901. О прзинании действия УСЗН Новоильинского района незаконными



Дело №2-901/11г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Суд Новоильинского района г.Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего Рублевской С.В.

при секретаре Родионовой К.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке

18 октября 2011 года

гражданское дело по заявлению Прокурора Новоильинского района г.Новокузнецка в интересах Бредихина А.К. и Фомина А.И. к Управлению социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка и Комитету социальной защиты Администрации г.Новокузнецка о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоильинского района г.Новокузнецка, действуя в интересах граждан Бредихина А.К. и Фомина А.И., обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка Кемеровской области, связанных с отказом в предоставлении Фомину А.И. и Бредихину А.К. меры социальной поддержки в соответствии с ..... от ..... ..... «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» по основанию «ветеран труда». Просит суд признать за Фоминым А.И. и Бредихиным А.К. право на меры социальной поддержки в соответствии с указанным законом по категории «ветеран труда» и обязать Управление социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка предоставить Фомину А.И. и Бредихину А.К. меры социальной поддержки по вышепоименованному закону по основанию «ветеран труда».

Требования прокурора мотивированы тем, что Фомин А.И. является инвалидом первой группы, а Бредихин А.К. является инвалидом второй группы по заболеваниям, полученным ими при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, а потому являются получателями мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от ..... ..... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, Фомин А.И. и Бредихин А.К. являются ветеранами труда (удостоверение серия – ..... от ..... и удостоверение серия - ..... от ..... соответственно) и до ..... являлись получателями мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от ..... № 5-ФЗ, ..... от ..... ..... «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда».

..... Фоминым А.И. и Бредихиным А.К. были получены уведомления ..... и ..... соответственно, за подписью начальника Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка Ц. о том, что, начиная с ....., Фомину А.И. и Бредихину А.К. прекращено предоставление мер социальной поддержки по основанию «Ветеран труда», мотивируя тем, что «гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, социальные гарантии (меры социальной поддержки, ежемесячные денежные выплаты, государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг) предоставляются в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета. Дополнительные социальные гарантии для указанных категорий граждан за счет средств областного бюджета установлены законодательством Кемеровской области (льготный проезд и т.д.) Гражданам, имеющим звание «Ветеран труда» меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с законодательством Кемеровской области. Нормативно-правовыми актами федерального уровня не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям. Нормативно-правовыми актами Кемеровской области также не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям в случае, когда получатель учтен в федеральном регистре и пользуется всем комплексом мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета».

Прокурор Новоильинского района г.Новокузнецка считает незаконным Решение Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка о прекращении предоставления гражданам Фомину А.С. и Бредихину А.К. мер социальной поддержки по основанию «Ветеран труда», мотивируя тем, что действующее законодательство, в случаях, если гражданин имеет одновременно два статуса для получения мер социальной поддержки, позволяет ему реализовать свои права на данные меры, и не содержит при этом никаких ограничений.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,…обеспечивается государственная поддержка…инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…и в иных случаях, установленных законом. По смыслу статей 17, 18, 19, 55 Конституции РФ, конституционный принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона.

Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии со ст. ст. 4, 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок Финансирования расходных обязательств Российской Федерация устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.14 указанного Закона, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется:

-обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

-оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;

-доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу;

- использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;

- выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

-преимущественное право на оставление на работе при сокращении
численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

-внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества, внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

-внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

-обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;

-внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем;

-внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении;

-ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;

-преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах­-интернатах для престарелых и инвалидов;

-ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

Согласно ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам РФ гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред, и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и на меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 22 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 № 105 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда», ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;

-при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов…в учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;

-бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) в любом городе Кемеровской области независимо от места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) независимо от места жительства;

-снижение на 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

-снижение на 50 процентов платы за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, выплата частичной компенсации стоимости местных телефонных соединений проводной электросвязи, исчисленной с применением абонентской или повременной системы оплаты услуг связи. Размер указанной компенсации не может превышать 50-процентного размера абонентской платы для услуг электросвязи, устанавливаемой в соответствии с действующим законодательством для Кемеровской области;

- иные меры социальной поддержки в соответствии с другими законами Кемеровской области.

Согласно ч. 3 ст. 13 ФЗ «О ветеранах», при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Перечисленные выше меры социальной поддержки, предусмотренные Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Законом Кемеровской области от 20.12.2004 № 105 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» не являются тождественными, не дублируют друг друга. Кроме того, каких-либо положений, исключающих одновременное получение разных форм и мер социальной поддержки по нескольким основаниям, ни Федеральном законе «О ветеранах», ни в Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержится. Выводы Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка о том, что Фомин А.И. и Бредихин А.К. могут получать соответствующие льготы либо только по основанию «ветеран труда», либо только по основанию «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы», - основаны на неправильном толковании действующего социального законодательства, не предусматривающего подобных ограничений в случае, если виды предоставляемых мер социальной защиты (социальной поддержки) и их объем не совпадают. Федеральными законами не ограничено право выбора граждан на предоставление мер социальной поддержки на федеральном и региональном уровне, если гражданин имеет одновременно два статуса, позволяющих ему реализовать свои права как на федеральном, так и на региональном уровнях. Кроме того, не имеется ограничений на предоставление, в дополнение к имеющимся, также мер социальной защиты (социальной поддержки) органами местного самоуправления.

В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Новоильинского района г.Новокузнецка Т. поддержал заявление, дал суду пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Просит суд обязать Управление социальной защиты населения Новоильинского района г. Новокузнецка предоставить гр-нам Фомину А.И. и Бредихину А.К., в соответствии с Законом Кемеровской области от 20.12.2004г. №105 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» по основанию «ветеран труда» меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) по Кемеровской области независимо от места жительства.

В судебном заседании материальный истец Бредихин А.К. поддержал заявление прокурора Новоильинского района г.Новокузнецка в полном объеме.

В судебном заседании материальный истец Фомин А.И. полностью поддержал заявление прокурора Новоильинского района г.Новокузнецка, дал суду пояснения, аналогичные изложенным в заявлении прокурора.

В судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка – Б., действующая на основании доверенности ..... от ....., требования Прокурора Новоильинского района г.Новокузнецка не признала, предоставив возражения, согласно которым Фомин А.И. является участником ликвидации аварии на ЧАЭС, инвалидом 1 группы вследствие ЧАЭС, ветераном боевых действий на территории других государств, ветераном труда. Через УСЗН ..... Фомину А.И. производятся следующие выплаты: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 630,77 рублей; меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме компенсационных выплат в сумме 650,44 рублей по состоянию на октябрь 2011 года; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в сумме 12188,79 рублей. Кроме указанных, никаких иных выплат УСЗН ..... Фомину А.И. и Бредихину А.К. не осуществляет, в том числе и не производит выплат в счет компенсации меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) по Кемеровской области независимо от места жительства.

Бредихин А.К. является участником ликвидации аварии на ЧАЭС, инвалидом 2 группы вследствие ЧАЭС, ветераном труда. Через УСЗН Новоильинского района Бредихину производятся следующие выплаты: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 630,77 рублей; меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме компенсационных выплат в сумме 590,72 рублей по состоянию на октябрь 2011 года; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в сумме 6594,41 рублей.

В соответствии с п. 23 ст. 2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005г. №99-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения», органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями:. ..предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно пп. 2,3,4 п. 2 ст. 5 вышепоименованного Закона Кемеровской области, органы государственной власти обязаны:

- осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств;

- оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов, связанных с осуществлением ими отдельных государственных полномочий;

- давать разъяснения и оказывать методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Данным органом государственной власти является Департамент социальной защиты населения ......

..... Бредихину А.К. было выдано удостоверение «Ветеран труда», также по личному заявлению, ему были предоставлены меры социальной поддержки по данной категории. С 2006 по 2008 г. Бредихину А.К. выдавались проездные билеты по категории «Ветеран труда». ..... по личному заявлению Бредихина А.К., ему было выдано удостоверение «Инвалида ВОВ» с предоставлением всех мер социальной поддержки по данному статусу. С 2008 по 2010г. были выданы проездные билеты по категории «Инвалид ВОВ».

..... Фомину А.И. по личному заявлению было выдано удостоверение «Инвалид ВОВ», предоставлялись меры социальной поддержки по данной категории. ..... по заявлению Фомина А.И. ему было выдано удостоверение «Ветеран труда». Меры социальной поддержки по данному статусу предоставлены не были, Бредихин выбрал категорию «Инвалид ВОВ». С 2008 по 2010г. проездные билеты ему были выданы по категории «Инвалид ВОВ».

В феврале 2011 г. Фомин и Бредихин обратились за получением проездных билетов по категории «Ветеран труда», им было отказано и разъяснено о выборе одной льготной категории. Также они получили и письменный ответ, в котором было указано: ДСЗН ..... в своем письме от ..... ..... основываясь на Федеральном законе от ..... № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении и дополнении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разграничил полномочия органов власти всех уровней и их расходные обязательства в сфере предоставления социальной поддержки населения.

Так, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, социальные гарантии (меры социальной поддержки, ежемесячные денежные выплаты, государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг) предоставляются в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета.

Дополнительные социальные гарантии для указанных категории граждан за счет средств областного бюджета установлены законодательством ..... (льготный проезд, бесплатное предоставление земельных участков в собственность и т.д.)

Гражданам, имеющим звание «Ветеран труда» меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с законодательством ......

Нормативными правовыми актами ..... не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям в случае, когда получатель учтен в федеральном регистре и пользуется всем комплексом мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, если гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС или вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и одновременно имеющий звание «Ветеран труда», пользуется всем комплексом социальных гарантий за счет средств федерального бюджета, право на меры социальной поддержки, установленные законодательством ..... для граждан, имеющих звание «Ветеран труда», - он не имеет.

Кроме того, в ..... от ..... ..... «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» не предусматривается возможность получения ветераном, имеющим право по нескольким основаниям, мер социальной поддержки одновременно по другим нормативным правовым актам.

Представитель Управления социальной защиты населения .....Б. указывает, что до вступления в силу Федерального закона от ..... № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении и дополнении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС был предоставлен бесплатный проезд междугородным транспортом (п.8 ст.14 Федерального закона от ..... ..... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). С принятием Федерального закона от ..... № 122-ФЗ система социальной защиты населения реформирована, основная часть ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь указанным лицам, ранее являвшимися получателями натуральных льгот. В Федеральный закон от ..... ..... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесена дополнительная статья 27.1 Федеральным законом от ..... № 122-ФЗ, согласно которой ежемесячная денежная выплата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Представитель Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка – Б. считает, что мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте по закону от ..... ..... «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» тождественна ежемесячной денежной выплате предоставляемой в соответствии с ФЗ от ..... ..... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с внесением изменений Федерального закона от ..... № 122-ФЗ, а также тождественна мере социальной поддержке, предоставляемая инвалидам по транспортному обслуживанию. Согласно п.1 ст. ..... от ..... .....: 1. Для инвалидов…стоимость проезда автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении (кроме такси) в пределах ..... снижается на 50 процентов.

В связи с этим, Фомину А.И. и Бредихину А.К. право на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте по закону ..... от ..... ..... «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда», - отсутствует.

Определением суда от ..... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Новоильинском районе г.Новокузнецка Кемеровской области.

В судебном заседании представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в .....Д., действующая на основании доверенности ..... от ....., суду пояснила, что с ..... вступил в силу Федеральный закон от ..... № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который модернизирует механизм финансирования предоставляемых гражданину отдельных льгот путем установления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в виде набора услуг.

С ..... Фомин А.И. и Бредихин А.К. являются получателями ЕДВ по двум категориям оплаты:

1. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации ..... от ..... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона №181-ФЗ от ..... «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» как инвалиды имеющие право на ЕДВ.

В первом случае сумма ЕДВ на основании пункта 2 части 3 статьи 27.1. ФЗ-122 составляет 1000, 00 рублей (с индексацией на сегодняшний день 1808,80 рублей).

Во втором случае сумма ЕДВ на основании пункта 3 части 2 статьи 28.1. ФЗ-181 составляет 800,00 рублей, из которых 350,00 рублей - денежная выплата и 450,00 рублей - пакет социальных услуг (с учетом индексации на сегодняшний день денежная выплата составляет 2866,76 рублей +пакет соц.услуг 750,83 рублей = 3617,59 рублей).

В соответствии со статьей 6.7. Федерального закона № 178-ФЗ от ..... «О государственной социальной помощи», лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.5. настоящего закона.

В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от ..... «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого набора социальных услуг, общей стоимостью в настоящее время 750,83 рублей в месяц, включаются следующие социальные услуги:

1. обеспечение в соответствие со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов (578,30руб.);

2. предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний (89,46 руб.);

3. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (83,07руб.).

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в .....Д. суду пояснила, что лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан также являются получателями ежемесячной денежной выплаты и имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг.

Таким образом, граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющие инвалидность, имеют право на ЕДВ по двум категориям: как инвалиды и как граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Соответственно, по каждой из вышеперечисленных категорий они имеют право на предоставление набора социальных услуг. Кроме того, они могут отказаться от получения набора социальных услуг (всего набора или одной их услуг), обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий им ежемесячную денежную выплату.

На сегодняшний день Фомин А.И. получает со стороны Пенсионного фонда РФ следующие ежемесячные денежные выплаты:

а) 1808,80 руб.- как граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;

б) 2949,83 руб. + услуги на сумму 667,76 руб.- как инвалид, имеющий право на ЕДВ (из которых 2866,76 сумма ЕДВ + 83,07 руб. денежная выплата за отказ от услуги за проезд к месту лечения и обратно).


Бредихину А.К. выплачиваются следующие ежемесячные денежные выплаты:

а) 1808,80 рублей - как гражданам (в том числе временно направленным или
командированным), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы ;

б) 2866,76 рублей + услуги на сумму 750,83 руб.- как инвалид, имеющий право на ЕДВ.

Что же касается бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) в любом городе ..... независимо от места проживания, на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) независимо от места жительства, - Пенсионных фонд поясняет, что набором социальных услуг, предоставляемым Пенсионным фондом РФ, такая льгота не предусмотрена, в связи с чем Пенсионный фонд не производит выплаты по данной категории и не
оказывает её в виде услуги ни Бредихину А.К., ни Фомину А.И.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Основанием для обращения прокурора района с заявлением в суд является обращение Фомина А.И. и Бредихина А.К. о защите нарушенных прав в сфере социальной защиты.

Судом установлено, что Фомин А.И. является инвалидом первой группы по заболеванию, полученному им при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой медико-социальной экспертизы и удостоверением ....., выданном ему ..... Кроме того, Фомин А.И. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии ..... ....., выданном ему .....

Бредихин А.К. является инвалидом второй группы по заболеванию, полученному им при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой медико- социальной экспертизы и удостоверением ....., выданном ему ..... Кроме того, Бредихин А.К. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии ..... ....., выданному ему ......

Судом установлено, что Фомин и Бредихин обратились в Управление социальной защиты населения ..... (далее Управление) с устным заявлением о предоставлении им льготы как ветеранам труда в виде бесплатного междугородного проезда в соответствии с ..... от ..... ..... – ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» (далее Закон ..... - ОЗ).

Согласно письменному ответу Управления от ..... за ..... Фомину А.И. и от ..... за ..... Бредихину А.К., им было отказано в предоставлении льгот по данному Закону по мотивам того, что гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, социальные гарантии (меры социальной поддержки, ежемесячные денежные выплаты, государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг) предоставляются в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета. Дополнительные социальные гарантии для указанной категории граждан за счет средств областного бюджета установлены законодательством ..... (льготный проезд, бесплатное предоставление земельных участков в собственность и т.д.). Гражданам, имеющим звание «Ветеран труда» меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с законодательством ...... Нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям. Нормативными правовыми актами ..... также не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям в случае, когда получатель учтен в федеральном регистре и пользуется всем комплексом мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. Если гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС или вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и одновременно имеющий звание «Ветеран труда», пользуется всем комплексом социальных гарантий за счет средств федерального бюджета, право на меры социальной поддержки, установленные законодательством ..... для граждан, имеющих звание «Ветеран труда», не имеет. Кроме того, в ..... от ..... ..... «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» не указывается возможность получения ветераном, имеющим несколько оснований, мер социальной поддержки одновременно по другим нормативным правовым актам.

По мнению суда, вышеуказанные выводы ограничивают конституционное и законодательно установленное право выбора гражданина на предоставление мер социальной поддержки на федеральном и региональном уровне. Действующее законодательство РФ в случае, если гражданин имеет одновременно два статуса, позволяет ему реализовать свои права на данные льготы и не содержит при этом ни прямых, ни косвенных ограничений. Федеральными законами не ограничено право выбора граждан на предоставление мер социальной поддержки на Федеральном и региональном уровне, если гражданин имеет одновременно два статуса, позволяющие ему реализовать свои права, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ гражданам гарантируются выплата пособий и предоставление иных мер социальной защиты. По смыслу статей 17, 18, 19, 55 Конституции РФ, конституционный принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. В силу п.п «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится также социальная защита, включая социальное обеспечение.

С ..... вступил в силу Федеральный закон от ..... № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Названный Федеральный закон модернизирует механизм финансирования предоставляемых гражданину отдельных льгот путем установления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в виде набора услуг.

Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения.

Судом установлено, что с ..... Фомин А.И. и Бредихин А.К. являются получателями ЕДВ по двум категориям оплаты:

1. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации ..... от ..... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона №181-ФЗ от ..... «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» как инвалиды имеющие право на ЕДВ.

В первом случае сумма ЕДВ на основании пункта 2 части 3 статьи 27.1. ФЗ-122 составляет 1000, 00 (1808,80 руб. на сегодняшний день) рублей.

Во втором случае сумма ЕДВ на основании пункта 3 части 2 статьи 28.1. ФЗ-181 составляет 800,00 из которых 350,00 рублей - денежная выплата и 450,00 рублей - пакет социальных услуг (на сегодняшний день 2866,76 +пакет соц.услуг 750,83 руб.= 3617,59 руб.).

В соответствии со статьей 6.7. Федерального закона № 178-ФЗ от ..... «О государственной социальной помощи», лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.5. закона № 178-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от ..... «О государственной социальной помощи», в состав предоставляемого набора социальных услуг, общей стоимостью в настоящее время 750,83 рублей в месяц, включаются следующие социальные услуги:

1. обеспечение в соответствие со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов (578,30руб.);

2. предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний (89,46 руб.);

3. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (83,07руб.).

Таким образом, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан также являются получателями ежемесячной денежной выплаты и имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг.

Кроме того, судом установлено, что граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющие инвалидность, имеют право на ЕДВ по двум категориям: как инвалиды и как граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Соответственно по каждой из вышеперечисленных категорий они имеют право на предоставление набора социальных услуг. Кроме того, они могут отказаться от получения набора социальных услуг (всего набора или одной их услуг), обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий им ежемесячную денежную выплату.

Судом установлено, что на сегодняшний день Фомин А.И. получает со стороны Пенсионного фонда следующие ежемесячные денежные выплаты:

а) 1808,80 руб.- как граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;

б) 2949,83 руб. + услуги на сумму 667,76 руб.- как инвалид, имеющий право на ЕДВ (из которых 2866,76 сумма ЕДВ + 83,07 руб. денежная выплата за отказ от услуги за проезд).


Бредихину А.К., выплачиваются следующие ежемесячные денежные выплаты:

а) 1808,80 руб.- как граждане (в том числе временно направленные или
командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы ;

б) 2866,76 руб. + услуги на сумму 750,83 руб.- как инвалид, имеющий право на ЕДВ.

Кроме того, судом установлено, что Фомину А.И. выплачиваются следующие денежные выплаты:

-на приобретение продуктовых товаров в сумме 630,77 руб.,

-меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсационных выплат: с января 2011 года в сумме 617,88 руб., с марта 2011 года в сумме 804,01 руб., с октября 2011 года в сумме 650,44 руб.

- ЕДВ в счет возмещения вреда здоровью в сумме 12188,79 руб.

Бредихину А.К. выплачиваются следующие денежные выплаты:

-на приобретение продуктовых товаров в сумме 630,77 руб.,

-меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсационных выплат - октябрь 2011г. в сумме 590,72 руб.

-ЕДВ в счет возмещения вреда здоровью в сумме 6 594,41 руб.

Судом установлено, что Бредихину А.К. и Фомину А.А. не предоставляются меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения. Из представленных суду доказательств следует, что Управление социальной защиты населения ..... осуществляет в пользу Фомина А.И. и Бредихина А.К. денежные выплаты на приобретение продуктовых товаров, компенсационные выплаты меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также ЕДВ в счет возмещения вреда здоровью. Проездные билеты и компенсационные выплаты за проездной билет предоставлялись Фомину и Бредихину по оплате проезда на автомобильном транспорте общего пользования городского (а не междугородного) сообщения. Таким образом, Управлением социальной защиты населения ..... и не предоставляются Фомину и Бредихину меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения, не осуществляет денежные выплаты по компенсации указанной меры социальной поддержки.

Из представленных суду доказательств также следует, что со стороны Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ..... Фомин А.А. и Бредихин А.К. получают следующие ежемесячные денежные выплаты: единую денежную выплату в сумме 1808,80 рублей, как граждане, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; ЕДВ 2866,76 рублей, 83,07 рублей денежную выплату за отказ от услуги по оплате (один раз в год) проезда к месту лечения и обратно, 667,76 рублей как инвалиды, имеющие право на ЕДВ. Вместе с тем, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ..... не оказывает Фомину и Бредихину услуг в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения, и не осуществляет в пользу Фомина А.И. и Бредихина А.К. никаких денежных выплат по данной категории, поскольку набором социальных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом такая льгота не предусмотрена.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Фомин А.А. и Бредихин А.К., имея, в соответствии с ..... от ..... ..... «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда», право по основанию «ветеран труда» на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) по ....., независимо от места жительства, -

в связи с вступлением в действие с ..... Федерального Закона от ..... № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», были необоснованно лишены указанной меры социальной поддержки, поскольку не получают данную меру социальной поддержки и не получают денежную компенсацию этой меры ни от Управления социальной защиты населения ....., ни от Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ....., то есть не получают меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения ни за счет средств федерального, ни за счет средств регионального бюджета, что, по мнению суда, является нарушением их прав.

Оценивая доказательства по делу в своей совокупности, суд приходит к выводу о том, что Фомин А.А. и Бредихин А.К. имеют право на предоставление им меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения, в соответствии с ..... от ..... .....-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» по основанию «ветеран труда».

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия Управления социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка Кемеровской области, связанные с отказом в предоставлении Фомину А.И. и Бредихину А.К. меры социальной поддержки в соответствии с ..... от ..... .....-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» по основанию «ветеран труда», - незаконными.

Признать за Фоминым А.И. и Бредихину А.К. право на меру социальной поддержки в соответствии с ..... от ..... .....-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» по основанию «ветеран труда».

Обязать Управление социальной защиты населения Новоильинского района г.Новокузнецка Кемеровской области предоставить Фомину А.И. и Бредихину А.К. меру социальной поддержки в соответствии с ..... от ..... .....-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» по основанию «ветеран труда» в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного), независимо от места жительства.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья: С.В.Рублевская