Дело № года
НОВОХОПЕРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Почепцова В.В.
при секретаре Никитиной А.Ю.
с участием истца Тупицын Б.М.,
представителя ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> Козлукова В.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску
Тупицын Б.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о понуждении к перерасчету трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Тупицын Б.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о понуждении к перерасчету трудовой пенсии по тем основаниям, что в ДД.ММ.ГГГГ им были представлены документы о работе на станции скорой медицинской помощи <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако ему было отказано в исчислении расчетного размера пенсии из заработка за 60 месяцев по тем основаниям, что между Российской Федерацией и Молдовой заключено соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 года. В соответствии со ст. 6 Соглашения для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения, и поэтому исчислить размер пенсии из заработной платы за 60 месяцев за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. С вышеуказанным решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его права на пенсионное обеспечение установленное законодательством России и Конституцией России, по следующим основаниям. В спорный период, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. он являлся гражданином СССР. В ДД.ММ.ГГГГ он переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. В ДД.ММ.ГГГГ он имел паспорт СССР. Расчет его трудовой пенсии из заработка после выезда по аналогии с гражданами республики Молдова, переселившимся на место жительства в Россию, вдет к существенному снижению размера трудовой пенсии. Преамбулой Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что указанным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В силу ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. К числу таких международных договоров относится Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. (вступило в силу 4 декабря 1995 года). Указанным Соглашением определяется порядок назначения и расчета трудовой пенсии гражданам Молдовы, прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. В то же время Управление Пенсионного фонда, определяя ему расчетный размер трудовой пенсии не учло, что Соглашение от 10.02.1995 г. между Правительством РФ и Правительством республики Молдова, применимо лишь в отношении обращающихся за назначением пенсии гражданам Молдовы, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, к коим он не относится. В отношении него обратившемуся за назначением трудовой пенсии как гражданину России, должно применяться соответствующее законодательство Российской Федерации в области пенсионного обеспечения. Кроме того, согласно рекомендациям по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств республик бывшего СССР (в редакции распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 28.01.2005 г. № 11р) при определении права на пенсию по желанию граждан переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 года (письмо Минтруда России от 14 ноября 2003 г. № 3738-16). Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом при оценке его пенсионных прав вопреки его желанию было предложено представить справку о зарплате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В то же время в силу ст.30 ч.2 Закона при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера также может быть учтен его заработок за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. При этом в общий трудовой стаж включалась любая работа на территории СССР. Соответственно осуществляя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудовую деятельность на территории Молдавской ССР, а впоследствии и работая на территории Российской Федерации, он имел законные основания полагать, что приобретенные им в соответствии с действующим на то время законодательством пенсионные права будут реализованы. В силу требований Конституции РФ ранее приобретенное им право на исчисление расчетного размера трудовой пенсии исходя из его заработка за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести доплату согласно перерасчету с даты подачи заявления на назначение пенсии. Просит суд: 1) признать незаконным Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ему в исчислении трудовой пенсии исходя из заработка, полученного в Молдавской ССР; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> произвести ему перерасчет трудовой пенсии с момента назначения, исходя из сведений о его заработной плате в рублях (СССР) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Тупицын Б.М. подтвердил обстоятельства, изложенные в иске, просил суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> Козлукова В.А. считает, что следует отказать Тупицын Б.М. в удовлетворении исковых требований, посколькуПрава граждан, прибывших на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статьей 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии Федеральным Законом от 17.12.2001 г N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях В Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции Российской Федерации являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Закон N 173-ФЗ, который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения упомянутого Закона дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Закон N 167-ФЗ и Закон N 166-ФЗ, а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства Российской Федерации. Статья 15 Конституции Российской Федерации в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если положения Закона N 173-ФЗ не соответствуют действующим международным договорам Российской Федерации, то применяются нормы соответствующего международного договора. Обратим внимание на некоторые из них. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995, является международным Правовым актом, предусматривающие права на социальное обеспечение, граждан прибывших на постоянное место жительство из республики Молдова. Согласно пункту 3 статьи 6 вышеуказанного Соглашения для граждан государства одной стороны, переселившихся на территорию государства другой стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка(дохода) получаемого после переселения. Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 173-ФЗ, предусмотрено, что перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения. Исходя из вышеизложенного, законных основания для приобщения к заявлению о назначении трудовой пенсии справки, выданной ГУ-«Региональная станция скорой медицинской помощи <адрес>» <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Управления не было.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к следующему:
Истец Тупицын Б.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, является гражданином РФ и зарегистрирован по месту жительства в <адрес> <адрес>, что подтверждается паспортом №, выданным Новохоперским РОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №.
Суд располагает трудовой книжкой Тупицын Б.М. из которой следует, что он ДД.ММ.ГГГГ был принят на станцию скорой помощи согласно служебного перевода шофером по приказу № № от ДД.ММ.ГГГГ (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности по ст. 36 КЗОТ МССР по собственному желанию (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Гражданин РФ Тупицын Б.М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ему была назначена пенсия по старости в соответствии с абз.2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях».
Письмом ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Тупицын Б.М., отказано в принятии справки о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУ - «Региональной станцией скорой медицинской помощи <адрес>» (<адрес>), в связи с тем, что по трудовой книжки он работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Станции скорой помощи <адрес>). Трудовая пенсия гражданам, переселившимся из <адрес>, устанавливается соответственно по нормам Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 года, вступившего в силу 04.12.1995 года. Указанным Соглашением установлен порядок исчисления среднемесячного заработка при назначении пенсии. Согласно пункта 3 статьи 6 Соглашения от 10.02.1995 года для граждан государства одной стороны, переселившихся на территорию государства другой стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения. Он работает на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Российским законодательством для исчисления пенсии учитывается среднемесячный заработок за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями. С учетом изложенного, правовых оснований для принятия в расчет пенсии представленной им справки о заработной плате, за период работы в Республики Молдова не имеется. Рекомендовано представить справку о заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (помесячно), в периоды работы в <адрес> психоневрологическом интернате.
Справкой Региональной станцией скорой медицинской помощи <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Тупицын Б.М. действительно работал в данной организации водителем с ДД.ММ.ГГГГ (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ). Уволен в соответствии ст.36 КЗОТ МССР по собственному желанию.
В материалах дела имеется справка о фактическом заработке, учитываемом для исчисления пенсии, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выдана ГУ - «Региональной станцией скорой медицинской помощи <адрес>», согласно которой общая сумма заработка за 60 избранных месяцев составляет № рублей № копеек. Основание выдачи справки лицевые счета.
Адресной справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, подтверждается, что Тупицын Б.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ «Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом… … Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 10 данного Закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся с территории Республики Молдова на территорию Российской Федерации, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, заключенным в г. Москве 10 февраля 1995 года (далее Соглашение).
В соответствии со ст. ст. 2, 3, 4, 6, 8 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств. Стороны предоставляют на своей территории постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (приехавшим) из другой Стороны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения. Назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года. Для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения. Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились. В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года, принимаются без легализации.
Из материалов дела, видно, что Тупицын Б.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Молдова, входившей в состав бывшего СССР, а именно водителем на Станции скорой помощи <адрес>).
В соответствии с п. 2 ст. 6 названного Соглашения данный период трудовой деятельности истца, на территории Республики Молдова, входившей в состав СССР, подлежит включению в страховой стаж для установления трудовой пенсии.
В п. 3 ст. 6 указанного Соглашения, содержащийся в нем порядок исчисления пенсии, применяется в отношении «граждан одного государства» переселившихся на территорию «другого государства», т.е. применительно к рассматриваемому спору распространяется на граждан Республики Молдова, переселившихся на территорию Российской Федерации.
Прямое указание на применение данного порядка исчисления пенсии в отношении граждан, имеющих гражданство того государства, на территорию которого они переселились (в рассматриваемом случае в отношении граждан Российской Федерации переселившихся из Республики Молдова на территорию Российской Федерации), равно как запрет на применение в отношении данных граждан порядка исчисления пенсии, установленного национальным законодательством того государства, гражданство которого они имеют и на территорию которого они переселились, указанное Соглашение не содержит.
Согласно абз. 5 п. 12 Рекомендаций, прилагаемых к Распоряжению Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР»: «По желанию граждан - переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 года (письмо Минтруда России от 14 ноября 2003 г. N 3738-16).»
Судом установлено, что Тупицын Б.М. на момент обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии являлся гражданином Российской Федерации, в связи с чем, ему в соответствии со ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также ст. 4 названного международного Соглашения, должны быть обеспечены равные возможности в назначении пенсии с другими гражданами Российской Федерации, при оценке пенсионных прав которых в соответствии с п. 12 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» допускается применение порядка подтверждения трудового стажа и заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривал возможность исчисления пенсии из заработка за любые 60 месяцев подряд, полученного в течение всей трудовой деятельности, в т.ч. на территории бывшего СССР (ст. 102 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). В связи с чем, суд считает возможным исчисление трудовой пенсии истца исходя из сведений о его заработной плате в рублях (СССР) за период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, полученной в республике Молдова, входившей в состав бывшего СССР.
Использование заработка в рублях СССР за периоды работы, имевшие место до 31 декабря 1991 года, для расчета трудовой пенсии истца, как лица, переселившегося на территорию Российской Федерации из Республики Молдова, предусмотрено также абз. 5 п. 12 Рекомендаций, прилагаемых к Распоряжению Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР».
Совокупность приведенных доказательств позволяют суду прийти к выводу о том, что исковые требования Тупицын Б.М. подлежат удовлетворению, поскольку его требования обоснованны и не противоречат закону, решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Тупицын Б.М. в исчислении трудовой пенсии исходя из заработка, полученного в республике Молдова является незаконным и следует обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> произвести Тупицын Б.М. перерасчет трудовой пенсии с момента назначения пенсии исходя из сведений о его заработной плате в рублях (СССР) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, полученной в республике Молдова согласно справке о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУ - «Региональной станцией скорой медицинской помощи <адрес>», по которой общая сумма заработка за 60 избранных месяцев составляет № рублей № копеек, так как отказ Тупицын Б.М. в принятии данной справки о заработной плате является незаконным, а доводы представителя Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> являются необоснованными. Право истца на расчет пенсии было нарушено и в силу ст. 12 ГК РФ подлежит восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> произвести Тупицын Б.М. перерасчет трудовой пенсии с момента назначения пенсии исходя из сведений о его заработной плате в рублях (СССР) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, полученной в республике Молдова.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней через Новохоперский районный суд.
Судья Почепцов В.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>