257. О признании распоряжения незаконным



Дело № 2-257/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Суд Новоильинского района г.Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего О.А. Стреколовской

при секретаре В.В. Колмаковой

с участием адвоката Л.И. Морозовой

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке

28 апреля 2011 года

гражданское дело по заявлению Протасевич С.А., Фоминых П.Г., Жестокова Г.К. о признании распоряжения незаконным,

у с т а н о в и л :

Протасевич С.А., Фоминых П.Г., Жестоков Г.К. обратились в Новоильинский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области с заявлением о признании распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области ..... «Об областном доме ветеранов и областном центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» от ..... незаконным, а также просят восстановить процессуальный срок, установленный для обращения в суд. Требования мотивировали тем, что ..... Коллегией администрации Кемеровской области было принято распоряжение ..... «Об областном доме ветеранов и областном центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно данного распоряжения, КУГИ Кемеровской области было предложено включить жилой многоквартирный дом, расположенный по ..... в реестр государственной собственности Кемеровской области в составе специализированного жилищного фонда Кемеровской области. В данный дом заявители были вселены ( получили ключи) ....., то есть еще до принятия данного распоряжения и проживают в нем до настоящего времени. На момент проживания заявителей в указанном доме был принят закон № 73-03 « Об областных домах для ветеранов» от 10.06.2005 года, а затем на его основании было принято оспариваемое распоряжение. Данное распоряжение считают незаконным по следующим основаниям : 1/согласно закона « Об областных домах ветеранов» дом по ..... мог быть отнесен к дому ветеранов только в случае, если он был построен исключительно на средства регионального бюджета, однако данный дом был построен на совместные средства федеральных и региональных бюджетов, 2/ дом должен был отвечать комплексу архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающим нормативным требованиям СНиП 35-01 по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения ( граждан пожилого возраста и инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску). Однако, данный дом этим требованиям не соответствует, а именно: ..... ..... после исследований выдало заключение ....., из которого следует, что проживание инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски, в десятиэтажном многоквартирном доме по ..... невозможно, а именно невозможен подъем с уровня земли на уровень пола первого и вышерасположенных этажей (продольный уклон наружного пандуса превышает допустимый, лестницы внутри здания не оборудованы пандусами, параметры кабины лифта не соответствуют требуемым, что делает невозможным его использование инвалидам на кресло - коляске), оборудование и размеры санитарно-гигиенических помещений затрудняет их использование МГН. Также ряд недостатков в проектировании и строительстве объекта исследования ( недопустимая высота порогов дверных проемов конструкция входных дверных блоков, высота расположения выключателей и розеток, оборудование санитарно-гигиенических помещений, отсутствие световых и звуковых сигналов) делают невозможным проживание в нем граждан -пожилого возраста (немощных людей, мобильность которых снижена из-за старения организма (инвалидов по старости); инвалидов на протезах; инвалидов с недостатками зрения, людей с психическими отклонениями). Эксперты пришли к заключению, что в доме по ..... не реализован комплекс архитектурно— планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения, а также, что при проектировании и строительстве многоквартирного жилого дома, предназначенного для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, не были учтены требования строительных норм и правил, государственных стандартов, а именно: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения, СНиП 31-01-2003 «Дома жилые многоквартирные)., СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы», ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов». Таким образом, дом не отвечает большинству требований, предъявляемых к жилью подобного рода, а именно предназначенному для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а поэтому он не может относиться к специализированному жилому фонду.

Указанное заключение было получило на основании заявления жильцов данного дома. Поводом для обращения к экспертам послужило то, что проживающие в доме люди из-за конструктивных недостатков получили травмы различной степени тяжести. Так, Р, 1924 ..... сломал тазобедренный сустав, споткнувшись о высокий порог в ....., что подтверждается выпиской из его истории болезни. А в 2007 году в ванной утонула Б, а Ф, Б1, З умерли и разложились за закрытыми дверьми, так как не смогли выйти, а сигнальных кнопок нет. Таких случаев можно приводить до бесконечности. Кроме того, пожилые люди проживают на 10 этаже, не могут спуститься до лифта, так как кружиться голова, а по СНиПу такие дома должны быть не выше 5 этажей, что отражено в заключении эксперта. Колясочники ( К, проживающая с дочерью инвалидом с детства 1 группы, П- инвалид 1 группы с детства), проживающие на 3 и 9 этажах не могут самостоятельно спускаться вниз, так как коляски не проходят в дверные проемы. Такие люди не могут выйти ни на балконы, ни на лоджии в виду малого размера дверных проемов, они с трудом могут посещать туалеты и ванную и то только с помощью посторонних лиц. Указанным распоряжением дом по ..... был признан специализированным жилищным фондом, предназначенным для временного проживания по договору безвозмездного пользования. Тем самым заявители лишены права на собственное жилье, права на приватизацию, предусмотренное ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Кроме того, в соответствии с постановлением правительства РФ № 42 от 26 января 2006 года при отнесении дома к специализированному фонду должна была быть создана комиссия из специалистов, которая бы проверила дом на соответствие требованиям, предъявляемым к таким домам, но такая комиссия не создавалась, никакого решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда (п. 14 постановления) не принималось, поэтому данный дом в ЕГРП зарегистрирован просто как многоквартирный жилой дом, а не специализированный, что подтверждается прилагаемой выпиской. О том, что данный дом не соответствует специализированному фонду, заявители узнали только после заключения специалистов, получив его ....., поэтому считают, что срок для обращения в суд с данным заявлением начал течь с момента, когда они узнали о нарушении своего права, то есть с ...... Срок давности для обращения в суд с заявлением не пропущен, так как в соответствии со ст. 256 ч. 1 ГПК РФ « граждане вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении прав и свобод». Заявителям стало известно о нарушении их права ......, когда было получено заключение специалистов. ..... они обратились в Новоильинский районный суд г. Новокузнецка с исковым заявлением, что подтверждается прилагаемой почтовой карточкой. Из почтового уведомлении следует, что в суд иск был вручен ....., но на исковом заявлении входящая дата стоит ....., ..... судьей Новоильинского районного суда было вынесено определение об отказе в приеме заявления, и рекомендовано обратиться с иском в Кемеровский областной суд. По рекомендации судьи, исковое заявление было направлено в Кемеровский областной суд, но постановлением судьи Кемеровского областного суда от ..... было отказано в принятии искового заявления и разъяснено, что областному суду данное требование неподсудно, поскольку оспаривается ненормативный акт. Таким образом, срок для обращения в суд заявителями пропущен по уважительной причине, который они и просят восстановить.

В судебном заседании заявитель Фоминых П.Г. настаивал на заявленных требованиях, поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснил, что распоряжение Администрации Кемеровской области нарушает его право на прописку, приватизацию. Жить в квартире по адресу: ..... трудно, неудобно пользоваться ванной, нет душа, аптеки в доме нет, магазин коммерческий, очень дорогой. Фоминых пояснил, что он никогда не участвовал в приватизации. Когда ему предоставили данное жилье, не объяснили, что это жилье временного проживания. Об этом узнал в декабре 2005 года - январе 2006 года, точно не помнит, когда им с женой вручили договор. Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области раньше не видел. Впервые увидел в суде, считает его незаконным.

Заявитель Жестоков Г.К. настаивал на заявленных требованиях, поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснил, что въехал в ..... в мае 2005 года. До этого проживал в своем доме вместе с женой А по адресу ...... Дом был очень ветхий. В ..... встал в очередь на жилье в администрации Куйбышевского района. В ..... в жилищном отделе администрации предложили квартиру в доме по ...... Ему ничего не говорили о том, что это не личная квартира, что дом специализированный. Он согласился, переехал вместе с женой в этот дом. В квартире две комнаты. Считает, что дом не пригоден для проживания в нем ветеранов: люди тонули в ваннах, столовой нет. Жестоков пояснил, что является ветераном войны, инвалидом II группы. Социальная помощь ему не оказывается. Сейчас у него нет права приватизировать квартиру, в которой он проживает. Пояснил, что сам он Распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области не видел ранее, увидел его в суде, с ним он не согласен. Данный дом нельзя признать специализированным по той причине, что он не оборудован и в нем нет никаких условий для проживания пенсионеров и инвалидов.

Заявитель Протасевич С.А. настаивал на заявленных требованиях, поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснил, что является инвалидом II группы. Проживает в доме по ..... в трехкомнатной квартире с момента заселения. До этого проживал в ....., а потом, когда переехал в ....., проживал в квартире детей жены. Сейчас проживает вместе с женой, хотел бы прописать и дочь. Пояснил, что с ним был заключен договор безвозмездного пользования, но когда он его подписывал, никто не сказал, что дом специализированный. После вселения, его в очередь на жилье не ставили. Сейчас восстановили в очереди. Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области видит впервые. В приватизации не участвовал. Не согласен с тем, что дом по ..... относится к спецфонду, так как данный дом не соответствует этому статусу. Проживание в доме затруднено: высокие пороги, из ванны неудобно выбираться. Если признают Распоряжение Коллегии администрации незаконным, то он сможет прописать в квартире дочь, сможет квартиру сдать. Указанным распоряжением нарушены его права на приватизацию, он не может продать квартиру, вселить в нее близких ему людей, сдать в наем, сделать ремонт.

Представитель заявителей Пруд Т.И., допущенная к участию в деле по устному ходатайству заявителей, поддержала заявленные требования, суду пояснила, ..... Протосевича С.А., о том, что дом не соответствует спецфонду, жильцы узнали только после проведения экспертизы.

Адвокат Морозова Л.И., действующая на основании ордера ..... от ..... поддержала доводы заявления и пояснения истцов.

Представитель заинтересованного лица – Администрация Кемеровской области, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии, предоставил отзыв на заявленные требования.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что ..... Коллегией Администрации Кемеровской области было издано Распоряжение ..... «Об областном доме для ветеранов и областном центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее Распоряжение). В соответствии с данным распоряжением Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области было поручено включить жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..... (далее дом для ветеранов) в реестр государственной собственности Кемеровской области в составе специализированного жилищного фонда Кемеровской области. Государственному учреждению «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство» было поручено осуществлять заключение с гражданами договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями в областном доме для ветеранов.

Включение жилых помещений в областных домах для ветеранов в специализированный жилищный фонд и их исключение из указанного фонда осуществляется на основании решений Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в соответствии с п.2 ст.2 Закона Кемеровской области от 10.06.2005г. №73-ОЗ «Об областных домах для ветеранов» (далее Закон). Ведение реестра государственной собственности Кемеровской области отнесено к компетенции Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в соответствии с ч.1 ст.7 Закона Кемеровской области от 20.07.1998г. №31-ОЗ «О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области». Делегирование ГУ «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство» полномочия по заключению с гражданами договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями областного дома для ветеранов осуществляется в соответствии с п.1 ст.3 Закона. Заключение ГУ «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство» с гражданами договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями областного дома для ветеранов осуществляется в соответствии с п.1 ст.3 Закона, п.14 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений в домах для ветеранов и в порядке признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в областных домах для ветеранов, а также типового договора безвозмездного пользования жилым помещением в областном доме для ветеранов (далее Положение), утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2005г. №147. (далее Постановление).

..... Государственное учреждение «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство» от имени собственника жилого помещения- Кемеровской области- заключило Договор безвозмездного пользования жилым помещением в областном доме для ветеранов ..... на ..... Протасевич С.А., ..... на ..... Фоминых П.Г. и ..... Договор ..... на ..... Жестоковым Г.К. В соответствии с Договорами заявителям и членам их семей, указанным в Договорах, жилые помещения были переданы в безвозмездное пользование. При этом, в Договорах были оговорены: запрет вселения в занимаемое Пользователем жилое помещение граждан в случае, если такие граждане не указаны в Договоре (п.3.3, п.п.В), не допущение обмена, сдачи внаем и иных сделок с жилым помещением ( п.6.2). В соответствии с Договорами жилые помещения были переданы заявителям соответственно по Актам передачи жилого помещения ..... .....- Протасевич С.А. и Фоминых П.Г., ..... за .....- Жестокову Г.К.

Оспаривая Распоряжение, заявители ссылаются на постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. №42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Однако, спорные правоотношения возникли до утверждения Правил (далее Правила). Начало действия постановления-14.02.2006г. Правила были утверждены после того, как жилой дом был включен в реестр государственного имущества Кемеровской области, и соответственно, после передачи квартир заявителям.

Исходя из требований ст.255 ГПК РФ, заявителями не указано и не представлено доказательств того, Распоряжением какие их права и свободы нарушены, какие созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо какая незаконная обязанность возложена на них, или они незаконно привлечены к ответственности.

Заявители утверждают, что Распоряжением они были лишены права на собственное жилье, права на приватизацию, проживают в кабальных условиях, оплачивают жилье, не имея никаких социальных прав.

Между тем, на основании ч.1 ст.90 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Согласно ст.109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ. В Кемеровской области определение порядка и условий предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в областных домах для ветеранов регулируется Законом от 10.06.2005г. № 73- ОЗ. В соответствии со ст.1 Закона под областными домами для ветеранов понимаются специализированные дома, расположенные на территории Кемеровской области, для проживания отдельных категорий граждан, предусмотренных ст.2 Закона и нуждающихся в специальной социальной защите. Жилые помещения в областных домах для ветеранов предоставляются по договору безвозмездного пользования, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, что указано и в Договорах с заявителями. Типовой договор безвозмездного пользования жилым помещение в областном доме для ветеранов утвержден Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2005г. №147. В соответствии с п.п.2,3.4 Положения жилые помещения в областных домах для ветеранов предоставляются для проживания лицам. Принятым на учет в качестве нуждающихся в таких жилых помещениях в соответствии с Положением. Нуждающимися в жилом помещении в областных домах для ветеранов признаются одинокие граждане, а также супружеские пары из числа категорий граждан, определенных Законом, сохранившие способность к самообслуживанию в быту и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным действующим жилищным законодательством РФ. Для постановки на учет на получение жилья в областных домах для ветеранов граждане представляют в органы местного самоуправления, в том числе и личное заявление. То есть, предоставление жилых помещений гражданам в областных домах для ветеранов осуществляется, исходя из потребности граждан в данных жилых помещениях. В связи с чем, суд находит несостоятельным утверждение заявителей о проживании их в кабальных условиях.

Договорами безвозмездного пользования жилым помещением в областном доме для ветеранов, заключенными с заявителями, предусмотрена обязанность своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения по утвержденным в соответствии с законодательством РФ ценам и тарифам (п.2.1, п.п.з). А потому, суд также находит несостоятельным утверждение заявителей о том, что они оплачивают жилье, не имея никаких социальных прав и по завышенным расценкам, не отвечающим качеству предоставляемых услуг.

Суд находит несостоятельными и доводы заявителей в части того, что Распоряжение лишило их права на собственное жилье.

Судом установлено, что Жестоков Г.К. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно приказа администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка с ..... ..... от ..... - восстановлен по решению суда Куйбышевского района г.Новокузнецка от ..... Общая очередь ....., льготная очередь ......

Судом установлено, что Протасевич С.А. состоит на жилищном учете в администрации Центрального района г.Новокузнецка с ..... Восстановлен по решению суда Центрального района г.Новокузнецка от ..... Распоряжением Администрации Центрального района ..... от ..... Общая очередь ....., льготная очередь ......

Судом установлено, что Фоминых П.Г. решением суда Центрального района г.Новокузнецка также обязан был быть восстановленным в очереди на получение жилья как нуждающийся в жилом помещении по договору социального найма. Фоминых П.Г. предоставлялось жилое помещение по ....., от которой он отказался, что Фоминых П.Г. не оспаривал в судебном заседании.

Таким образом, все заявители не лишены права на получение права на собственное жилье на основании договора социального найма.

Утверждение заявителей в части лишения их права на приватизацию суд также находит несостоятельным.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ. Занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде. Включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц. В том числе несовершеннолетних.

Заявители, как лица, стоящие в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма, не лишены права по получении жилых помещений, приватизировать их. Что касается жилых помещений, занимаемых ими в настоящее время, то они входят в состав специализированного жилищного фонда, предоставлены им в безвозмездное пользование, отчуждению не подлежат, что также отражено в заключенных заявителями Договорах безвозмездного пользования этими жилыми помещениями.

Что касается конструктивных недостатков ....., установленных экспертным заключением ....., то они касаются именно архитектурно-планировочных, инженерно- технических, эргономических, конструктивных и организационных мероприятий, а не правовой природы, положения данного дома. По данному поводу Прокуратурой Кемеровской области было вынесено представление ..... .....г. в адрес Губернатора Кемеровской области, на которое Администрацией Кемеровской области ..... был дан ответ за ..... о проведении работ по устранению выявленных недостатков и рассмотрении департаментом строительства Кемеровской области вопроса о возможности специального оборудования квартир жильцов областного дома для ветеранов, частично ограниченных в самообслуживании в быту.

В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым в удовлетворении заявления Протасевич С.А., Фоминых П.Г., Жестокова Г.К. о признании распоряжения незаконным отказать, так как Распоряжением ..... от 16.08.2005г. права либо свободы заявителей нарушены не были. Принято оно было в соответствии с действующим законодательством: Федеральным Законом от 02.08.1995г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 10.12.1995г. № 195_ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», ЖК РФ, Законов Кемеровской области от 20.07.1998г. №31-ОЗ «О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области», от 10.06.2005г. №73-ОЗ «Об областных домах для ветеранов», постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005г. № 53 «О порядке управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Кемеровской области».

Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявителями оспаривается ненормативный правовой акт- Распоряжение ..... от ..... Данный акт был опубликован в издании «Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области» №5 за 2005г. С 2005г. заявителям было известно об издании данного Распоряжения, так как именно на основании него с ними были заключены Договоры безвозмездного пользования жилыми помещениями областного дома для ветеранов. Ссылка заявителей на то, что только получив 20.10.2010г. экспертное заключение они узнали о несоответствии дома специализированному фонду не имеет правового значения для восстановления процессуального срока, так как ими оспаривается конкретный ненормативный правовой акт- Распоряжение ..... от .....

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Протасевич С.А., Фоминых П.Г., Жестокова Г.К. о признании незаконным распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области ..... от ..... отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в 10-тидневный срок.

Председательствующий О.А. Стреколовская

Мотивированное решение изготовлено 10.05.2011г.