391. О признании действия УСЗН Новоильинского района незаконными



Дело №2-391/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Суд Новоильинского района г.Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего О.А.Стреколовской

при секретаре В.В.Колмаковой

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке

6 июня 2011 года

гражданское дело по заявлению Прокурора Новоильинского района г.Новокузнецка в интересах Бредихина А.К. и Фомина А.И. к Управлению социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка и Комитету социальной защиты Администрации г.Новокузнецка о признании действий незаконными,

у с т а н о в и л :

Прокурор Новоильинского района г.Новокузнецка в интересах Бредихина А.К. и Фомина А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка, связанных с отказом в предоставлении Фомину А.И. и Бредихину А.К. мер социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 20.12.2004г. №105 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» как «ветеранам труда». Просил признать за Фоминым А.И. и Бредихиным А.К. право на меры социальной поддержки в соответствии с данным законом по категории «ветеран труда» и обязать Управление социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка предоставить Фомину А.И. и Бредихину А.К. меры социальной поддержки по данному закону как «ветеранам труда». Требования прокурора мотивированы следующим.


Фомин А.И. является инвалидом первой группы, а Бредихин А.К. является инвалидом второй группы по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, а потому являются получателями мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, Фомин А.И. и Бредихин А.К. являются ветеранами труда (удостоверение ..... от ..... и удостоверение серия - ..... от ..... соответственно) и до ..... являлись получателями мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, Законом Кемеровской области от 20.12.2004 № 105 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда». ..... за ..... Фоминым А.И. и за ..... Бредихиным А.К. было получено уведомление начальника Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка о том, что с ..... им прекращено предоставление мер социальной поддержки как «Ветерану труда». Указанное решение мотивировано следующим:

«Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, социальные гарантии (меры социальной поддержки, ежемесячные денежные выплаты, государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг) предоставляются в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета. Дополнительные социальные гарантии для указанных категорий граждан за счет средств областного бюджета установлены законодательством Кемеровской области (льготный проезд и т.д.) Гражданам, имеющим звание «Ветеран труда» меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с законодательством Кемеровской области. Нормативно-правовыми актами федерального уровня не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям. Нормативно-правовыми актами Кемеровской области также не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям в случае, когда получатель учтен в федеральном регистре и пользуется всем комплексом мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета».

Решение Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка о прекращении предоставления Фомину А.С. и Бредихину А.К. мер социальной поддержки как «Ветерану труда» заявитель считает незаконным, так как действующее законодательство, в случаях, если гражданин имеет одновременно два статуса для получения мер социальной поддержки, позволяет ему реализовать свои права на данные меры и не содержит при этом никаких ограничений.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. По смыслу статей 17, 18, 19, 55 Конституции РФ, конституционный принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии со ст. ст.4, 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, -система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок Финансирования расходных обязательств Российской Федерация устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 14 вышеуказанного закона инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется:

- обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на
учет до ....., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

- оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах
государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых

помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;

- доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу;

- использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;

- выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на

обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

- преимущественное право на оставление на работе при сокращении
численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии,
в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

-внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы,

внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального

жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в

улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-

строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы), внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

- внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

- обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;

- внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем;

- внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении;

- ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;

- преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах­-интернатах для престарелых и инвалидов;

- ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

Согласно ст. 3 Закона Российской федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и на меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ....., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. ..... от ..... ..... «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских

учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы

до выхода на пенсию;

- при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости,

бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;

-бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта
общего пользования (кроме такси) в любом городе .....

независимо от места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) независимо от места жительства;

- снижение на 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном
транспорте пригородного сообщения;

- снижение на 50 процентов платы за пользование радио и коллективной

телевизионной антенной, выплата частичной компенсации стоимости местных

телефонных соединений проводной электросвязи, исчисленной с применением

абонентской или повременной системы оплаты услуг связи. Размер указанной

компенсации не может превышать 50-процентного размера абонентской платы

для услуг электросвязи, устанавливаемой в соответствии с действующим

законодательством для .....;

- иные меры социальной поддержки в соответствии с другими законами ......

Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального Закона «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Перечисленные выше меры социальной поддержки, предусмотренные Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ..... от ..... ..... «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» не являются тождественными, не дублируют друг друга. Кроме того, каких-либо положений, исключающих одновременное получение разных форм и мер социальной поддержки по нескольким основаниям, ни Федеральном законе «О ветеранах», ни в Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержится. Выводы Управления социальной защиты населения Новоильинского района г. Новокузнецка о том, что Фомин А.И. и Бредихин А.К. не могут выбирать категорию льготников и получать соответствующие льготы либо только как ветеран, либо только как инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, основаны на неправильном толковании действующего социального законодательства, не предусматривающего подобных ограничений в случае, если виды предоставляемых мер социальной защиты (социальной поддержки) и их объем не совпадают. Федеральными законами не ограничено право выбора граждан на предоставление мер социальной поддержки на федеральном и региональном уровне, если гражданин имеет одновременно два статуса, позволяющих ему реализовать свои права как на федеральном, так и на региональном уровнях. Кроме того, не имеется ограничений на предоставление, в дополнение к имеющимся, также мер социальной защиты (социальной поддержки) органами местного самоуправления.

В судебном заседании представитель заявителя – помощник прокурора Еремина И.Н. поддержала заявление прокурору Новоильинского района г.Новокузнецка и доводы, изложенные в заявлении. Просила обязать Управление социальной защиты населения Новоильинского района г. Новокузнецка предоставить Фомину А.И. и Бредихину А.К. в соответствии с Законом Кемеровской области от 20.12.2004г. №105 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» как «ветеранам труда» меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) независимо от места жительства.

Бредихин А.К. поддержал заявление прокурора Новоильинского района г.Новокузнецка в полном объеме.

Фомин А.И. в судебное заседание, будучи уведомлен, не явился. В судебном заседании ..... полностью поддержал заявление прокурора Новоильинского района г.Новокузнецка.

Определением суда от ..... к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет социальной защиты населения Администрации г.Новокузнецка.

Представитель Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка, а также представитель Комитета социальной защиты населения Администрации г.Новокузнецка – Башева Т.Н. – требования Прокурора Новоильинского района г.Новокузнецка не признала.

Возражения мотивировала следующим:

В соответствии с п. 23 ст. 2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005г. №99-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями:. ..предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно пп. 2,3,4 п. 2 ст. 5 указанного Закона Кемеровской области органы государственной власти обязаны:

- осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств;

- оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов, связанных с осуществлением ими отдельных государственных полномочий;

- давать разъяснения и оказывать методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Данным органом государственной власти является Департамент социальной защиты населения Кемеровской области.

..... Бредихину Л.К. было выдано удостоверение «Ветеран труда», также по личному заявлению, ему были предоставлены меры социальной поддержки по данной категории. ..... Бредихину выдавались проездные билеты по категории «Ветеран труда». ..... по личному заявлению Бредихина, ему было выдано удостоверение «Инвалида ВОВ» с предоставлением всех мер социальной поддержки по данному статусу. С ..... были выданы проездные билеты по категории «Инвалид ВОВ». ..... Фомину А.И. по личному заявлению было выдано удостоверение «Инвалид ВОВ», также по заявлению ему предоставлялись меры социальной поддержки по данной категории. ..... по заявлению А.И.Фомина было выдано удостоверение «Ветеран труда». Меры социальной поддержки по данному статусу предоставлены не были, Фомин выбрал категорию «Инвалид ВОВ». ...... проездные билеты были выданы по категории «Инвалид ВОВ». ..... меры социальной поддержки по категории «Инвалид ВОВ» Фомину А.И. и Бредихину А.К. были прекращены на основании письма Департамента социальной защиты населения Кемеровской области от ..... ...... В ноябре 2010г. на приеме у специалистов УСЗН Новоильинского района они были устно уведомлены о прекращении мер социальной поддержки по категории «Инвалид ВОВ». В феврале 2011 г. Фомин и Бредихин обратились за получением проездных билетов по категории «Ветеран труда», им было отказано и разъяснено о выборе одной льготной категории. Также они получили и письменный ответ, в котором было указано: ДСЗН Кемеровской области в своем письме от 12.10.2010г. № 03-3786 основывается на Федеральном законе от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием федеральных законов «О внесении и дополнении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который разграничил полномочия органов власти всех уровней и их расходные обязательства в сфере предоставления социальной поддержки населения. Так, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, социальные гарантии (меры социальной поддержки, ежемесячные денежные выплаты, государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг) предоставляются в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета. Дополнительные социальные гарантии для указанных категории граждан за счет средств областного бюджета установлены законодательством Кемеровской области (льготный проезд, бесплатное предоставление земельных участков в собственность и т.д.). Гражданам, имеющим звание «Ветеран труда» меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с законодательством Кемеровской области. Нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям. Нормативными правовыми актами Кемеровской области также не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям в случае, когда получатель учтен в федеральном регистре и пользуется всем комплексом мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. Таким образом, если гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС или вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и одновременно имеющий звание «Ветеран труда», пользуется всем комплексом социальных гарантий за счет средств федерального бюджета, право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Кемеровской области для граждан, имеющих звание «Ветеран труда», не имеет. Кроме того, в Федеральном законе от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» не указывается возможность получения ветераном, имеющим несколько оснований, мер социальной поддержки одновременно по другим нормативным правовым актам. Помимо этого, до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, был предоставлен бесплатный проезд междугородным транспортом (п.8 ст.14 Федерального закона от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). С принятием Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ система социальной защиты населения реформирована, основная часть ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой, куда и вошел бесплатный проезд на автомобильном транспорте по территории РФ, междугородный и пригородный транспорт. Таким образом, меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте по закону от 20.12.2004г. № 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» тождественны ежемесячной денежной выплате, предоставляемой в соответствии с ФЗ от 15.05.1991г. № 1244-1 с внесением изменений Федерального закона от 22.08.2004г. №122- ФЗ.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Основанием для обращения прокурора района с заявлением в суд является обращение Фомина А.И. и Бредихина А.К. о защите нарушенных прав в сфере социальной защиты.

Судом установлено, что Фомин А.И. является инвалидом первой группы по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой медико-социальной экспертизы и удостоверением ....., выданном ему ..... Кроме того, Фомин А.И. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии ....., выданном ему ..... Бредихин А.К. является инвалидом второй группы по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой медико- социальной экспертизы и удостоверением ....., выданном ему ..... Кроме того, Бредихин А.К. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии ....., выданному ему ......

Как было установлено в судебном заседании, что подтвердил и представитель ответчиков, Фомин и Бредихин обратились в Управление социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка (далее Управление) с устным заявлением о предоставлении им льготы как ветеранам труда в виде бесплатного междугородного проезда в соответствии с Законом Кемеровской области от 20.12.2004г. № 105 – ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» (далее Закон №105- ОЗ). Как следует из письменного ответа Управления от ..... за ..... Фомину А.И. и от ..... за ..... Бредихину А.К., им было отказано в предоставлении льгот по данному Закону по мотиву того, что гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, социальные гарантии (меры социальной поддержки, ежемесячные денежные выплаты, государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг) предоставляются в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета. Дополнительные социальные гарантии для указанной категории граждан за счет средств областного бюджета установлены законодательством Кемеровской области (льготный проезд, бесплатное предоставление земельных участков в собственность и т.д.). Гражданам, имеющим звание «Ветеран труда» меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с законодательством Кемеровской области. Нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям. Нормативными правовыми актами Кемеровской области также не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям в случае, когда получатель учтен в федеральном регистре и пользуется всем комплексом мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. Если гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС или вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и одновременно имеющий звание «Ветеран труда», пользуется всем комплексом социальных гарантий за счет средств федерального бюджета, право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Кемеровской области для граждан, имеющих звание «Ветеран труда», не имеет. Кроме того, в Федеральном законе от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» не указывается возможность получения ветераном, имеющим несколько оснований, мер социальной поддержки одновременно по другим нормативным правовым актам.

Суд считает, что подобное трактование законов ограничивает конституционное и законодательно установленное право выбора гражданина на предоставление мер социальной поддержки на федеральном и региональном уровне. Действующее законодательство РФ в случае, если гражданин имеет одновременно два статуса, позволяет ему реализовать свои права на данные льготы и не содержит при этом ни прямых, ни косвенных ограничений. Федеральными законами не ограничено право выбора граждан на предоставление мер социальной поддержки на Федеральном и региональном уровне, если гражданин имеет одновременно два статуса, позволяющие ему реализовать свои права, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ гражданам гарантируются выплата пособий и предоставление иных мер социальной защиты. По смыслу статей 17, 18, 19, 55 Конституции РФ, конституционный принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. В силу п.п «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится также социальная защита, включая социальное обеспечение.

Фомин А.И. и Бредихин А.К., как установлено судом, являются получателями мер социальной поддержки в соответствии со ст.14 Федерального закона от ..... ..... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон .....). Данной статьей гарантируются:

- обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

- оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах
государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых

помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;

- доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу;

- использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;

- выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на

обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

- преимущественное право на оставление на работе при сокращении
численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии,
в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

- внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы,

внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального

жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в

улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-

строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы), внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

- внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

- обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;

- внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем;

- внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении;

- ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;

- преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах­-интернатах для престарелых и инвалидов;

- ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

Фомину А.И. и Бредихину А.К., как подтвердил ответчик, о чем также указал в своем отзыве на исковое заявление, производятся в соответствии с Законом №1244-1 следующие выплаты: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров; меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме компенсационных выплат; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью.

Законом №105- ОЗ ст.4 ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских

учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы

до выхода на пенсию;

- при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости,

бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;

- бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта
общего пользования (кроме такси) в любом городе Кемеровской области

независимо от места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) независимо от места жительства;

- снижение на 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном
транспорте пригородного сообщения;

- снижение на 50 процентов платы за пользование радио и коллективной

телевизионной антенной, выплата частичной компенсации стоимости местных

телефонных соединений проводной электросвязи, исчисленной с применением

абонентской или повременной системы оплаты услуг связи. Размер указанной

компенсации не может превышать 50-процентного размера абонентской платы

для услуг электросвязи, устанавливаемой в соответствии с действующим

законодательством для Кемеровской области;

- иные меры социальной поддержки в соответствии с другими законами Кемеровской области.

Бредихин А.К. является получателем пенсии с ....., Фомин А.И.- с ......

Фомину А.И. и Бредихину А.К. отказано в получении мер социальной поддержки, в том числе и по бесплатному междугородному проезду на территории области, по Закону № 105- ОЗ, как не предусмотренной Законом №1244-1.

В соответствии со ст.7 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда». Согласно ст.8 данного Закона государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим ФЗ и иными нормативными правовыми актами; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем ФЗ. Реализация государственной политики в отношении ветеранов, согласно ст.9 ФЗ, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В соответствии со ст.10 ФЗ в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 и 21 настоящего ФЗ, субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемые в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Законодательство РФ о ветеранах, в соответствии со ст.11 ФЗ, состоит из настоящего ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Согласно ст.22 ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №122-ФЗ), если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

Таким образом, Фомин и Бредихин имеют право на предоставление им мер социальной поддержки как в соответствии со ст.14 Федерального закона от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так и в соответствии с Законом Кемеровской области от 20.12.2004г. № 105 – ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда». А именно, имеют на получение в соответствии с Законом №105- ОЗ право бесплатного междугородного проезда по территории Кемеровской области, поскольку такая мера социальной поддержки не предоставлена им в рамках ФЗ №1244-1.

До принятия ФЗ №122-ФЗ, в соответствии с Законом №1244-1 ст.14 п.8 гарантировался бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд по территории Российской Федерации с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом. Из текста ранее действовавшей статьи следует, что в рамках ст.14 вышеуказанного закона предоставлялось право бесплатного проезда по территории РФ внутри города и в сельской местности, пригородным транспортом и бесплатный проезд по территории РФ (междугородное движение) один раз в год туда и обратно.

В соответствии же со ст.125 ФЗ №122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее закон №178-ФЗ). Введена ст.6.2 (глава 2 со ст.6.1 по ст.6.8), согласно которой в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего ФЗ, набора социальных услуг включается и социальная услуга в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - п.п.2 ч.1). В соответствии со ст.6.5 на оплату данной услуги гражданину направляется 78 рублей в месяц. Согласно ст.6.7 Закона №178-ФЗ лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС,… имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.

Согласно ст.2 Закона №178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Согласно ст.6.3 Закона №178-ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст.6.2 настоящего ФЗ, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством РФ ежемесячной денежной выплаты.

В связи с изложенным, суд не принимает доводы представителя ответчиков, что истцы имеют по Закону № 1244-1 на денежную компенсацию бесплатного междугородного проезда право, аналогичное данному праву по Закону №105 –ОЗ. По закону № 105- ОЗ гарантировано право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) в любом городе Кемеровской области независимо от места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) независимо от места жительства. То есть, право на бесплатный междугородный проезд не ограничивается следованием на нем лишь к месту лечения и обратно. Кроме того, в соответствии со ст.5 п.2 и п.7 Закона №105-ОЗ социальная поддержка ветеранам труда обеспечивается в форме предоставления мер социальной поддержки, либо в форме ежемесячной денежной выплаты. Ветераны имеют право выбрать форму предоставления социальной поддержки. Выводы ответчиков о том, что Фомин и Бредихин могут выбирать категорию льготников и получать соответствующие льготы либо только как ветераны труда, либо только как инвалиды по Закону №1244-, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, не предусматривающего подобных ограничений в случае, если виды предоставляемых мер социальной защиты (социальной поддержки) и их объем не совпадают.

Доказательств того, что Фомин А.И. и Бредихин А.К. являются получателями денежный выплаты по социальной услуге в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте по Закону №1244-1, ответчики суду не представили. Каких-либо ходатайств в связи с этим суду не заявляли. Представитель же ответчиков суду пояснила, что социальная льгота в виде бесплатного междугородного проезда Фомину и Бредихину не представляется. В случае неполучения соответствующей денежной компенсации по Закону №1244-1 Фомин и Бредихин имеют на нее право в качестве ветеранов труда, поскольку действующее законодательство не предусматривает ограничений для получения ежемесячной денежной выплаты по федеральному законодательству при получении на региональном уровне мер социальной поддержки в другой форме. Кроме того, в соответствии со ст.6.3 Закона №178-ФЗ допускается отказ гражданина как от набора социальных услуг полностью, так и отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1., 2 ч.1 ст.6.2 настоящего ФЗ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать действий Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка, связанные с отказом в предоставлении Фомину А.И. и Бредихину А.К. мер социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 20.12.2004г. №105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» как «ветеранам труда» незаконными.

Признать за Фоминым А.И. и Бредихиным А.К. право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 20.12.2004г. №105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» как «ветеранам труда».

Обязать Управление социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка предоставить Фомину А.И. и Бредихину А.К. меру социальной поддержки по Закону Кемеровской области от 20.12.2004г. №105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» как «ветеранам труда» в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) независимо от места жительства.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в 10-тидневный срок.

Председательствующий: О.А.Стреколовская

Верно. Судья: О.А.Стреколовская