Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Новохоперский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,
при секретаре ШТАНЕНКОВЕ Д.А.,
прокурора ТЕРЕШОНОК А.С.,
ответчика администрации Долиновского сельского поселения, в лице представителя ЖИЛКИНОЙ И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> поселения <адрес> муниципального района о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела по тем основаниям, что в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проверено соблюдение требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8 - ФЗ в деятельности администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>.
В ходе проведения данной проверки установлено, что администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> области до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Тем самым администрацией поселения нарушены требования ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8 - ФЗ, которой в императивном порядке установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статья 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996г. № 8 - ФЗ определяет, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим законом реализуются путём организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Бездействие ответчика по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела затрагивает как интересы муниципального образования, Российской Федерации, так и неопределённого круга лиц, поскольку отсутствие такой службы не позволяет супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользоваться бесплатными услугами по погребению, которые должна предоставить соответствующая специализированная служба.
Между тем, названным лицам в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8 - ФЗ гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
Круг лиц, в защиту которых выступает прокуратура района, является неопределённым, поскольку смерть является естественным и непредсказуемым фактором жизни человека, в правоотношениях, вызванных смертью лица, может участвовать неограниченное число субъектов, а именно: супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители умершего и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, этот круг лиц невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.
В соответствии со ст.ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, то бездействие органа местного самоуправления на уровне поселения по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязанность предоставлять указанные услуги, недопустимым образом затрагивает интересы Российской Федерации.
Просит обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8 - ФЗ «О погребении и похоронном деле» создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> сельского поселения Жилкина И.В. иск признала.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Статьей 25 Закона о погребении и похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Согласно статье 1 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе обязывать (понуждать) приобретать услуги, в том числе входящие в предусмотренный Законом о погребении и похоронном деле гарантированный перечень услуг по погребению, поскольку такое понуждение прямо противоречит гражданскому законодательству.
Статьей 26 Закона о погребении и похоронном деле определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Финансовое обеспечение кладбищ, находящихся в ведении органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Нет у суда оснований для непринятия признания иска ответчиком, поскольку такое признание не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону.
При этом у суда нет оснований полагать, что признание ответчиком иска совершено с целью сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы или добросовестного заблуждения, а посему суд принял признание иска ответчиком.
Представленные доказательства бесспорно свидетельствуют суду об отсутствии на территории администрации <адрес> сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, что является основанием к удовлетворению исковых требований прокурора.
В связи с удовлетворением заявления государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой прокурор, обратившийся в суд в защиту государственных и общественных интересов, освобожден, подлежит взысканию с ответчика в соответствии с п. 7 ч. 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Взыскать с администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 ( двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10-ти суток.
Председательствующий И.А.Камеров