протест прокурора неудовлетворен в виду необоснованности и отклонен (л.д.12-14).

Однако, суд приходит к выводу о том, что действия администрации муниципального образования Новокубанский район как по утверждению указанного Положения, противоречащего действующему законодательству, так и по отклонению протеста прокурора от 17 марта 2012 г., являются незаконными.

Так, п. 1.2 Положения предусматривается создание и функционирование двух Единых комиссий, персональный состав членов которых зависит от вида (номенклатуры) размещаемого заказа, а именно: Единой комиссии по закупке потребительских товаров, продукции специального назначения и прочих товаров и услуг (проведения культурно-массовых мероприятий, искусства, приобретения учебных пособий и литературы, мебели, лекарственных средств, медицинского оборудования и школьного оборудования, продовольственных и непродовольственных товаров, ГСМ и прочих товаров); Единой комиссии по подрядным работам, комплексу дорожных работ, страхованию (проведения строительных и ремонтных работ, приобретение и ремонт холодильного оборудования, автотранспортных средств, отопительных и нагревательных приборов, регулировке, наладке приборов защиты, монтажу и ремонту освещения и силовых проводок, ремонту электробытовых, весоизмерительных приборов, строительных материалов, угля, печного топлива, заправке огнетушителей, услуг по автострахованию, проектных работ) (л.д.7-11).

Данное положение не в полной мере отвечает требованиям ч.ч. 1, 2, 9 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», не предусматривающих возможности создания нескольких конкурсных, аукционных, котировочных, в том числе единых комиссий, персональный состав членов которых ставится в зависимость от вида размещаемого заказа (номенклатуры).

Исходя из самого текста Положения, следует, что установленный в п. 1.2 Положения перечень видов размещаемого заказа, по которым осуществляется деятельность Единой комиссии по подрядным работам, комплексу дорожных работ, страхованию, является закрытым. Следовательно, в случае проведения данной комиссией размещения заказа по иным видам товаров, работ, услуг, не входящих в данный перечень, результаты проведенных указанной комиссией торгов могут быть признаны недействительными по формальным основаниям, что не отвечает принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленному ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Кроме того, в нарушение ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», п.п. 4.4., 4.5 Положения не содержат предусмотренного законом императивного требования о том, что членами Единой комиссии не могут быть должностные лица органа местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Пунктом 4.7 Положения установлено, что все члены Единой комиссии обладают равными правами при принятии решений, а при возникновении спорной ситуации голос председателя комиссии является решающим.

Указанное положение противоречит требованиям ч.ч. 2, 6-10 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которым принятие решения членами комиссии осуществляется путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих членов комиссии. Следовательно, председатель комиссии, как лицо, назначаемое из числа членов комиссии и являющееся ее членом, обладает равными правами и обязанности наряду с другими членами комиссии, и не наделяется Законом правом решающего голоса при принятии решений.

На основании п. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Изложенные свидетельствует о том, что администрацией муниципального образования не приняты достаточные меры по соблюдению требований законодательства, регламентирующего вопросы по контролю за размещением заказов, что в свою очередь порождает нарушения, как Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так и ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, что является недопустимым.

В соответствии с. п. 12 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе и обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Действия администрации муниципального образования Новокубанский район нарушают интересы неопределенного круга лиц при реализации, предоставленных полномочий по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и установлению контроля за единым порядком размещения заказов, в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

С учетом изложенного доводы прокурора, изложенные в заявлении, о незаконности указанных действий администрации муниципального образования Новокубанский район суд находит обоснованными.

Суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район устранить допущенные нарушения, путём приведения п.п. 1.2, 4.4, 4.5, 4.7 Положения о Единой комиссии по размещению заказа путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, методом запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг администрации муниципального образования Новокубанский район, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район №1743 от 26.10.2011 г., в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия администрации муниципального образования Новокубанский район, выразившиеся в принятии постановления № 1743 от 26.10.2011 г. «О Единой комиссии по размещению заказа путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, методом запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг администрации муниципального образования Новокубанский район», несоответствующего требованиям ч.ч. 1, 2, 9 ст. 7, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», п. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, п. 12 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», отклонении протеста прокурора от 17 марта 2012 г. на п.п. 1.2, 4.4, 4.5, 4.7 Положения о Единой комиссии по размещению заказа путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, методом запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг администрации муниципального образования Новокубанский район, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район №1743 от 26.10.2011 г.

Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район устранить указанные нарушения, путём приведения п.п. 1.2, 4.4, 4.5, 4.7 Положения о Единой комиссии по размещению заказа путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, методом запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг администрации муниципального образования Новокубанский район, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район №1743 от 26.10.2011 г., в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

СУДЬЯ: М.С. Аладьева